Программа инновации «Использование метафорических ассоциативные карт, как средство коррекции эмоциональных состояний подростков» срок реализации –сентябрь 2015 - мая 2017 г.

Самойлова Мария Викторовна

Мак  ( метафорических ассоциативные карты-)это современный инструмент  для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции, являются здоровосберегающей технолоей. Программа инновации дает возможность внедрения новой технологии в дополнительное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.innovatsii_mak.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Дом детства и юношества»

Корсаковского городского округа Сахалинской области  

«Использование метафорических ассоциативные карт, как средство коррекции эмоциональных состояний подростков»

срок реализации –сентябрь 2015 - мая 2017 г.

        

Автор проекта:

Самойлова Мария Викторовна,

педагог дополнительного образования

Корсаков,2015

Пояснительная записка

Обретая душевную гармонию

                                                          мы обретаем себя и весь мир.

        

«Концепция  развития дополнительного образования детей  на период 2015-2020 годы»одной из задач ставит  «обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования детей при использовании лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик».

Проективные карты стремительно обретают популярность как в среде психологов ,для которых карты – почти универсальный рабочий инструмент, так и у обычных людей, которым карты помогают лучше понять себя, узнать что-то новое и интересное. Проективные карты, также называемые метафорическими, ассоциативными и психотерапевтическими(МАК) , появились как самостоятельный жанр в 1985 году. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, они стали новым инструментом арт-терапии и в таком качестве начали победное шествие по планете. За прошедшие десятилетия МАК распространились по всему миру, а первая колода, положившая начало новому направлению, переведена на двадцать два языка. На первый взгляд карты - это просто набор картинок размером с игральную карту или открытку. На самом же деле это инструмент арт-терапии, применяемый психологами в индивидуальной, семейной и групповой работе с людьми любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам. Этот инструмент используется для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции и являются здоровосберегающей технологией.Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся:

- чувства доверия и безопасности, возникающие у человека, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

- создание  общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни человека;

- возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

- развитие творческих способностей;

- лёгкость освоения методик – не требуется длительного обучения, с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде;

- гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации;

- привлекательность методики для человека: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции.

Существует множество форм работы и техник использования проективных карт, психолог выбирает те или иные в зависимости от поставленных целей. Общим моментом всех техник является то, что психолог ставит вопросы, касающиеся актуальной для человека темы, а человек  ищет ответы на эти вопросы в изображении, случайно выпавшем ему из колоды или целенаправленно выбранном им. В случае, когда карта содержит надпись, сначала интерпретируется изображение, затем слова. Если в колоде есть карты двух видов: только с изображениями и только со словами, интерпретируется случайное столкновение двух карт как дополняющих друг друга и освещающих одну и ту же тему с разных сторон.

Совмещение картинки с надписью при работе с картами «убивает двух зайцев»: образ обращается к правому полушарию мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым и грамматическим оформлением представления. Таким образом, карта стимулирует консолидацию работы обоих полушарий головного мозга, что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации и появлению инсайтов. В работе с проективными картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения и находит ответы на свои вопросы.

Актуальность

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и сверстников.

 Одной эффективных форм работы с подростками по психокоррекции, психопрофилактики и тренинга могут стать метафорические ассоциативные карты, в ходе которой смутные побуждения предстают перед подростком в яркой образной форме, он лучше осознает собственные влечения и эмоции. Одно из самых  важных достоинств метафорических ассоциативных карты – их игровой характер, что важно для детей.

Цель: Реализация технологии МАК, как средство коррекции эмоциональной сферы подростков

Задачи:

1.Изучить литературу по  МАК.

2.Определить и приобрести колоды карт для инновационной деятельности.

3.Определить методы и упражнения  использования колод карт для коррекции эмоциональных состояний подростков.

4.Провести практические занятия по применения МАК.

5.Создать методический инструментарий по отслеживанию результатов применения МАК.

6.Провести  анализ  результатов  экспериментальной деятельности

Структура инновации

1.Изучение МАК

2.Использование МАК в учебном процессе

3. Обработка данных диагностики

Участники. Учащиеся 9,10,11 классов образовательных школ города. На втором году проведения инновации создаются  микрогруппыдля  проведения практических занятий с целью  коррекции эмоциональных состояний подростков.

Направления деятельности:

Психологическая диагностика

Психологическое просвещение

Психологическая профилактика

Психологическое развитие и коррекция

Психологическое консультирование 

Индивидуальные и групповые занятия.

Этапы и сроки реализации

Инновация рассчитана на 2 года.

В первый год предполагается изучение МАК  и использование в учебном процессе

Во второй год предполагается  использование МАК в учебном процессев микрогруппах и индивидуальном консультировании

п/п

Содержание работы

Сроки

1.

ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Цель: разработка программы эксперимента

Задачи: 1.проанализировать литературу по данной теме,              изучить опыт коллег и выявить проблемы по данной теме;

2.Определение колод карт для практической деятельности

3.Подбор диагностик

4.Набор группы

Ведущие методы: анализ литературы, изучение опыта учителей по данной проблематике.

Основной результат:  создать условия для инновационной деятельности.

Сентябрь -январь

2015-16

2.

ВТОРОЙ ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Цель: организация практической деятельности  по использованию МАК

Задачи: 1. Провести практические занятия по применения МАК.2Создать методический инструментарий по отслеживанию результатов применения МАК.

3. Установление ограничений для получения положительного результата, выработка новых стратегий

Ведущие методы: Практические занятия. Консультация. Педагогическое наблюдение.

Основной результат:созданные методические приемы использования МАК, участие в конкурсе инновационных проектов, выступление на семинарах, педагогических чтениях, обмен опытом .

январь 2016 –март 2017

3.

ТРЕТИЙ ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ

Цель: анализ результатов экспериментальной деятельности

Задачи:1. провести анализ  результатов

                экспериментальной деятельности

             2. сделать выводы об эффективности экспериментальной деятельности

Ведущие методы: диагностика, , анализ, обобщение, рефлексия

Основной результат: скоррективаны эмоциональные состояния подростков , устойчивая самооценка подростков.

Март2017-май2017

Методическое обеспечение

  • Кац, Г. Метафорические карты : руководство для психолога/ Г.Кац, Е.Мухаматулина.-М.: Генезис, 2014.-160с.
  • Ушакова Т. Метафорические карты «Роботы». Работа с детьми, подростками и родителями. – М.: Генезис, 2015.

Формы и методы работы

  • поисковая деятельность,исследование
  • аналитическая деятельность
  • игровые технологии
  • методы формирования умений и навыков
  • индивидуальное обучение
  • индивидуально-групповая форма обучения на всех этапах

Ожидаемые результаты программы

  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагога по

психологическойдиагностике ,психологическому просвещению, коррекции и консультированию эмоциональных состояний подростков

  • Снижение уровня эмоциональных состояний у подростков
  • Отчет, выступление на педсовете по экспериментальной деятельности.

Диагностика и сроки диагностики

Инновационная деятельность условно осуществляется в два этапа:

  • начальный, в процессе ,которого  проходит изучение использования МАК
  • основной, где уже  происходит использование МАК  на групповых и индивидуальных занятиях. С учетом этого планируется диагностическая деятельность.
  • Шкала явной тревожности CMAS(адаптированная версия методики Дж. Тейлора.Автор А.М. Прихожин) нач. учебного года 2016-17
  • Шкала социально-психологической адаптированности. Методика изучения особенностей личностной саморегуляциишкольников.Оригинальная разработка К. Роджерса и Р. Цаймонда, адаптирована на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного университета) нач. учебного года 2016-17

Возможные риски и меры по их устранению

Перегруженность подростков в учебной деятельности . Психологические защиты.Меры по устранению возможных рисков: технология поддержки, высокая мотивация и интерес к собственной личности  в подростковом возрасте.

Итоговые документы

  1. Создание комплекса учебного и методического материала по МАК
  2. Внедрение новой здоровосберегающей технологии МАК в образовательные программы.

Список литературы

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»
  2. «Концепция  развития дополнительного образования детей  на период 2015-2020 годы»
  3. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей
  4. Конвенция о правах ребенка
  5. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.- 1233с.
  6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений/ C.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.

7.Визит в Зазеркалье[Текст]: опыт работы с проективными картами в различных областях практической психологии /под ред. Е.Р.Морозовской.- Одесса: Институт проективных карт, 2003.- 64 с.

8.Киршке, В. Клубника за окном [Текст]: ассоциативные карты для коммуникации и творчества/В.Киршке.-OH Verlag, 2010

9.Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога[Текст]: полное руководство.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2012

10.Морозовская, Е. Мир проективных карт [Текст]: обзор колод, упражнения, тренинги.-М.: Генезис, 2014.-168с.

11.Халкола У. Копытин А.И. Спектрокарты: Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании. – СПб.: Речь, 2012.

12. Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты. Руководство для психолога. – М.: Генезис, 2013.

13.Огненко Н. Переход. Ассоциативно-метафорические фотокарты: проективная методика. – СПб.: Речь, 2014.

Интернет ресурс:Ассоциативные карты коочинге, психотерапии и консультировании