Методическая разработка практического занятия «Межличностные конфликты и пути их разрешения».
Методическая разработка практического занятия «Межличностные конфликты и пути их разрешения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskayarazrabotka_mezhlichnostn._konflikt.doc | 141.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 3»
Егорьевский филиал
Методическая разработка практического занятия
«Межличностные конфликты и пути их разрешения».
Преподаватель психологии: Шувалова Наталья Александровна
Егорьевск 2016
Тема: «Межличностные конфликты и пути их разрешения».
Цели занятия:
Образовательная:
- Проработать, закрепить теоретический материал о конфликте, его видах, структуре.
- Формировать умение анализировать конфликтные ситуации.
- Находить альтернативы для разрешения конфликтов.
Воспитательная: воспитание умения формулировать проблему и предлагать пути её решения, умения работать в команде, способствовать повышению грамотности устной речи.
Развивающая: развитие самостоятельности, дифференцированного подхода к заданиям, умения принимать решения, развитие навыков коррекции собственной деятельности.
Студенты должны знать:
- определения: «конфликт», «конфликтогенность»;
- классификацию конфликтов;
- способы реагирования в конфликтных ситуациях;
- способы выхода из конфликтов;
- видеть позитивные стороны личности собеседника, оппонента.
Студенты должны уметь:
- определять вид конфликта по предложенной ситуации или визуальному образу;
- находить альтернативные решения;
- давать достойный ответ на эмоционально отрицательно окрашенные реплики;
Изучение темы позволит развивать у студентов следующие компетенции:
Профессиональные: способность применять знания и умения в профессиональной деятельности - анализировать конфликтные ситуации; применять правила рационального поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, конфликтных ситуациях в медицинской практике.
Социальные: умение организовать свою работу; умение сотрудничать и работать в группе, команде; улаживать разногласия и конфликты; умение договариваться.
Личностные: способность самостоятельно принимать решения; проявлять инициативу; войти в группу, коллектив и внести свой вклад; показать стойкость перед трудностями.
Индивидуальные: способность быть гибким перед лицом быстрых изменений; нести ответственность за себя и за других; готовность и стремление к познанию и самосовершенствованию.
Формы организации урока: фронтальная, групповая (в команде), индивидуальная.
Оборудование: доска (компьютер, проектор, экран, часы), раздаточные материалы (для работы в команде, в парах, самостоятельной работы).
Содержание практического занятия
- Организационный момент
- Презентация по лекционному материалу.
- Презентация в картинках «Виды конфликтов»
- Демонстрация мультфильма «Конфликт»
- Практическое задание «Конфликтные ситуации»
- Обсуждение «Напряжённые ситуации в медицинской практике»
- Дискуссия «Профилактика возникновения конфликтов в общении медработника и пациента».
- Упражнение «Достойный ответ»
- Упражнение «Комплимент»
- Подведение итогов занятия.
Ход урока.
- Презентация по лекционному материалу «Конфликты».
Вопросы группе по ходу презентации:
- Перечислите возрастные кризисы, приводящие к повышению конфликтности.
- Рекомендации по выходу из внутриличностного конфликта.
- В чём суть метода «Позитивное отношение к личности»?
- Рекомендации по общению в межличностном конфликте.
- Презентация в картинках «Виды конфликтов».
- Конфликт в системе «начальник-подчинённый».
Вопросы:
- Вид конфликта. (Межличностный).
- В какой плоскости протекает конфликт? (В вертикальной).
- Кто является начальником, кто подчинённым? По каким признакам вы сделали выводы?
Начальник стоит, его указывающий жест говорит о раздражении, он высказывает претензии, поза уверенная. Подчинённый «вжался в стул», пугливо смотрит на начальника.
- Супружеский конфликт
Вопросы:
- Вид конфликта? (Межличностный, супружеский).
- В какой плоскости лежит конфликт? (В горизонтальной).
- Какой способ реагирования демонстрируют супруги? (Уход, избегание, супруги не смотрят друг на друга, не хотят договориться).
- Эффективен ли этот способ? (Нет, особенно если причина разногласий серьёзная. В этом случае через какое-то время конфликт разгорится с новой силой).
3. «Бараны».
Вопросы:
- Вид конфликта? (Межличностный).
- Какой способ реагирования представлен? (Соперничество)
- В чём его суть? (Соперничество - это способ реагирования в конфликте, когда оппоненты стремятся удовлетворить личные интересы в ущерб другому).
4. Внутриличностный конфликт
Вопросы:
- Вид конфликта? (Внутриличностный)
- В чём суть внутриличностного конфликта? (Острое, критическое переживание личности, вызванное борьбой её внутреннего мира).
- По каким признакам вы определили внутренний конфликт? (По жестам - человек схватился за голову. По мимике - глаза закрыты, брови нахмурены - это свидетельствует о внутреннем переживании).
5. Детско-родительский конфликт.
Вопросы:
- Вид конфликта? (Межличностный, семейный, детско-родительский конфликт).
- В какой плоскости лежит конфликт? (В вертикальной).
- Если родитель будет использовать авторитаризм, жестокость, давить на ребёнка. Как это повлияет на личность ребёнка? (Возможно 2 варианта: либо ребёнок станет таким же жёстким, агрессивным, жестоким, как родители, либо, поддаваясь давлению, станет пассивным, ему будет трудно принимать самостоятельные решения).
6. «Драка».
Вопросы:
- Вид конфликта? (Межличностный с применением физической агрессии).
- В какой плоскости протекает конфликт? (В горизонтальной).
- Способ реагирования в конфликте? (Соперничество).
- Дайте определение «физическая агрессия». (Физическая агрессия – это деструктивная тенденция человеческой активности, связанная с использованием физической силы против другого лица).
7. «Третейский суд».
Вопросы:
- Вид конфликта? (Межличностный).
- Какой способ разрешения конфликта представлен? (Способ вмешательства авторитетного третьего)
- В чём сущность этого способа? (Находясь в межличностном конфликте, люди не воспринимают слов, аргументов, высказанных оппонентом. Оказать содействие может «третий человек", пользующийся авторитетом, даст совет, поможет разрядить обстановку).
- Какие требования предъявляются к «третьему лицу»? (Беспристрастность и компетентность, т.е. знание предмета конфликта).
8. «Рукопожатие».
Вопросы:
- Возможно ли таким образом завершить напряжённую конфликтную ситуацию? (Да).
- Какие способы следует применять? (Сотрудничество и компромисс).
- Что такое сотрудничество? (Сотрудничество - это самый эффективный способ разрешения конфликта, когда его участники приходят к альтернативе, которая удовлетворяет интересы обеих сторон).
- Определение «компромисс». (Компромисс - это соглашение между участниками конфликта, которое достигается путём взаимных уступок).
- Демонстрация мультфильма.
Обсуждение мультфильма:
- С чего начинается конфликт
- Меняется ли наше восприятие ситуации к концу фильма?
- Что, по вашему мнению, пытался показать автор, какие ставил цели?
Фильм начинается с появления спичечного коробка, из которого выходят спички. Мы ассоциируем их с людьми. Они сразу разделяются на две группы (это свойственно людям: мы делимся на этнические, расовые, религиозные группы. Даже в малой студенческой группе возникают микрогруппы).
Между спичками появляется разделительная полоса, она ассоциируется с государственной границей, которую охраняют часовые-пограничники. Через некоторое время граница смещается и возникает межличностный конфликт. Спички наносят друг другу физический ущерб, используя метод соперничества с применением физической агрессии. Приходит подмога и начинается настоящая война. Мы видим танки, автоматы, пулемёты. Конфликт перешёл на новый уровень - это геополитический конфликт.
Противник стремятся уничтожить друг друга. Одни хотят «взять» численностью, другие используют оружие массового поражения - огонь. Огненная стихия неуправляема. Гибнут все. Война уносит миллионы жизней. Огненная стихия в сочетании с музыкой оставляет неприятные ощущения. Автор показывает, к каким страшным, непоправимым последствиям могут привести разногласия и неумение сотрудничать и договариваться.
- Практическое задание «Конфликтные ситуации».
Инструкция: прочитайте ситуацию. По методу «мозгового штурма» придумайте как можно больше способов разрешения конфликта. Затем выберите один, наиболее эффективный способ. Для выполнения задания разделитесь на группы по 3-4 человека
Ситуация № 1:
Представьте ситуацию. Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам неудобства тем, что устраивают шумные гулянки, допоздна поют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело, и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия.
Постарайтесь придумать как можно больше способов решения ситуации.
Ситуация № 2:
Представьте ситуацию. Вы работаете в офисе. Уходя на время со своего рабочего места, вы уже не в первый раз обнаруживаете, что кто-то обедает навашем столе: видны следы от кофе, крошки. Вам это не нравится. Вы хотели бы пресечь такие действия.
Как вы будете разрешать создавшуюся ситуацию?
Ситуация № 3:
Представьте ситуацию, в которой муж и жена решают проблему приближающего отпуска. Причём их позиции по этому вопросу расходятся: муж предлагает поехать к родственникам в деревню, а жена хочет провести отпуск с комфортом у моря.
Разработайте возможные варианты решения проблемы.
Ситуация № 4:
Вы собираетесь к подруге на день рождения. Мама вас не отпускает, упрекая в легкомыслии «тебе бы только гулять» и в отсутствии помощи по хозяйству.
Как вы будете разрешать создавшуюся ситуацию?
Ситуация № 5:
Молодая семья, женаты 3 года. Оба супруга работают. Муж считает, что пора рожать ребёнка. Жена считает, что сначала нужно сделать карьеру, ведь родив ребёнка, она не будет иметь возможность карьерного роста. В семье возникают разногласия.
Как разрешить ситуацию? Разработайте возможные способы решения проблемы.
Ситуация № 6:
Представьте ситуацию. Вы купили в магазине шкатулку, в тот же вечер у неё сломался запор. На следующий день вы приходите в магазин, и продавец сообщает, что на декоративные товары гарантии нет, и вам ничем не могут помочь.
Как вы будете разрешать создавшуюся ситуацию?
Ситуация № 7:
Юноша и девушка встречаются около года и намерены пожениться. Юноша из обеспеченной семьи, девушка - из неполной семьи, мама работает на фабрике. Родители юноши категорически против свадьбы.
Как разрешить ситуацию? Разработайте возможные способы решения проблемы.
Обсуждение: с какой целью мы выполняли упражнение? В ситуации конфликта наши эмоции накалены, мы испытываем целый комплекс негативных чувств. Поэтому в голову приходит какой-то один способ решения проблемы. Мы упорно его отстаиваем. Очень важно найти несколько альтернативных решений (как минимум 2-3), проанализировать их, сравнить, найти плюсы и минусы и выбрать лучший.
- Дискуссия: «Напряжённые ситуации в медицинской практике».
Уважаемые студенты, вы уже второй год посещаете практику, видите пациентов, общаетесь с ними, проводите манипуляции.
Вопросы для дискуссии:
1. Возникали ли у вас напряжённые ситуации на практике?
2. Как вы их решали?
3. Какие стили взаимодействия с пациентами вы использовали? Являлись ли они эффективными?
4. Учитывали ли вы индивидуальные возрастные особенности пациентов?
5. Удавалось ли вам справляться со своим эмоциональным состоянием?
- Профилактика возникновения конфликтов в общении медицинских работников и пациентов
Профилактика конфликтов - это, прежде всего учёт индивидуальных особенностей личности (характера, темперамента) и их изменений во время болезни.
Если у человека доминантный характер: жёсткий, напористый, решительный, самоуверенный, то ему надо дать возможность выявить свою доминантность, не пресекать его, но спокойно держаться своей точки зрения, и он умерит свой непроизвольный натиск. В противном случае общение может перейти в конфликт.
Недоминантный характер чуток к внешним признакам силы, такой человек уступчив, легко теряется, терпеливо сносит, когда его перебивают. Он нуждается в поощрении, подбадривании. Ему необходимо показать, что он может многое, вселить в него веру в себя. Ни в коем случае не повышать голоса, это будет вселять веру в его недоминантность.
Встречаются ригидные пациенты, которые не любят, чтобы их перебивали. С ними необходимо максимальное терпение и такт. Каждому медработнику необходимо умение определять характер пациента и выбирать стиль общения с ним.
Так, экстраверт расположен к общению, он слушает только себя. В общении с ним не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии.
Интроверт любит одиночество, уходит в себя. С ним полезно держаться учтиво. Даже немного суховато, быть готовым к затяжным паузам.
Пациент холерического темперамента, черты которого заостряются во время болезни, может вступить в спор, начать излишне возражать, не согласиться с той или иной процедурой.
Меланхолик способен отреагировать на болезнь замкнутостью.
Медлительный флегматик может явиться раздражителем для медсестры с холерическими чертами характера.
Сангвиник постарается не выносить на обсуждение какие-либо вопросы своей болезни.
Для предупреждения конфликтных ситуаций медсестре важно учитывать особенности личности, возраст, характер болезни. Если эти особенности не будут учтены и медсестра или врач сочтут их обидными и оскорбительными для себя, возможно, их эмоциональное поведение будет способствовать возникновению конфликта.
Самой главной профилактикой конфликтов является создание благоприятного психологического климата. Медсестре важно прогнозировать, анализировать последствия своих слов и поступков.
Человеческое мышление на 80% способно прогнозировать последствия. Необходимо использовать эти способности. Желание понять пациента и помочь ему, а также строгий самоконтроль помогут вам найти верное профилактическое средство, чтобы конфликт не возник.
- Упражнение «Достойный ответ»
В конфликте мы часто слышим неприятные реплики в свой адрес. Культурный человек никогда не ответит грубостью на грубость, постарается сохранить достоинство.
Инструкция: вы получаете реплики, зачитывайте их соседу по парте и постарайтесь дать на них достойный ответ, т.е. не унижая ни собеседника, ни себя.
Реплики:
- Твои деловые качества оставляют желать лучшего
- У тебя полностью отсутствует чувство юмора.
- Ты никогда никому не помогаешь.
- Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведёшь себя так, как будто ты самый главный здесь.
- С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.
- Ты слишком много болтаешь ерунды.
- Сначала говорить научись, а потом спорь.
- Когда-нибудь твою голову посещают умные мысли?
- Ты совсем не умеешь красиво одеваться.
- С таким человеком, как ты трудно найти общий язык.
- 11 .Мне безразлично твоё мнение.
- С тобой бесполезно договариваться о чём-либо. Ты всё равно всё забудешь.
- Ты слишком плохо воспитана.
- Почему ты на всех смотришь волком?
- Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.
- Посмотри, на кого ты похожа!
- У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.
- Ты как не от мира сего.
- Что ты вечно на всех кричишь?
- Упражнение «Комплимент».
Мы знаем, что в конфликте можно использовать метод «положительного отношения к личности». В ситуации нервного напряжения и противоборства достаточно трудно дать положительную характеристику человеку, с которым споришь. Давайте потренируемся делать комплименты людям в спокойной ситуации. Дайте каждому из вас 2-3 положительных отзыва (о внешности, особенностях характера, личностных качествах).
Подведение итогов занятия:
Рефлексия деятельности:
1. Самоанализ обучающимися результатов деятельности, общий вывод о работе в парах, в команде. Самооценка компетенций, которые развиваются на данном занятии:
Вопросы:
- Можете ли вы самостоятельно находить альтернативы для разрешения конфликтов? (да, частично, нет)
- Сможете ли применить правила рационального поведения в конфликте в реальных жизненных ситуациях? (да, частично, нет)
- Достигнута ли цель занятия? (да, частично, нет)
- Возникло ли удовлетворение от работы в команде? (да, частично, нет)
Выставление оценок студентам.