Организация образовательного процесса на основе личностно ориентированного подхода.

Шувалова Наталья Александровна

Организация образовательного процесса на основе личностно ориентированного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostn._oriet_.podh_word_2.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательного процесса на основе личностно ориентированного подхода.

Мы  пришли к осознанию той очевидной истины, что Бог не всем отмеряет равной мерой. Обучающиеся имеют индивидуальные особенности:

• природные задатки и способности (темперамент и характер).

• характер протекания мыслительных процессов;

• уровень знаний и умений;

• работоспособность;

• уровень познавательной и практической самостоятельности и активности;

• темп продвижения в обучении;

отношение к учению и т. д.

Кроме того учатся  дети с проблемами в обучении: отставание в развитии когнитивных  функций (особенности памяти, операции мышления,  трудности в разделении целого на части, выделение главного, абстрагирование),  нарушение мотивации обучения);

  2) гиперактивные дети;                                                                                                                                                       

  3) дети с нарушениями речи;

  4) дети с личностными проблемами (высокая тревожность, эмоциональные расстройства);

  5) дети  с  проблемами  в  семье  (в том числе  сироты, приемные дети, близнецы, дети из неполных и многодетных семей).

Личностно ориентированное обучение  обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности, ее индивидуальности, неповторимости, признание  самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как человека, наделенного своим неповторимым «субъектным опытом».

Для личностно ориентированного подхода  более существенной является  ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос «каким быть», а не «кем быть».

Реализуя учебно-познавательную деятельность в личностно ориентированной системе обучения, учащийся осуществляет рефлексию своей деятельности, сравнивая себя с другими учащимися, оценивая свои поступки и характеристики поведения, воспринимая себя и других при этом в целом. Результатами такой деятельности станут:

  1. способность вырабатывать силу воли, умение управлять собой;
  1. умение преодолевать трудности, собственные эмоциональные барьеры;
  1. умение  продуктивного общения путем достижения гармонии с окружением.

Произойдет присвоение таких черт характера, как  активность, инициативность, самостоятельность,  любовь к учению, умение «быстро входить в работу», концентрация внимания, спокойствие, умение конструктивного общения с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим.

Психологи говорят о важности формирования «Я-концепции», позитивной самооценки. Умение объективно оценить свои возможности — в определенной степени залог успеха. В психологии есть такое понятие «ожидание». Если учитель всем своим отношением показывает, что ничего хорошего он от Васи или Маши по своему предмету не ожидает, этому поверят и Маша, и Вася. Это станет и их ожиданием, и потому они заранее обречены на неуспех. И напротив, если учитель говорит даже самому слабому ученику, что у него все обязательно получится, только нужно немного постараться, у него действительно, пусть и не сразу, все получится, конечно, в соответствии с его способностями.

Самооценка = успех / притязания

Но для этого важно уметь оценить и свои успехи, и те притязания, которые данному индивиду под силу осуществить. «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом», — говорится в пословице. Но это только одна сторона проблемы. «Выше крыши не прыгнешь» — другая ее сторона. Вот определение этой «крыши» и является проблемой для каждого человека. Солдат много, генеральских должностей мало. Стремиться к успеху необходимо. В этом суть самоактуализации личности. Но для каждого человека существует своя «крыша», т.е. уровень притязаний. Чрезмерные притязания, не соответствующие способностям индивида, могут негативно отразиться не только на его карьере, но и на характере, и на здоровье. Заниженные притязания столь же опасны для благополучия человека.

А. А. Леонтьев приводит ряд признаков, по которым можно «опознать» наличие негативной установки учителя, т. е. бессознательно плохое отношение к ученику.

  1. Он дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем «хорошему», т.е. не дает ему подумать.
  2. Если «плохой» ученик дал неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.
  3. Он «либеральничает», оценивает положительно неверный ответ «хорошего» ученика.
  4. В то же время он чаще ругает «плохого» ученика за неверный ответ.
  5. Соответственно реже хвалит его за правильный ответ.
  6. Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки.
  7. Реже улыбается, меньше смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему».
  8. Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.

Учитель, работающий с позиций личностно ориентированного обучения:

1.Способен сосредоточиться на положительном восприятии внутреннего мира ученика:

- проявляет терпимость к выражению эмоций со стороны ученика;

- способен глубоко вникнуть в его внутренний мир;

- готов адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека, чтобы достичь еще большего понимания того, что с ним происходит.

2.        Учитель искренне верит в то, что у каждого ученика есть потенциаль
ные возможности для понимания и изменения себя в позитивном
направлении. Вместе с тем это вовсе не  
означает, что учителя должны безоговорочно
одобрять в ребенке все. Это значит, что они должны видеть его
таким, какой он есть. Критиковаться могут поступки, а не вся личность в целом. По мнению психологов, развитие у ребенка
позитивной самооценки происходит под действием двух механизмов:
если ребенок не опасается быть отвергнутым в том случае,
если он продемонстрирует какие-то свои негативные стороны; если
он уверен, что к нему будет благожелательное отношение независимо от его успехов или неудач. Поэтому учитель должен оценивать успехи ученика в соответствии с его возможностями.

3. Учитель проявляет естественность в отношениях с учениками, неподдельность выражения его реакций на их чувства, на потребность в помощи. По мнению Р. Бернса, нуждающемуся в помощи ученику необходим такой наставник, с которым он испытывал бы чувство безопасности и непринужденности в общении.

Все это лишь условия формирования позитивной самооценки.

Признаки традиционных технологий обучения: 

  • трансляция готового учебного содержания.
  • изложение нового материала – монолог учителя.
  • диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень общения у учащихся.
  • основные функции учителя – информирующая, контролирующая и оценивающая.
  • единообразие в содержании и формах ученической деятельности.
  • ориентация на формирование личности с заданными свойствами.
  • надзор вместо управления.

Особенности личностно-ориентированных технологий  

ЦЕЛЬ – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания.

Учитывая эти требования, можно определить перечень педагогических технологий, построенных на личностно-ориентированном подходе:

  • технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);
  • педагогика сотрудничества  («проникающая технология»);
  • адаптивная система обучения;
  • гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;
  • технология полного усвоения знаний;
  • игровые технологии;
  • технологии развивающего обучения;
  • проблемное обучение;
  • технологии разноуровневого обучения;
  • технология исследовательского обучения;
  • технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
  • коллективный способ обучения;
  • технологии модульного обучения.

ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

(Ф. Гизбург)

  1.  Манерам подражая проповедника,

ориентируй речь на собеседника.

  1. Ты за внимание борись, не строй общение «сверху вниз».
  2. Стремись изучать детей настроение,

Их мимику, жесты и глаз выражение.

Какие они вчера и сегодня,

Какие с утра и какие в полдень,

Что говорят они смехом, слезами...

Учись себя видеть детей глазами!

4.        Не ограничивайся только информацией.

Воздействуй, наблюдая за реакцией.

6.        Умейте слушать вдумчиво, внимательно

и завоюете ребенка окончательно.

7.        По пустякам не возникать! Конфликты нейтрализовать!

Порой идти на мелкие уступки и осуждать не личность, а поступки!

10. Вот ребенок. Чтоб найти подход к нему,

Начинай с вопросов: «Почему?»,

 «Как?», «Зачем?», «Что думаешь о том?»,

 Инициативен будь притом.

11.        Любите детей, будьте вежливы с ними.

Они в любом возрасте очень ранимы...

12.        Полнее используйте роль одобрения

и избегайте шаблона в общении!

  1. «Голая» критика будет вредна, если добра не содержит она.
  2. Фамилия редко бывает нужна. Запоминайте детей имена!

15.        В игре и спорте, танцах и работе — везде пример вы личный подаете.

Нельзя об этом забывать.

                       Собой учитесь управлять.

  1. Чтоб уважения детей добиться, слово и дело должны сходиться!
  2. Вы должны оптимизмом лучиться,

Пусть даже с риском потом ошибиться.

  1. Не бойтесь вежливыми быть: спасибо детям говорить.
  2. Уважайте чужое мнение, понимайте детей настроение.
  3. Все коллективно обсуждайте, но персонально поручайте!

        И персонально отвечайте, о том, друзья, не забывайте...

  1. Ставьте себя на  место детей и сможете их понять поскорей!
  2. Дети не любят грубые фразы: выполнят просьбу, но не приказы.

26.        Старайтесь все о детях знать, контакты личные искать. 

28.        Не отвечайте на вопрос вопросом, не будьте строгим, хмурым «боссом».

29.        Не будьте скучными, банальными,

Старайтесь быть оригинальными.

 Но в этом тоже меру знайте и носом дверь не открывайте...

30.        Признать ошибку потрудитесь, перед ребенком извинитесь.

От этого авторитет

ваш вовсе не сойдет на «нет».

32.        Интересуйтесь не периодически

детей усталостью физической, психической.

  1. «Любимчиков» не заводите, за прегрешения не мстите.
  2. Наедине все выясняйте и перед всеми не ругайте.

Не унижайте их при всех.

 Ведь убивает даже смех! 

37.        Наказывать работой непедагогично.

Но если так — трудитесь с ними лично.

Пускай детишки ваши понимают, что и учителя за них страдают.

  1. Коли не можете найти ответа, то не стесняйтесь  признаться в этом.
  2. Воспитывай, но, ради Бога, не досаждай моралью строгой!

 

Трудности для студентов со слабой нервной системой ( меланхолики) –         это :

  • длительная напряженная работа;
  • ответственная работа, требующая напряжения;
  • контрольные работы, особенно при дефиците времени;
  • преподаватель задает неожиданные вопросы и требует устного ответа; ситуация письменного ответа для меланхолика более благоприятна;
  • работа в шумной, неспокойной обстановке;
  • работа после неудачного ответа, оцененного преподавателем отрицательно;
  • работа у вспыльчивого, несдержанного преподавателя.

Для ослабления негативных эффектов необходимо:

  • не ставить студента в ситуацию резкого ограничения времени, давать некоторое время на подготовку, иногда позволять давать ответы в письменной форме, не спрашивать меланхолика по новому, только что пройденному материалу;
  • поощрять и подбадривать, повышать уверенность в собственных силах, замечать удачи, успехи;
  • при неправильном ответе делать замечания в мягкой форме;
  • по возможности не отвлекать внимание студентов на другую работу до завершения начатой.

У студентов с инертной, неподвижной нервной системой (флегматики) возникают следующие трудности:

  •  когда учитель предлагает задания, разные по форме, содержанию и способам решения, флегматики трудно переключаются;
  •   когда материал излагается в высоком темпе;
  •   время выполнения задания строго ограничено;
  •   когда необходимо дать быстрый ответ;

Преподавателям в работе с флегматиками можно рекомендовать:

  • не требовать немедленного активного включения в работу, дать возможность включиться постепенно;
  • не требовать выполнения нескольких разных заданий;
  • помнить, что флегматикам трудно дается импровизация;
  • не спрашивать в числе первых.