ИГРУШКИ. Какие игрушки, в каком возрасте лучше покупать. Как их выбирать. Безопасность.

Грунтова Нелли Андреевна

Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, она может быть, как без игрушек, так и с ними, вот в них мы и попытаемся разобраться.

Игрушки для детей первого года жизни:

Ребёнку нужны игрушки сенсорной значимости, т. е. такой которая воздействует на органы чувств (желательно, чтоб у игрушки была зрительная, слуховая, осязательная привлекательность).

1. Погремушки – способствуют развитию концентрации внимания, зрительного, слухового восприятия и координации движений. 

2. Подвески - мобили, крепящиеся на кроватке или коляске – развивают зрительную активность.

3. Неваляшка - служит для малышей «заместителем» человека. Неожиданное появление звука привлекает внимание и радует ребёнка.

 

Игрушки для детей от 1 до 3 лет:

1. Пирамидка, игрушки - вкладыши (стаканчики, матрёшки) — классические традиционные развивающие игрушки для раннего возраста. Способствует развитию точности движений, ловкости, концентрации внимания. Учит соотносить детали по размеру и цвету, развивает мелкую моторику.

2. «Орудия труда» - лопатка, совочек, ведёрко и другие орудия для песочницы;

3. Кубики — первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), потом они используются для строительства, а затем служат строительным материалом для сюжетно - ролевых игр.

3. Транспортные игрушки (для мальчиков) — развивают моторику и будят воображение.

4. Куклы (для девочек) – подойдёт обычный пупс, не Барби, не Винкс, не Монстр Хай – у которых утрачены человеческие пропорции и потеряны связи с реальностью. Куклы служат заместителями человека и незаменимы для полноценной сюжетной игры.

 

Игрушки для дошкольников (3 – 7 лет):

1. Конструктор. Конструирование — важнейший вид деятельности дошкольного возраста. Важно, чтобы игрушки конструкторского типа давали возможность максимально проявить свою фантазию и позволяли исследовать, экспериментировать, познавать.

2. Наборы для совместных игр — учат ребенка общению, принимать решения, уступать и действовать сообща, выстраивать свои собственные границы (это может быть набор доктора, набор строителя, кухня…и многие другие наборы).

3. Образные игрушки. К ним относятся все игрушки (в образе человека, животного) с которыми можно обращаться, как с живыми персонажами. В игре с ними малыш проигрывает свой жизненный опыт.

4. Пазлы — формируют пространственное мышление, развивают умение поэтапно решать поставленные задачи, вырабатывают усидчивость, сосредоточенность и концентрацию внимания.

 

Конечно, это не полный перечень игрушек, но после изучения данного материала, Вы сможете выбрать лучшую игрушку для Вашего малыша

 

  • Любая игрушка должна быть ОБЫГРАНА, и к любой игрушке должен прилагаться родитель, который поиграет с ребёнком, покажет социально приемлемые способы взаимодействия ребёнка с игрушкой с окружающим миром.
  • Конечно игрушки должны быть безопасными, не издавать неприятного запаха, даже на вкус, чтобы были нейтральные;
  • Как мы уже говорили, игрушки должны быть естественных цветов, никаких милых, розовых мишек, зелёных коровок…
  • Если игрушка надоела можно её спрятать на месяц, другой, потом достать, ребёнку будет в новинку, уже интересно.
  • Конечно ребёнку интереснее играть с игрушками, которыми он мог бы манипулировать, у которых двигаются ручки, ножки, лапки…
  • Самые простые предметы: палки, коробки, трубки, тазики вполне уверенно могут создать конкуренцию магазинным игрушкам по занятности и увлекаемости. 
  • Ещё популярные игрушки – роботы, нажимаешь кнопку, они начинают ходить, бегать, ползать, говорить. Эти роботы живут своей жизнью, а ребёнок в сторонке пассивно наблюдает за ними. Игрушка должна побуждать ребёнка вступать в игру, а с роботизированными куклами ребёнок вего лишь пассивный наблюдатель.
  • Чем меньше «наворотов» в игрушке, тем лучше. Игрушки нужны простые, чтобы ребёнок мог вложить себя, свой образ в эту игрушку.
  • Любое проигранное ребёнком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребёнок в игре ведёт себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него уже есть образец, как это делать, по отношению к окружающим, но вести себя гуманно, милосердно и заботливо не получится, да и не захочется, если в руках у ребёнка кукла Монстрик, тут ребёнок учится другому – агрессии, обесцениванию жизни.
  • Вообще, когда вы покупаете куклу для ребёнка, посмотрите, на что эта кукла акцентирует ваше внимание: на красоте, на уродстве, на страхе? Кукла должна акцентировать внимание на чувстве заботы, чтобы ребёнок учился заботиться, сначала о кукле, а когда вырастет -  о своём ребёнке!
  • Сейчас очень большое разнообразие, количество и доступность кукол, а полезнее для малыша будет сделать хотя бы 1 куклу вместе с мамой, из платочков, старых колготок и т. д.
  • Когда вы покупаете для ребёнка игрушку, определитесь с целями, для чего вы покупаете игрушку (например, если папа двухлетнему ребёнку покупает железную дорогу или вертолёт на пульте управления, точно ли он покупает эту игрушку ребёнку, ни себе ли? Ребёнку такую игрушку ещё рано, он не сможет управлять, играть ею). Важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка.
  • Хорошо, если игрушка универсальна. Чем менее определённа игрушка, тем больше возможностей для игры она открывает. Универсальная игрушка побуждает детей проявить фантазию, а ведь ребенок развивается не тогда, когда усваивает готовые знания и отрабатывает какие-то умения, а тогда, когда учится самостоятельно решать поставленные задачи. Самые лучшие игрушки – это те, которые стимулируют, побуждают детскую активность, фантазию и учат общаться (например, это кубики – что с ними можно сделать? Да всё, на что хватит фантазии – домик, стульчики, дорожка, башня и т. д.).   

                                                              Вот почему покупая игрушки нужно хорошенько подумать о том, что и зачем покупать.