Тревожность как нарушение эмоций
Тревожность - наиболее распространенное нарушение эмоций в детском возрасте. Необходимость оказания помощи и поддержки детям с повышенным уровнем тревожности является одной из самых важных задач, которые психологу приходится решать в образовательном учреждении.
В данной статье приводятся определения, причины и критерии определения повышенной тревожности у ребенка. Перечислены основные психодиагоностические методики на определение тревожности, а также пути преодоления. Полезными будут рекомендации учителям и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnost_kak_narushenie_emotsiy.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тревожность как нарушение эмоций
1.1 Личностная тревожность, причины
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
В понимании природы тревожности у разных авторов можно проследить два подхода – понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакций на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.
Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен.
Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера: они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.
Повышенная тревожность является фактором, способствующим возникновению у детей и психосоматических болезней: бронхиальной астмы, гастрита, артериальной гипертонии.
В качестве причин тревожности выступают следующие:
- тревожность обусловлена во многом психодинамическими свойствами, чаще тревожность обнаруживают дети с меланхолическим или холерическим типом темперамента;
- тревожность может быть и прижизненным образованием, формироваться под влиянием типа семейного воспитания, характера взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, другими словами неблагоприятная психологическая атмосфера стимулирует появление неуверенности в себе и тревожности;
- тревогу порождает и собственный опыт неудач, это может приводить к тому, что даже успех ребёнок расценивает не как результат собственных действий, а как везение;
- тревожность может возникать и у детей с хорошей результативностью, высоким положением в группе сверстников, здесь тревога обусловливается чрезмерным притязанием школьника и одновременно боязнью оказаться не на высоте собственных требований.
1.2 Школьная тревожность.
Школьная тревожность как разновидность ситуативной тревожности является специфической формой выражения общей, то есть личностной тревожности.
Школьная тревожность – термин, употребляющийся применительно к устойчивым случаям психологического неблагополучия школьников. Такие ситуации могут возникать на всём протяжении обучения как результат непосредственного взаимодействия ученика с элементами школьной среды. В этот период появление беспокойства неизбежно, поскольку новая социальная ситуация, возникающие в ней отношения, другие требования к организации и формам деятельности стимулируют появления тревоги. Нормальное обучение может сопровождаться элементами тревожности, не превышающими индивидуальных критических порогов, которые не способны к разрушающему психологическому воздействию. Наиболее частые причины школьной тревожности связаны с социально-психологическими условиями развития ребёнка.
Своеобразие школьной тревожности в том, что её этиологические механизмы приводят не только к нарушениям в осуществлении учебной деятельности, но и к нарушению психического развития.
1.3 Критерии определения тревожности у ребенка
1.Постоянное беспокойство.
2.Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
1.4 Психодиагностические методики на определение тревожности
1. Метод наблюдения.
2. Тестовые методики:
- Опросник школьной тревожности Филлипса.
- Метод незаконченных предложений.
- Тест на тревожность ребёнка (Лаврентьва Г. П., Титаренко Т. М.)
- Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
- Рисуночные методики по диагностике эмоционально-аффективной сферы: тесты “Нарисуй человека” (.Гудинаф-Харрис), «Кинетический рисунок семьи» (Бернс, Кауфман) , «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук).
1.5 Некоторые общие пути преодоления тревожности
- прежде всего, следует попытаться ликвидировать основные причины возникновения тревожности, т.е. повысить самооценку, вселить уверенность, обучить навыкам общения и взаимодействия с другими, обеспечить условия для высоких результатов деятельности;
- важно обучать детей специальным навыкам саморегуляции, которые помогают справиться с тревожностью;
- полезно применять рациональную психотерапию, т.е. показать, что тревогу испытывают все люди и дети, что она необходима и помогает справиться с поставленной задачей, поэтому пугаться этого состояния не следует;
- следует настроить ребёнка на определённое эмоциональное состояние перед деятельностью, актуализировать для этого «приятные воспоминания»: «Помнишь, прошлый раз, как у тебя хорошо получилось!»;
- необходимо специально обучать детей контролированию своих жестов, голоса, научить улыбаться для снятия напряжения;
- медики и психологи рекомендуют учить детей специальному дыханию в ситуации тревоги: вдох вдвое длиннее, чем выдох, задержка дыхания;
- «мысленная тренировка» - научить ребёнка мысленно вначале с помощью взрослого проигрывать ситуацию тревоги как после совершённого действия, так и до деятельности;
- в практике коррекционной работы используют и такой приём, как доведения до абсурда: ребёнку предлагается сыграть сильный страх, тревогу и т.п.
- большое значение в работе с тревожными детьми имеет позиция взрослого, его умение подбодрить ребёнка, вселить уверенность: вовремя брошенная ободряющая фраза, улыбка, сочувствие, поглаживание по голове, похлопывание по плечу – всё это способствует повышению жизненного тонуса, снятию напряжения;
- известно, что для тревожных детей невыносимо ожидание события, какого-то дела, такое ожидание буквально изводит их, поэтому по возможности таких детей нужно избавить от травмирующего ожидания;
- преодолеть тревожность помогают различного рода двигательные упражнения, обучение детей двигательным навыкам, культуре движений, владению своим телом и эмоциями – важный фактор в повышении их уверенности в себе и снятии тревожности;
- недопустимо усиливать тревожность ребёнка страхом наказания. Как само наказание, кроме наказания огорчением самого взрослого, так и предчувствие и боязнь его должны быть устранены.
Рекомендации родителям:
- Ближайшим родственникам необходимо постоянно замечать успехи школьника. Родителям следует помнить, что употребление слов, унижающих личность ребёнка, может способствовать развитию у него заниженной самооценки. Если, по мнению родителей, ребёнок совершил неблагоразумное действие, то лучшим способом реагирования в этом случае будет просьба взрослых объяснить причины такого действия.
- Большое значение оказывает сокращение частоты употребления замечаний.
- Положительное действие оказывают ласковые соприкосновения с детьми. Они способны помочь тревожному ребёнку найти чувство защищённости, опоры. В дальнейшем спокойный психологический фон в семье приводит к смягчению напряжения у школьника. Кроме того, такое постоянное положительное взаимодействие родителей с детьми способно предотвратить появление психоневротических состояний у здоровых детей.
- Родственникам тревожного ребёнка следует помнить о принципе предсказуемости и последовательности в своих действиях. В семье не должно возникать ситуаций спонтанного реагирования на действия ребёнка, которые могут привести к появлению неврозов.
Рекомендации учителю:
- При оценивании продуктов учебной деятельности школьников необходимо отказаться от их сравнения с таковыми у других детей. Нужно обращать внимание на положительные и отрицательные стороны в деятельности учащегося, подчёркивая, что «временные неудачи» с помощью усиленной работы всегда приводят к совершенствованию её результатов.
- Похвала как один из стимуляторов учебного процесса должна применяться только в процессе занятости школьника. Не следует её использовать в случаях пассивной учебной деятельности в классе.
- Не следует чрезмерно подчёркивать неудачи ребенка на занятиях. Гармоничное соотношение положительных и отрицательных качеств в индивидуальной оценке школьника снижает и предотвращает уровень тревоги и стресса.
- Учебный процесс следует совмещать с другими видами деятельности: экскурсии, туристические походы, культурные мероприятия. Совмещение разных видов деятельности может способствовать снижению общего уровня тревоги, а также повышению самооценки школьников.
Таким образом, необходимость оказания помощи и поддержки детям с повышенным уровнем тревожности является одной из самых важных задач, которые психологу приходится решать в образовательном учреждении.