Коррекционная программа для первого подготовительного и первого классов ЗПР

Бондарева Анна Николаевна

      Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_0-1_klassov_zpr.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей

гуманитарного цикла

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «»     2016 г. № 1

Рассмотрено

на заседании

методического совета

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «»      2016 г. № 1

Утверждено

решением педагогического

совета

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «»  2016г. № 1

Введено в действие приказом директора школы от «»         2016 г.         №

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

 для первого  и первого дополнительного классов ЗПР

                                Составила:     Бондарева А.Н.

               педагог-психолог

             

КУРСК – 2016

                                       Пояснительная записка

      Проблема воспитания и обучения школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

Работа с такими детьми, направлена на формирование высших психических функций (ВПФ). При неравномерности формирования ВПФ проводится соответствующая коррекционная работа. У детей, имеют место симптомы возрастного недоразвития, несформированности тех или иных ВПФ. Формирующее обучение проводится с учетом возраста  учеников и ведущей деятельности этого возраста. Поэтому основная задача-формирование высших психических функций, испытывающих дефицит в развитии (восприятия, внимания, памяти).

     Главная роль в воспитании ребенка отводится, естественно, семье. Дать отцам и матерям педагогические знания, повернуть их лицом к ребенку, защитить детство последнего от неоправданных наказаний, грубости и несправедливости — вот наипервейшая задача. Ведь любая профессиональная деятельность педагога может быть результативной, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Чтобы сделать родителей таковыми, приходится зачастую работать с ними не меньше, чем с их детьми.

      У детей с ЗПР, как правило, очень слабо формируется мотивация учебной деятельности. Поэтому мы ориентируемся на «второй способ обучения» (С.Л. Рубинштейн).

       По определению Рубинштейна, «существует два вида учения или, точнее, два способа научения и два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в этом случае — не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат другой деятельности, в которую он включен». В качестве «другой деятельности» мы используем конструктивную деятельность с разнообразными моделями, поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.

Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому педагогу-психологу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности, для того чтобы ребенок получал возможность для самостоятельных действий в определенной ситуации.

  Ребенку с проблемным развитием для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.

Педагогу-психологу нужно также постоянно помнить: педагогическое творчество психолога не должно содержать опасности, ставящей под удар свободу, психику и личность ребенка, его физическое и психическое здоровье. Эмоционально-положительное отношение ребенка к занятиям — залог успешной работы педагога-психолога.

Цель программы:

Создание оптимальных условий для детей с  ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи:

- Ввести детей с ЗПР в сложный мир человеческих отношений.

- Создать зону ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального и эмоционального развития.

- Подготовить детей, имеющих ЗПР, к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни.

Принципы коррекционной работы:

- принцип приоритетности интересов;

-принцип системности;

- принцип непрерывности;

- принцип вариативности;

-принцип комплексности;

-принцип единства психолого - педагогических  и медицинских средств;

- принцип сотрудничества с семьей.

Программа состоит из двух основных этапов.

Первый этап ориентирован на развитие познавательных возможностей школьников с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.

Основное содержание работы первого этапа:

  • коррекция  различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;
  • развитие зрительной и слуховой памяти;
  • развитие  интеллектуальных операций:
  • развитие умения формулировать свои суждения, умозаключения, доказательства;
  • расширение общего кругозора;
  • формирование положительного отношения к школе, к учебе.

Второй этап ориентирован на развитие и становление личностной сферы учащихся и эмоционально-волевых особенностей.

Основное содержание работы:

  • развитие умения называть, обозначать свои чувства, а также, различать их по степени интенсивности переживания;
  • формировать умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их;
  • развитие чувства эмпатии и сопереживания, умения распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей;
  • коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.

                                        Учебно-тематическое планирование

Направление работы

Содержание работы

Кол-во часов

I Этап

Раздел I. “Давайте поиграем!”

Цель: профилактики школьной дезадаптации, снятия нервно-психического напряжения, сплочения классного коллектива.

Занятие 1. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Занятие 2-3. Обучение детей эффективным способам общения.

Занятие 4. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг другу.

Занятие 5-6. Сплочение классного коллектива.

6 часов

Раздел II. “Путешествие в Солнечный город”.

Цель: формирование положительной учебной мотивации

Занятие 7-8. Формирование у детей мотивации на совместную работу, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества.

Занятие 9-10. Формирование положительной учебной мотивации.

4 часа

Раздел III

“Поможем Незнайке”

Цель: развитие произвольного внимания и поведения.

Занятие 11-12. Развитие произвольного внимания и произвольности движений.

Занятие 13-14. Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля.

Занятие 15. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.

Занятие 16. Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу.

Занятие 17. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Занятие 18. Тренировка распределения внимания.

8 часов

Раздел IV

“Письмо жителей Солнечного города”

Цель: развитие мнемических способностей детей

Занятие 19-20. Развитие объема кратковременной оперативной памяти

Занятие 21-22. Развитие механической зрительной и слуховой памяти.

Занятие 23-24. Развитие ассоциативной памяти.

Занятие 25-26. Обучение способам эффективного запоминания.

8 часов

Раздел V

“Знайкина олимпиада”

Цель: развитие мыслительных процессов

Занятие 27- 28. Развитие  мышления

Занятие 29-30. Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения.

Занятие 31-32. Развитие умения обобщать

Занятие 33-34. Развитие умения  сравнивать, классифицировать, обобщать.

8 часов

Раздел VI. “Путешествие в Вообразилию”

Цель: развитие воображения учащихся; навыков совместной творческой деятельности, стимулирование креативных возможностей детей.

Занятие 35- 36. Развитие навыков совместной творческой деятельности.

Занятие 37-38. Развитие воображения учащихся.

4 часа

II Этап

Раздел I. “Удивительный мир эмоций и чувств”

Цель:

– знакомство с чувствами и эмоциями,

– развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами;

– формировать умение различать и принимать эмоции других людей.

Занятие 1. “Мир эмоций”.

Занятие 2. “Радость”. Познакомить детей с эмоцией радости; развивать умение проявлять радость, используя мимику, жесты, пантомимику; научить отражать радость в рисунке.

Занятие 3. “Удивление”. Познакомить детей с эмоцией удивления; научить узнавать ее на различных изображениях; научить выражать эту эмоцию; научить отражать это эмоциональное состояние в рисунках, при разыгрывании этюдов.

Занятие 4. “Грусть”. Познакомить детей с эмоцией; научить определять эмоции на пиктограммах и иллюстрациях; научить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью рисунка; развивать у детей эмпатию.

Занятие 5. “Чувство обиды”. Способствовать созданию у детей положительного эмоционального состояния; развивать мимику, пантомимику, жесты; помочь детям снять эмоциональное напряжение; развивать коммуникативные навыки, внимание, память, воображение.

Занятие 6. “Гнев”. Познакомить детей с эмоцией гнева; развивать умение выражать эту эмоцию; научить определять эмоцию гнева на различных изображениях; развивать интонационную выразительность.

Занятие 7. “Страх”. Познакомить детей с эмоцией страха; научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению и на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств); развивать воображение

Занятие 8-12. “Большое путешествие в страну сказок и приключений” Закрепить знания детей об основных эмоциях; способствовать осознанию своих эмоций; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально.

12 часов

Раздел II. “Веселое путешествие”

Цель: коррекция индивидуальных отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы.

Проведение индивидуальных и групповых занятий по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей в соответствии с выявленными проблемами.

5 часов

Календарно- тематическое планирование

            Раздел

          Занятие

               Дата

“Давайте поиграем!”

Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Обучение детей эффективным способам общения.

Обучение детей эффективным способам общения.

Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг другу.

Сплочение классного коллектива.

Сплочение классного коллектива.

“Путешествие в Солнечный город”

Формирование у детей мотивации на совместную работу, способствовать развитию навыков коллективного

Формирование у детей мотивации на совместную работу, способствовать развитию навыков коллективного

Формирование положительной учебной мотивации.

Формирование положительной учебной мотивации.

“Поможем Незнайке”

Развитие произвольного внимания и произвольности движений.

Развитие произвольного внимания и произвольности движений.

Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля.

Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля.

Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.

Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по правилу.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Тренировка распределения внимания.

“Письмо жителей Солнечного города”

Развитие объема кратковременной оперативной памяти

Развитие объема кратковременной оперативной памяти

Развитие механической зрительной и слуховой памяти.

Развитие механической зрительной и слуховой памяти.

Развитие ассоциативной памяти.

Развитие ассоциативной памяти.

Обучение способам эффективного запоминания.

Обучение способам эффективного запоминания.

“Знайкина олимпиада”

Развитие  мышления

Развитие  мышления

Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения.

Развитие умения устанавливать причинно–следственные отношения.

Развитие умения обобщать.

Развитие умения обобщать.

Развитие умения  сравнивать, классифицировать, обобщать.

Развитие умения  сравнивать, классифицировать, обобщать.

“Путешествие в Вообразилию”

Развитие навыков совместной творческой деятельности.

Развитие навыков совместной творческой деятельности.

Развитие воображения учащихся.

Развитие воображения учащихся.

“Удивительный мир эмоций и чувств”

“Мир эмоций”.

Радость.

Удивление.

Грусть.

Чувство обиды.

Гнев.

Страх.

“Большое путешествие в страну сказок и приключений”.

“Большое путешествие в страну сказок и приключений”.

“Большое путешествие в страну сказок и приключений”.

“Большое путешествие в страну сказок и приключений”.

“Большое путешествие в страну сказок и приключений”.

“Веселое путешествие”

Борьба с агрессией

Борьба с агрессией

Страхи

Страхи

Я и другие

Я и другие

Я и другие

Обогащение эмоций

Обогащение эмоций

Невербальное общение

Нет конфликтам!

Чувство тревожности и как с ним справляться

Чувство тревожности и как с ним справляться

Что такое дружба?

Что такое дружба?

Готовимся к летним каникулам!

Летние каникулы!

Ожидаемые результаты:

-развитие познавательной  сферы детей с ЗПР;

- развитие эмоционально- волевой сферы детей с ЗПР;

- адаптация детей к новым (школьным условиям);

- повышение уровня социальной адаптации детей;

- расширение психологических знаний родителей .

Механизмы реализации программы:

- взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в процессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы;

-социальное партнерство.

Используемая литература

1.0.В.Защиринская .Психология детей с задержкой психического развития. Речь.Санкт- Петербург.2003г.

2. Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.Генезис. М.,2003г. I

3.И.И.Мамайчук Психологическая помощь детям с проблемами в развитии Речь. ,Санкт-I   Петербург. 2001 г. I

4.М.И.Чистякова. Психогимнастика.М.Д995г.

5.        К. Фопель. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и
упражнения.Генезис.М., 1998г

6. В.Л.Шарохина Коррекционно-развивающие занятия. ( в младшей, средней группе)Книголюб, М., 2004 г.

7. Л.И.Катаеава Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Книголюб, М., 2004 г.

8. Л.И.Катаева. Работа психолога с застенчивыми детьми. Книголюб. М., 2008 г.

9.Л.Д.Постоева, Г.А.Лукина. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. Книголюб, М., 2006 г.

10. С.И.Семенака, Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. Аркти, М., 2003 г.