Рекомендации для родителей тревожных детей.
...Тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви родителей, в ласке и внимательном отношении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_trevozhnomu_rebenku.pptx | 502.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение: Тревожность — это личная психологическая особенность, содержащаяся в завышенной предрасположенности испытать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, даже в таких, которые к этому не предрасполагают.
Ваш ребенок тревожный, если: он испытывает страх пред всем новым, незнакомым, непривычным; у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность; у него наблюдается нарушение сна, беспокойство, рассеянность; он не уверен в себе, у него заниженная самооценка; у него повышенная утомляемость; он совершает множество неудачных движений и жестов; он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения старших; он исполнителен, у него развитое чувство ответственности; у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее; он безынициативен, пассивен, робок; он болезненно воспринимает критику от окружающих; он обвиняет себя во многих неудачах; он часто критикует других . Если половина и более признаков, перечисленных выше, характерны для вашего ребенка , то у него повышенная тревожность.
По мнению многих специалистов (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1998; Захаров А. И. 1997 и др.), одной из причин возникновения детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений. Основными причинами возникновения тревожного поведения являются: • неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка; • повышенная тревожность самих родителей; • непоследовательность родителей при воспитании ребенка; предъявление ребенку противоречивых требований; эффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них; • стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей; авторитарный стиль воспитания в семье; • гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам (Захаров А. И., 1997).
Типы тревожных детей: Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.
Типы тревожных детей: Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой). Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.
Типы тревожных детей: Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально). Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.
Типы тревожных детей: Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.
У родителей тревожных детей тоже часто бывает повышенный уровень тревожности. Иногда это состояние взрослого невольно передается детям. Например, как показывает практика, у тревожно-мнительных матерей, чрезмерно опасающихся за здоровье своего ребенка, дети в большей степени подвержены заболеваниям. Мамы и папы должны помнить о негативном влиянии их собственного поведения и состояния (большое количество запретов, необоснованных замечаний, окриков, приказов) на повышение уровня тревожности их ребенка. Тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви родителей, в ласке и внимательном отношении.
Воспитание детей с синдромом тревожности должно включать в себя три основных направления: Повышение самооценки ребенка – помогайте вашему ребенку становиться увереннее в себе, ценить себя. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения – учите ребенка замечать свою тревогу и справляться с ее признаками с помощью методов релаксации, рисования и другими способами. Обучение навыкам владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка , – обратите внимание на сложные ситуации, вызывающие тревогу у ребенка (общение с незнакомыми людьми, ответы у доски, выступление на сцене и т.д.), и учите ребенка различным способам разрешения этих ситуаций.
Рекомендации родителям: чаще обращайтесь к ребенку по имени; ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина); не сравнивайте ребенка с другими, лучше сравните его успехи или поведение с его успехами в предыдущих ситуациях; откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка; не требуйте от ребенка извинений за проступок, лучше пусть он объяснит, почему он это сделал; старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний; будьте единодушны и последовательны в своих действиях, поощряя и наказывая ребенка; не предъявляйте к ребенку завышенных или необоснованных требований; демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку; способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что; обсуждайте с ребенком трудные и конфликтные ситуации, в которые он попадает или может попасть; доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
Спасибо за внимание!