Коррекционная программа для первого подготовительного и первого классов ЗПР
Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_0-1_klassov_zpr.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Протокол от «» 2016 г. № 1 | Рассмотрено на заседании методического совета ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Протокол от «» 2016 г. № 1 | Утверждено решением педагогического совета ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Протокол от «» 2016г. № 1 Введено в действие приказом директора школы от «» 2016 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
для первого и первого дополнительного классов ЗПР
Составила: Бондарева А.Н.
педагог-психолог
КУРСК – 2016
Пояснительная записка
Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.
Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
Работа с такими детьми, направлена на формирование высших психических функций (ВПФ). При неравномерности формирования ВПФ проводится соответствующая коррекционная работа. У детей, имеют место симптомы возрастного недоразвития, несформированности тех или иных ВПФ. Формирующее обучение проводится с учетом возраста учеников и ведущей деятельности этого возраста. Поэтому основная задача-формирование высших психических функций, испытывающих дефицит в развитии (восприятия, внимания, памяти).
Главная роль в воспитании ребенка отводится, естественно, семье. Дать отцам и матерям педагогические знания, повернуть их лицом к ребенку, защитить детство последнего от неоправданных наказаний, грубости и несправедливости — вот наипервейшая задача. Ведь любая профессиональная деятельность педагога может быть результативной, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Чтобы сделать родителей таковыми, приходится зачастую работать с ними не меньше, чем с их детьми.
У детей с ЗПР, как правило, очень слабо формируется мотивация учебной деятельности. Поэтому мы ориентируемся на «второй способ обучения» (С.Л. Рубинштейн).
По определению Рубинштейна, «существует два вида учения или, точнее, два способа научения и два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в этом случае — не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат другой деятельности, в которую он включен». В качестве «другой деятельности» мы используем конструктивную деятельность с разнообразными моделями, поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.
Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому педагогу-психологу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности, для того чтобы ребенок получал возможность для самостоятельных действий в определенной ситуации.
Ребенку с проблемным развитием для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.
Педагогу-психологу нужно также постоянно помнить: педагогическое творчество психолога не должно содержать опасности, ставящей под удар свободу, психику и личность ребенка, его физическое и психическое здоровье. Эмоционально-положительное отношение ребенка к занятиям — залог успешной работы педагога-психолога.
Цель программы:
Создание оптимальных условий для детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
- Ввести детей с ЗПР в сложный мир человеческих отношений.
- Создать зону ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального и эмоционального развития.
- Подготовить детей, имеющих ЗПР, к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни.
Принципы коррекционной работы:
- принцип приоритетности интересов;
-принцип системности;
- принцип непрерывности;
- принцип вариативности;
-принцип комплексности;
-принцип единства психолого - педагогических и медицинских средств;
- принцип сотрудничества с семьей.
Программа состоит из двух основных этапов.
Первый этап ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.
Основное содержание работы первого этапа:
- коррекция различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие интеллектуальных операций:
- развитие умения формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства;
- расширение общего кругозора;
- формирование положительного отношения к школе, к учебе.
Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.
Основное содержание работы:
- развитие умения называть, обозначать свои чувства, а также, различать их по степени интенсивности переживания;
- формировать умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их;
- развитие чувства эмпатии и сопереживания, умения распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей;
- коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере.
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.
Учебно-тематическое планирование
Направление работы | Содержание работы | Кол-во часов |
I Этап | ||
Раздел I. “Давайте поиграем!” Цель: профилактики школьной дезадаптации, снятия нервно-психического напряжения, сплочения классного коллектива. | Занятие 1. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Занятие 2-3. Обучение детей эффективным способам общения. Занятие 4. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг другу. Занятие 5-6. Сплочение классного коллектива. | 6 часов |
Раздел II. “Путешествие в Солнечный город”. Цель: формирование положительной учебной мотивации | Занятие 7-8. Формирование у детей мотивации на совместную работу, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества. Занятие 9-10. Формирование положительной учебной мотивации. | 4 часа |
Раздел III “Поможем Незнайке” Цель: развитие произвольного внимания и поведения. | Занятие 11-12. Развитие произвольного внимания и произвольности движений. Занятие 13-14. Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. Занятие 15. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу. Занятие 16. Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу. Занятие 17. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Занятие 18. Тренировка распределения внимания. | 8 часов |
Раздел IV “Письмо жителей Солнечного города” Цель: развитие мнемических способностей детей | Занятие 19-20. Развитие объема кратковременной оперативной памяти Занятие 21-22. Развитие механической зрительной и слуховой памяти. Занятие 23-24. Развитие ассоциативной памяти. Занятие 25-26. Обучение способам эффективного запоминания. | 8 часов |
Раздел V “Знайкина олимпиада” Цель: развитие мыслительных процессов | Занятие 27- 28. Развитие мышления Занятие 29-30. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения. Занятие 31-32. Развитие умения обобщать Занятие 33-34. Развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать. | 8 часов |
Раздел VI. “Путешествие в Вообразилию” Цель: развитие воображения учащихся; навыков совместной творческой деятельности, стимулирование креативных возможностей детей. | Занятие 35- 36. Развитие навыков совместной творческой деятельности. Занятие 37-38. Развитие воображения учащихся. | 4 часа |
II Этап | ||
Раздел I. “Удивительный мир эмоций и чувств” Цель: – знакомство с чувствами и эмоциями, – развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами; – формировать умение различать и принимать эмоции других людей. | Занятие 1. “Мир эмоций”. Занятие 2. “Радость”. Познакомить детей с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научить отражать радость в рисунке. Занятие 3. “Удивление”. Познакомить детей с эмоцией удивления; научить узнавать ее на различных изображениях; научить выражать эту эмоцию; научить отражать это эмоциональное состояние в рисунках, при разыгрывании этюдов. Занятие 4. “Грусть”. Познакомить детей с эмоцией; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию. Занятие 5. “Чувство обиды”. Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение. Занятие 6. “Гнев”. Познакомить детей с эмоцией гнева; развивать умение выражать эту эмоцию; научить определять эмоцию гнева на различных изображениях; развивать интонационную выразительность. Занятие 7. “Страх”. Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); развивать воображение Занятие 8-12. “Большое путешествие в страну сказок и приключений” Закрепить знания детей об основных эмоциях; способствовать осознанию своих эмоций; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально. | 12 часов |
Раздел II. “Веселое путешествие” Цель: коррекция индивидуальных отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы. | Проведение индивидуальных и групповых занятий по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей в соответствии с выявленными проблемами. | 5 часов |
Календарно- тематическое планирование
Раздел | Занятие | Дата |
“Давайте поиграем!” | Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. | |
Обучение детей эффективным способам общения. | ||
Обучение детей эффективным способам общения. | ||
Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг другу. | ||
Сплочение классного коллектива. | ||
Сплочение классного коллектива. | ||
“Путешествие в Солнечный город” | Формирование у детей мотивации на совместную работу, способствовать развитию навыков коллективного | |
Формирование у детей мотивации на совместную работу, способствовать развитию навыков коллективного | ||
Формирование положительной учебной мотивации. | ||
Формирование положительной учебной мотивации. | ||
“Поможем Незнайке” | Развитие произвольного внимания и произвольности движений. | |
Развитие произвольного внимания и произвольности движений. | ||
Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. | ||
Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. | ||
Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу. | ||
Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу. | ||
Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. | ||
Тренировка распределения внимания. | ||
“Письмо жителей Солнечного города” | Развитие объема кратковременной оперативной памяти | |
Развитие объема кратковременной оперативной памяти | ||
Развитие механической зрительной и слуховой памяти. | ||
Развитие механической зрительной и слуховой памяти. | ||
Развитие ассоциативной памяти. | ||
Развитие ассоциативной памяти. | ||
Обучение способам эффективного запоминания. | ||
Обучение способам эффективного запоминания. | ||
“Знайкина олимпиада” | Развитие мышления | |
Развитие мышления | ||
Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения. | ||
Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения. | ||
Развитие умения обобщать. | ||
Развитие умения обобщать. | ||
Развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||
Развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать. | ||
“Путешествие в Вообразилию” | Развитие навыков совместной творческой деятельности. | |
Развитие навыков совместной творческой деятельности. | ||
Развитие воображения учащихся. | ||
Развитие воображения учащихся. | ||
“Удивительный мир эмоций и чувств” | “Мир эмоций”. | |
Радость. | ||
Удивление. | ||
Грусть. | ||
Чувство обиды. | ||
Гнев. | ||
Страх. | ||
“Большое путешествие в страну сказок и приключений”. | ||
“Большое путешествие в страну сказок и приключений”. | ||
“Большое путешествие в страну сказок и приключений”. | ||
“Большое путешествие в страну сказок и приключений”. | ||
“Большое путешествие в страну сказок и приключений”. | ||
“Веселое путешествие” | Борьба с агрессией | |
Борьба с агрессией | ||
Страхи | ||
Страхи | ||
Я и другие | ||
Я и другие | ||
Я и другие | ||
Обогащение эмоций | ||
Обогащение эмоций | ||
Невербальное общение | ||
Нет конфликтам! | ||
Чувство тревожности и как с ним справляться | ||
Чувство тревожности и как с ним справляться | ||
Что такое дружба? | ||
Что такое дружба? | ||
Готовимся к летним каникулам! | ||
Летние каникулы! |
Ожидаемые результаты:
-развитие познавательной сферы детей с ЗПР;
- развитие эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР;
- адаптация детей к новым (школьным условиям);
- повышение уровня социальной адаптации детей;
- расширение психологических знаний родителей .
Механизмы реализации программы:
- взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в процессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы;
-социальное партнерство.
Используемая литература
1.0.В.Защиринская .Психология детей с задержкой психического развития. Речь.Санкт- Петербург.2003г.
2. Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.Генезис. М.,2003г. I
3.И.И.Мамайчук Психологическая помощь детям с проблемами в развитии Речь. ,Санкт-I Петербург. 2001 г. I
4.М.И.Чистякова. Психогимнастика.М.Д995г.
5. К. Фопель. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и
упражнения.Генезис.М., 1998г
6. В.Л.Шарохина Коррекционно-развивающие занятия. ( в младшей, средней группе)Книголюб, М., 2004 г.
7. Л.И.Катаеава Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Книголюб, М., 2004 г.
8. Л.И.Катаева. Работа психолога с застенчивыми детьми. Книголюб. М., 2008 г.
9.Л.Д.Постоева, Г.А.Лукина. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. Книголюб, М., 2006 г.
10. С.И.Семенака, Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. Аркти, М., 2003 г.