15 вещей, о которых молчит ребёнок-подросток

Дорогова Наталья Владимировна

Обычно родители говорят, что подростковый возраст — это трудный возраст. Но при этом они имеют в виду, что им самим трудно найти общий язык с сыном или дочерью. А на самом деле этот возраст труден именно для подростка. Ведь в отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости.

Многие проблемы подросткового возраста возникают из-за того, что, во-первых, родители не знают о физиологии и психологии подросткового периода, а во-вторых, подросток сам не готов к таким переменам. Но не судите их строго! Поймите, как им трудно. Помогите, поддержите. Ни в коем случае не ругайте!

Пусть комплексы, которые обозначены в публикации, и неизбежны у подростка, будут поняты родителями, и он не будет чувствовать, что одинок в своих переживаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 15_veshchey_o_kotoryh_molchit_podrostok_dlya_rod.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

15 вещей, о которых молчит ребёнок-подросток

Обычно родители говорят, что подростковый возраст — это трудный возраст. Но при этом они имеют в виду, что им самим трудно найти общий язык с сыном или дочерью. А на самом деле этот возраст труден именно для подростка. Ведь в отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости.

Многие проблемы подросткового возраста возникают из-за того, что, во-первых, родители не знают о физиологии и психологии подросткового периода, а во-вторых, подросток сам не готов к таким переменам. Но не судите их строго! Поймите, как им трудно. Помогите, поддержите. Ни в коем случае не ругайте!

Пусть комплексы, которые обозначены в публикации, и неизбежны у подростка, будут поняты родителями, и он не будет чувствовать, что одинок в своих переживаниях.

1. «Мои права ущемляют!» — «Мне нужна поддержка»

Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на противодействие, проявляемое по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать взаимодействующих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

2. «Не давите на меня!» — «Объясните, зачем»

Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается. То, что родителям порой кажется бессмысленным упрямством, на самом деле — попытка твёрдо отстоять своё мнение.

3. «Я не маленький!» — «Прекратите несправедливость»

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, последние выражают свой протест в различных формах, проявляют неподчинение, чтобы изменить сложившиеся ранее отношения. Реакция протеста подростка бывает и в тех случаях, когда в семье конфликтная обстановка. Родители ссорятся между собой, а реакция протеста ребёнка направлена против них, поскольку они, по его мнению, виноваты перед ним, и он реализует свой протест в утрированной форме, совершает мелкие правонарушения — всё делает назло родителям. Причиной реакции протеста может быть равнодушное отношение родителей, несправедливое, болезненное для самолюбия ребёнка наказание, запрещение чего-либо, что значимо для него, например, запрет видеться с приятелями.

4. «Я крутой!» — «Я неудачник…»

Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причём сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности. Свою неуверенность и скованность подростки прячут под маской напыщенной самоуверенности, немотивированного упрямства и словесной агрессии. Если ребёнок становится груб, нужно ласково поговорить с ним.

5. «Всем наплевать на меня» — «У меня тоже есть своя жизнь»

Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

6. «Я сам!» — «Хочу больше свободы»

Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишённым возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

7. «Я не хочу ссориться» — «Я кое-что скрываю от родителей»

Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко.

8. «Что такое секс?» — «Поговорите со мной открыто на тему секса»

Подросток хочет от родителей узнать подробно об особенностях сексуальных отношений. Если у вас сын (или дочь) подросткового возраста, а раньше вы с ним (или с ней) никогда не говорили на темы половых отношений, то придётся это сделать, хотя бы сейчас. Уж лучше поздно, чем никогда. Психологи говорят, что в тех семьях, где родители умеют говорить с детьми на эту тему, не краснея и не запинаясь на трудных словах, подростки гораздо позже приобретают первый сексуальный опыт.

9. «Она такая классная!» — «Я мечтаю быть, как …»

Подросток пытается подражать лучшим. Комната подростка обычно сплошь завешана портретами абсолютных чемпионов мира, модных певцов, футболистов, теннисистов, гонщиков. У девочки рядом c красавцами певцами и актёрами красуются топ-модели и киноактрисы. Голливуда. Если вы не знаете, что происходит в душе вашего ребёнка, посмотрите на стены в его комнате. Там — мечта души.

10. «Что-то есть совсем не хочется…» — «Я влюблён(а)! И это навсегда!»

В этом возрасте часто переживается платоническая любовь. Она характеризуется высоким накалом чувств, сладостным трагизмом, самоотречением и жертвенностью, убеждённостью в уникальности переживаемого подростком чувства. Подросток так сильно страдает от любви — не спит, не ест, тоскует и сохнет на глазах, что пугает пап и мам. Родителям, педагогам и другим взрослым людям такой накал чувств кажется непонятным.

11. «Я страшный!» — «Я переживаю о своей внешности»

Подросток переживает из-за некрасивой внешности.

12. «И скучно, и грустно…» — «Я хочу приобщиться к компании сверстников»

Подросток не находит увлечений. Собираясь в группе сверстников (обычно группы организуются по территориальному признаку — живут в одном дворе, в одном районе, учатся в одной школе), многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку, катаются на мотоциклах, если они у них есть, или бесцельно бродят по улицам в надежде на какое-то «приключение», которое разнообразило бы их жизнь. Со временем они сами находят себе такие «приключения» и развлечения, которые чаще всего имеют асоциальную направленность. Лидером подростковой группы становится кто-то из ребят, обычно тот, который старше других; имеет опыт употребления спиртного или наркотиков, или имеет психические отклонения, или физически сильнее остальных. Если лидер имеет криминальный опыт, то такая группа может превратиться в банду, тщательно охраняющую свою территорию от других таких же группировок, в борьбе с которыми проходит их жизнь. Банда собирается во дворах, в подвалах, на чердаках, пустырях, заброшенных стройках. У многих родителей шоковые вопросы: как получается, если их ребёнок-отличник в плохой компании? А ведь многие подростки из благополучных семей завидуют неблагополучным, их свободе, мечтают стать членами такой организации. Ребята заискивают перед сильными, задабривают их деньгами, оказывают разные услуги, и со временем их принимают в группу. Так прежние тихони и домоседы могут приобщиться к пьянкам, наркотикам, асоциальным формам поведения.

13. «Хочу стать президентом!» — «Я не знаю, кем я буду…»

Кем быть? В мечтах о будущем, в профессиональных намерениях отражается прежде всего потребность подростка быть значительным. Его профессиональные планы в ранней юности часто представляют собой расплывчатые мечты, которые никак не соотносятся с практической деятельностью. Эти планы ориентированы скорее на социальный престиж профессии, чем на собственную индивидуальность. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим.

14. «Я хочу умереть!» — «Мне страшно, что если я умру, жизнь всё равно будет продолжаться»

У подростка часто возникают размышления на тему смерти. Личная жизнь кажется безмерно малой песчинкой в громадном океане космоса всеобщей жизни. И от того, что эта песчинка может затеряться в этом общем потоке, становится страшно. Страшно, что вот кончится моя жизнь, мир будет продолжать жить. Бывает так, что подростки предают смерти романтический оттенок. Как выход из проблем и конфликтов они видят смерть. И как бы видят её со стороны: вот он лежит в гробу, все оплакивают, приносят цветы, говорят добрые слова и жалеют, какого человека потеряли. Но ведь нет обратного процесса, и нельзя допускать, чтобы у ребёнка были суицидальные темы. Берегите своего ребёнка, будьте чуткими.

15. «Все вокруг лицемерят!» — «Будьте искренними со мной»

Подросток боится неискренности. На его формирующуюся психику оказывают огромное влияние эмоциональные отношения между родителями и их поведение. Родители больше воспитывают не словами, а собственным примером. Если они говорят одно, а сами делают другое, то это деформирует психику подростка.