Методическая разработка практического занятия «Межличностные конфликты и пути их разрешения».

Шувалова Наталья Александровна

 Методическая разработка практического занятия «Межличностные конфликты и пути их разрешения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskayarazrabotka_mezhlichnostn._konflikt.doc141.1 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 3»

Егорьевский филиал

 Методическая разработка практического занятия

«Межличностные конфликты и пути их разрешения».

Преподаватель психологии: Шувалова Наталья Александровна

Егорьевск 2016


Тема: «Межличностные конфликты и пути их разрешения».

Цели занятия:

Образовательная:

  1. Проработать, закрепить теоретический материал о конфликте, его видах, структуре.
  2. Формировать умение анализировать конфликтные ситуации.
  3. Находить альтернативы для разрешения конфликтов.

Воспитательная: воспитание умения формулировать проблему и предлагать пути её решения, умения работать в команде, способствовать повышению грамотности устной  речи.

Развивающая: развитие самостоятельности, дифференцированного подхода к заданиям, умения принимать решения, развитие навыков коррекции собственной деятельности.

Студенты должны знать:

  • определения: «конфликт», «конфликтогенность»;
  • классификацию конфликтов;
  • способы реагирования в конфликтных ситуациях;
  • способы выхода из конфликтов;
  • видеть позитивные стороны личности собеседника, оппонента.

Студенты должны уметь:

  • определять вид конфликта по предложенной ситуации или визуальному образу;
  • находить альтернативные решения;
  • давать достойный ответ на эмоционально отрицательно окрашенные реплики;

Изучение темы позволит развивать у студентов следующие компетенции:

Профессиональные: способность применять знания и умения в профессиональной деятельности - анализировать конфликтные ситуации; применять правила рационального поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, конфликтных ситуациях в медицинской практике.

Социальные: умение организовать свою работу; умение сотрудничать и работать в группе, команде; улаживать разногласия и конфликты; умение договариваться.

Личностные: способность самостоятельно принимать решения; проявлять инициативу; войти в группу, коллектив и внести свой вклад; показать стойкость перед трудностями.

Индивидуальные: способность быть гибким перед лицом быстрых изменений; нести ответственность за себя и за других; готовность и стремление к познанию и самосовершенствованию.

Формы организации урока: фронтальная, групповая (в команде), индивидуальная.

Оборудование: доска (компьютер, проектор, экран, часы), раздаточные материалы (для работы в команде, в парах,  самостоятельной работы).

Содержание практического занятия

  1. Организационный момент
  2. Презентация по лекционному материалу.
  3. Презентация в картинках «Виды конфликтов»
  4. Демонстрация        мультфильма «Конфликт»
  5. Практическое задание «Конфликтные ситуации»
  6. Обсуждение «Напряжённые ситуации в медицинской практике»
  7. Дискуссия «Профилактика возникновения конфликтов в общении медработника и пациента».
  8. Упражнение «Достойный ответ»
  9. Упражнение «Комплимент»
  10. Подведение итогов занятия.

Ход урока.

  1. Презентация по лекционному материалу «Конфликты».

Вопросы группе по ходу презентации:

  • Перечислите возрастные кризисы, приводящие к повышению конфликтности.
  • Рекомендации по выходу из внутриличностного конфликта.
  • В чём суть метода «Позитивное отношение к личности»?
  • Рекомендации по общению в межличностном конфликте.

  1. Презентация в картинках «Виды конфликтов».

  1. Конфликт в системе «начальник-подчинённый».

Вопросы:

  1. Вид конфликта. (Межличностный).
  2. В какой плоскости протекает конфликт? (В вертикальной).
  3. Кто является начальником, кто подчинённым? По каким признакам вы сделали выводы?

Начальник стоит, его указывающий жест говорит о раздражении, он высказывает претензии, поза уверенная. Подчинённый «вжался в стул», пугливо смотрит на начальника.

  1. Супружеский конфликт

Вопросы:

  1. Вид конфликта? (Межличностный, супружеский).
  2. В какой плоскости лежит конфликт? (В горизонтальной).
  3. Какой способ реагирования демонстрируют супруги? (Уход, избегание, супруги не смотрят друг  на друга, не хотят договориться).
  4. Эффективен ли этот способ? (Нет, особенно если причина разногласий серьёзная. В этом случае через какое-то время конфликт разгорится с новой силой).

3. «Бараны». 

Вопросы:

  1. Вид конфликта? (Межличностный).
  2. Какой способ реагирования представлен? (Соперничество)
  3. В чём его суть? (Соперничество - это способ реагирования в конфликте, когда оппоненты стремятся удовлетворить личные интересы в ущерб другому).

4. Внутриличностный конфликт

Вопросы:

  1. Вид конфликта? (Внутриличностный)
  2. В чём суть внутриличностного конфликта? (Острое, критическое переживание личности, вызванное борьбой её внутреннего мира).
  3. По каким признакам вы определили внутренний конфликт? (По жестам - человек схватился за голову. По мимике - глаза закрыты, брови нахмурены - это свидетельствует о внутреннем переживании).

5. Детско-родительский конфликт.

Вопросы:

  1. Вид конфликта? (Межличностный, семейный, детско-родительский конфликт).
  2. В какой плоскости лежит конфликт? (В вертикальной).
  3. Если родитель будет использовать авторитаризм, жестокость, давить на ребёнка. Как это повлияет на личность ребёнка? (Возможно 2 варианта: либо ребёнок станет таким же жёстким, агрессивным, жестоким, как родители, либо, поддаваясь давлению, станет пассивным, ему будет трудно принимать самостоятельные решения).

6. «Драка».

Вопросы:

  1. Вид конфликта? (Межличностный с применением физической агрессии).
  2. В какой плоскости протекает конфликт? (В горизонтальной).
  3. Способ реагирования в конфликте? (Соперничество).
  4. Дайте определение «физическая агрессия». (Физическая агрессия – это деструктивная тенденция человеческой активности, связанная с использованием физической силы против другого лица).

7. «Третейский суд».

Вопросы:

  1. Вид конфликта? (Межличностный).
  2. Какой способ разрешения конфликта представлен? (Способ вмешательства авторитетного третьего)
  3. В чём сущность этого способа? (Находясь в межличностном конфликте, люди не воспринимают слов, аргументов, высказанных оппонентом. Оказать содействие может «третий человек", пользующийся авторитетом, даст совет, поможет разрядить обстановку).
  4. Какие требования предъявляются к «третьему лицу»? (Беспристрастность и компетентность, т.е. знание предмета конфликта).

8. «Рукопожатие».

Вопросы:

  1. Возможно ли таким образом завершить напряжённую конфликтную ситуацию? (Да).
  2. Какие способы следует применять? (Сотрудничество и компромисс).
  3. Что такое сотрудничество? (Сотрудничество - это самый эффективный способ разрешения конфликта, когда его участники приходят к альтернативе, которая удовлетворяет интересы обеих сторон).
  4. Определение «компромисс». (Компромисс - это соглашение между участниками конфликта, которое достигается путём взаимных уступок).

  1. Демонстрация мультфильма.

Обсуждение мультфильма:

  1. С чего начинается конфликт
  2. Меняется ли наше восприятие ситуации к концу фильма?
  3. Что, по вашему мнению, пытался показать автор, какие ставил цели?

Фильм начинается с появления спичечного коробка, из которого выходят спички. Мы ассоциируем их с людьми. Они сразу разделяются на две группы (это свойственно людям: мы делимся на этнические, расовые, религиозные группы. Даже в малой студенческой группе возникают микрогруппы).

Между спичками появляется разделительная полоса, она ассоциируется с государственной границей, которую охраняют часовые-пограничники. Через некоторое время граница смещается и возникает межличностный конфликт. Спички наносят друг другу физический ущерб, используя метод соперничества с применением физической агрессии. Приходит подмога и начинается настоящая война. Мы видим танки, автоматы, пулемёты. Конфликт перешёл на новый уровень - это геополитический конфликт.

Противник стремятся уничтожить друг друга. Одни хотят «взять» численностью, другие используют оружие массового поражения - огонь. Огненная стихия неуправляема. Гибнут все. Война уносит миллионы жизней. Огненная стихия в сочетании с музыкой оставляет неприятные ощущения. Автор показывает, к каким страшным, непоправимым последствиям могут привести разногласия и неумение сотрудничать и договариваться.

  1. Практическое задание «Конфликтные ситуации».

Инструкция: прочитайте ситуацию. По методу «мозгового штурма» придумайте как можно больше способов разрешения конфликта. Затем выберите один, наиболее эффективный способ. Для выполнения задания разделитесь на группы по 3-4 человека

Ситуация № 1:

Представьте ситуацию. Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам неудобства тем, что устраивают шумные гулянки, допоздна поют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело, и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия.

Постарайтесь придумать как можно больше способов решения ситуации.

Ситуация № 2:

Представьте ситуацию. Вы работаете в офисе. Уходя на время со своего рабочего места, вы уже не в первый раз обнаруживаете, что кто-то обедает навашем столе: видны следы от кофе, крошки. Вам это не нравится. Вы хотели бы пресечь такие действия.

Как вы будете разрешать создавшуюся ситуацию?

Ситуация № 3:

Представьте ситуацию, в которой муж и жена решают проблему приближающего отпуска. Причём их позиции по этому вопросу расходятся: муж предлагает поехать к родственникам в деревню, а жена хочет провести отпуск с комфортом у моря.

Разработайте возможные варианты решения проблемы.

Ситуация № 4:

Вы собираетесь к подруге на день рождения. Мама вас не отпускает, упрекая в легкомыслии «тебе бы только гулять» и в отсутствии помощи по хозяйству.

Как вы будете разрешать создавшуюся ситуацию?

Ситуация № 5:

Молодая семья, женаты 3 года. Оба супруга работают. Муж считает, что пора рожать ребёнка. Жена считает, что сначала нужно сделать карьеру, ведь родив ребёнка, она не будет иметь возможность карьерного роста. В семье возникают разногласия.

Как разрешить ситуацию? Разработайте возможные способы решения проблемы.

Ситуация № 6:

Представьте ситуацию. Вы купили в магазине шкатулку, в тот же вечер у неё сломался запор. На следующий день вы приходите в магазин, и продавец сообщает, что на декоративные товары гарантии нет, и вам ничем не могут помочь.

Как вы будете разрешать создавшуюся ситуацию?

Ситуация № 7:

Юноша и девушка встречаются около года и намерены пожениться. Юноша из обеспеченной семьи, девушка - из неполной семьи, мама работает на фабрике. Родители юноши категорически против свадьбы.

Как разрешить ситуацию? Разработайте возможные способы решения проблемы.

Обсуждение: с какой целью мы выполняли упражнение? В ситуации конфликта наши эмоции накалены, мы испытываем целый комплекс негативных чувств. Поэтому в голову приходит какой-то один способ решения проблемы. Мы упорно его отстаиваем. Очень важно найти несколько альтернативных решений (как минимум 2-3), проанализировать их, сравнить, найти плюсы и минусы и выбрать лучший.

  1. Дискуссия: «Напряжённые ситуации в медицинской практике».

Уважаемые студенты, вы уже второй год посещаете практику, видите пациентов, общаетесь с ними, проводите манипуляции.

 Вопросы для дискуссии:

1. Возникали ли у вас напряжённые ситуации на практике?

2. Как вы их решали?

3. Какие стили взаимодействия с пациентами вы использовали? Являлись ли они эффективными?

4. Учитывали ли вы индивидуальные возрастные особенности пациентов?

5. Удавалось ли вам справляться со своим эмоциональным состоянием?

 

  1. Профилактика возникновения конфликтов в общении медицинских работников и пациентов

Профилактика конфликтов - это, прежде всего учёт индивидуальных особенностей личности (характера, темперамента) и их изменений во время болезни.

Если у человека доминантный характер: жёсткий, напористый, решительный, самоуверенный, то ему надо дать возможность выявить свою доминантность, не пресекать его, но спокойно держаться своей точки зрения, и он умерит свой непроизвольный натиск. В противном случае общение может перейти в конфликт.

Недоминантный характер чуток к внешним признакам силы, такой человек уступчив, легко теряется, терпеливо сносит, когда его перебивают. Он нуждается в поощрении, подбадривании. Ему необходимо показать, что он может многое, вселить в него веру в себя. Ни в коем случае не повышать голоса, это будет вселять веру в его недоминантность.

Встречаются ригидные пациенты, которые не любят, чтобы их перебивали. С ними необходимо максимальное терпение и такт. Каждому медработнику необходимо умение определять характер пациента и выбирать стиль общения с ним.

Так, экстраверт расположен к общению, он слушает только себя. В общении с ним не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии.

Интроверт любит одиночество, уходит в себя. С ним полезно держаться учтиво. Даже немного суховато, быть готовым к затяжным паузам.

Пациент холерического темперамента, черты которого заостряются во время болезни, может вступить в спор, начать излишне возражать, не согласиться с той или иной процедурой.

Меланхолик способен отреагировать на болезнь замкнутостью.

Медлительный флегматик может явиться раздражителем для медсестры с холерическими чертами характера.

Сангвиник постарается не выносить на обсуждение какие-либо вопросы своей болезни.

Для предупреждения конфликтных ситуаций медсестре важно учитывать особенности личности, возраст, характер болезни. Если эти особенности не будут учтены и медсестра или врач сочтут их обидными и оскорбительными для себя, возможно, их эмоциональное поведение будет способствовать возникновению конфликта.

Самой главной профилактикой конфликтов является создание благоприятного психологического климата. Медсестре важно прогнозировать, анализировать последствия своих слов и поступков.

Человеческое мышление на 80% способно прогнозировать последствия. Необходимо использовать эти способности. Желание понять пациента и помочь ему, а также строгий самоконтроль помогут вам найти верное профилактическое средство, чтобы конфликт не возник.

  1. Упражнение «Достойный ответ»

В конфликте мы часто слышим неприятные реплики в свой адрес. Культурный человек никогда не ответит грубостью на грубость, постарается сохранить достоинство.

Инструкция: вы получаете реплики, зачитывайте их соседу по парте и постарайтесь дать на них достойный ответ, т.е. не унижая ни собеседника, ни себя.

Реплики:

  1. Твои деловые качества оставляют желать лучшего
  2. У тебя полностью отсутствует чувство юмора.
  3. Ты никогда никому не помогаешь.
  4. Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведёшь себя так, как будто ты самый главный здесь.
  5. С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.
  6. Ты слишком много болтаешь ерунды.
  7. Сначала говорить научись, а потом спорь.
  8. Когда-нибудь твою голову посещают умные мысли?
  9. Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
  10. С таким человеком, как ты трудно найти общий язык.
  11. 11 .Мне безразлично твоё мнение.
  12. С тобой бесполезно договариваться о чём-либо. Ты всё равно всё забудешь.
  13. Ты слишком плохо воспитана.
  14. Почему ты на всех смотришь волком?
  15. Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
  16. Посмотри,        на кого ты похожа!
  17. У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.
  18. Ты как не от мира сего.
  19. Что ты вечно на всех кричишь?

  1. Упражнение «Комплимент».

Мы знаем, что в конфликте можно использовать метод «положительного отношения к личности». В ситуации нервного напряжения и противоборства достаточно трудно дать положительную характеристику человеку, с которым споришь. Давайте потренируемся делать комплименты людям в спокойной ситуации. Дайте каждому из вас 2-3 положительных отзыва (о внешности, особенностях характера, личностных качествах).

Подведение итогов занятия:

Рефлексия деятельности:

1. Самоанализ обучающимися результатов деятельности, общий вывод о работе в парах, в команде. Самооценка компетенций,  которые развиваются на данном занятии:

Вопросы:

  1. Можете ли вы самостоятельно находить альтернативы для разрешения конфликтов? (да, частично, нет)
  2. Сможете ли применить правила рационального поведения в конфликте в реальных жизненных ситуациях? (да, частично, нет)
  3. Достигнута ли цель занятия? (да, частично, нет)
  4. Возникло ли удовлетворение от работы в команде? (да, частично, нет)

Выставление оценок студентам.