ПРОГРАММА «Искусство побеждать» по развитию личностной и эмоционально-волевой сферы подростков и юношества
Проблема, на решение которой направлена программа, - коррекция индивидуально-личностных особенностей, предупреждение и устранение отклонений в поведении старшеклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Методическим советом Директор
ЦПМСС «Ново-Переделкино» ЦПМСС «Ново-Переделкино»
__________________________ _________________________
«____» ______________ 2011 г. «____» _____________ 2011 г.
ПРОГРАММА
«Искусство побеждать»
по развитию личностной и эмоционально-волевой сферы подростков и юношества
педагога-психолога ЦПМСС «Ново-Переделкино»
(модификация коррекционно-развивающей программы Одинцовой М.А.)
возраст детей: 13-16 лет
срок реализации программы: 1 сентября – 31 мая
«Согласовано»
Методист ОМЦ
ЗОУО ДО г. Москвы
____________________
«____» __________ 2011 г.
г. Москва
2011 г.
Пояснительная записка
Проблема, на решение которой направлена программа, - коррекция индивидуально-личностных особенностей, предупреждение и устранение отклонений в поведении старшеклассников. Актуальность определяется тем, что учителя, с одной стороны, понимают важность развития творческих способностей и ставят оригинальность мышления на первое место, но с другой стороны, им удобнее работать с дисциплинированными и исполнительными детьми. Данная коррекционная программа для учащихся старшего школьного возраста направлена на осознание и понимание своего многогранного «Я» с его многочисленными проблемами. Программа обеспечивает убежденность в возможности реализовать свое «Я» со всеми качествами цельной, гармоничной, талантливой личности, обращенной в будущее. Все качества такой личности переплетаются между собой, работают сообща, дополняя и усиливая друг друга. Они помогают старшекласснику реализовать себя и не переступить черту, за которой поведение классифицируется как асоциальное.
На занятиях ребята знакомятся со способами развития своего творческого мышления, со своим энергопотенциалом и его источниками, исследуют свои функциональные состояния, изучают способы оптимизации неблагоприятных функциональных состояний, знакомятся с особенностями своего внутреннего мира, полного тайн и противоречий, неожиданностей даже для самих себя.
Цель – создание таких условий и возможностей, при которых у детей могут формироваться адекватные формы поведения в группе сверстников и со взрослыми, способствующие наиболее полноценному развитию личности каждого и соответствующие нормам, критериям и социальным традициям.
Задачи:
- сформировать у старшеклассников позитивный образ «Я», основанный на адекватном представлении о своих качествах, возможностях, самопринятии и самоценности;
- научить эффективным способам активизации интеллектуальных возможностей;
- на основе актуализации сильных сторон личности оптимизировать ситуацию межличностного взаимодействия;
- научить ставить конкретные цели и добиваться их реализации;
- научить осознавать особенности собственной эмоциональной сферы и научить управлять собой;
- помочь понять и принять свои личностные особенности, оценить сильные стороны;
- научить находить и использовать свой личностный потенциал.
Форма работы – преимущественно групповая, но некоторые темы занятий могут быть использованы и в индивидуальных занятиях. Групповая форма работы помогает создать оптимальные условия для преодоления и ослабления недостатков, переосмысления личностных проблем участниками, создает условия для формирования новых, более адекватных форм эмоционального реагирования на то или иное воздействие и поведение в целом, вырабатывает комплекс специальных навыков в сфере межличностного общения.
Занятия могут быть использованы как в целом, так и по частям. Лучше, если проводится серия занятий. Тогда они с большей эффективностью помогают достичь определенного результата. Занятия могут длиться либо 2 часа, либо состоять из двух занятий по 1 часу.
В группу старшеклассники зачисляются преимущественно по их собственному желанию. Ребята с проблемами в учебе, с отклонениями в общении и поведении часто не могут справиться со своими наболевшими проблемами, ищут понимания и сами осознают, что им необходима помощь. Нередко такое желание совпадает с рекомендациями психолога, педагогов и родителей.
Данная программа направлена на решение задач трех уровней: коррекционного, профилактического и развивающего. Именно единство этих задач может обеспечить успех и эффективность коррекционной программы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Знакомство. Установление правил работы группы | 1 |
2 | Внутреннее строение механизма таланта | 2 |
3 | Механизм энергопотенциала и его источники | 2 |
4 | Функциональные состояния человека | 2 |
5 | Оптимизация функциональных состояний | 2 |
6 | Способы мышления | 2 |
7 | Мышление и чувства | 2 |
8 | Эмоции и чувства. Вина. Зависть | 2 |
9 | Тревога. Страх. Любовь | 2 |
10 | Чувство любви | 2 |
11 | В поисках смыслов | 3 |
12 | Философия счастья | 2 |
13 | Формула успеха | 2 |
14 | Искусство ставить цели побеждать | 2 |
15 | Профессия как способ самореализации | 2 |
16 | Интересы, предпочтения и возможности в профессии | 2 |
17 | Воображение и мышление | 2 |
18 | Заключение. Прощание-пожелание | 2 |
ИТОГО | 36 |
Краткое содержание занятий
Занятие 1 «Знакомство. Установление правил работы группы»
Цель – знакомство участников между собой, с психологом; установление правил, по которым будет работать данная группа; установление ритуалов приветствия и прощания.
План
- Рассказ ведущего о целях занятий, о форме их проведения
- Принятие правил
- Презентация каждого участника
- Упражнение «Ассоциации»
- Ритуал прощания
Занятие 2 «Внутреннее строение механизма таланта»
Цель – ознакомление с внутренним механизмом таланта; убедить в талантливости каждого; проанализировать собственный механизм таланта.
План
- Беседа
- Упр. «Внутреннее строение механизма таланта»
- Упр. «Внутреннее строение моего механизма таланта»
- Упр. «Придумай себе биографию»
- Упр. «Путешествие внутрь себя»
- Ритуал прощания
Занятие 3 «Механизм энергопотенциала и его источники»
Цель – определить трудоспособность, меру здоровья, меру способности к развитию. Определить источники энергопотенциала.
План
- Беседа
- Упр. «Мой энергетический запас»
- Рефлексия
- Продолжение беседы «Источники энергопотенциала»
- Ритуал прощания
Занятие 4 «Функциональные состояния человека»
Цель – познакомить с функциональными состояниями человека и со способами оптимизации неблагоприятных функциональных состояний.
План
- Беседа
- Упр. «Лифт»
- Продолжение беседы
- Тестирование
- Рекомендации
- Продолжение беседы
- Ритуал прощания
Занятие 5 «Оптимизация функциональных состояний»
Цель – научить способам расслабления, саморегуляции.
План
- Беседа
- Упр. «Воздушный шар»
- Продолжение беседы
- Упр. «Радуга»
- Рефлексия
- Упр. на расслабление и напряжение мышц
- Рекомендации
- Ритуал прощания
Занятие 6 «Способы мышления»
Цель – показать разницу между способами мышления и определить свой способ мышления.
План
- Беседа
- Игра «Шесть шляп мышления»
- Продолжение беседы
- Определение своего способа мышления каждым участником
- Упр. «Я думаю, ты думаешь»
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие 7 «Мышление и чувства»
Цель – помочь определить подлинную скорость мышления каждого, показать гармоничность в развитии мышления и чувств. Научить приемам активизации интеллектуальной деятельности.
План
- Беседа
- Упр. «Чувство гармонии»
- Продолжение беседы «Скорость вашего мышления»
- Приемы активизации работы полушарий головного мозга
- Упр. «Гармония дыхания»
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие 8 «Эмоции и чувства. Вина. Зависть.»
Цель – ознакомиться с миром чувств и эмоций, разграничить понятия. Научить понимать собственную эмоциональную сферу и управлять собой. Осознать такие нежелательные, но имеющие место чувства, как вина и зависть.
План
- Беседа
- Упр. «Чувство, выжигающее меня до дна»
- Упр. «Моя вина»
- Продолжение беседы «Зависть – низменная эмоция?»
- Упр. «Волшебное превращение зависти»
- Ритуал прощания
Занятие 9 «Тревога. Страх. Любовь»
Цель – обогатить жизнь старшеклассников новыми переживаниями. Научить адекватно реагировать на нежелательные переживания тревоги и страха.
План
- Беседа
- Упр. «Испуганное дыхание»
- Упр. «Мой страх»
- Продолжение беседы
- Упр. «Моя любовь»
- Упр. «Огненный круг»
- Ритуал прощания
Занятие 10 «Чувство любви»
Цель – направить на осознание, анализ своего чувства любви.
План
- Беседа
- Упр. «Цветок моей любви»
- Продолжение беседы
- Упр. «Горошинка»
- Продолжение беседы
- Ритуал прощания
Занятие 11 « В поисках смыслов»
Цель – направить участников на поиск истинных целей и смыслов. Помочь сформулировать наиболее актуальные и болезненные проблемы взаимоотношений с прошлым, настоящим, будущим и проанализировать их.
План
- Беседа
- Упр. «Мои смыслы»
- Упр. «События моей жизни»
- Упр. «Пустыня»
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие 12 «Философия счастья»
Цель – помочь осознать истинное значение счастья. Направить на поиски своего счастья.
План
- Беседа
- Упр. «Моя эмоциональная жизнь»
- Упр. «Цилиндр»
- Рефлексия
- Продолжение беседы
- Упр. «Подарки жизни»
- Ритуал прощания
Занятие 13 «Формула успеха»
Цель – показать участникам, что почти все истории успеха начинались с неудач, и поэтому не стоит пасовать перед трудностями.
План
- Беседа
- Упр. «Инсценируй отрывок из сказки»
- Что мешает человеку добиться успеха?
- Обсуждение «Механизмы достижения успеха»
- Упр. «Формула удачи»
- Упр. «Я родом из детства»
- Упр. «Назад к удаче!»
- Ритуал прощания
Занятие 14 «Искусство ставить цели побеждать»
Цель – учить ставить конкретные цели и стремиться к их реализации, используя все ресурсы своего «Я».
План
- Беседа
- Упр. «Постарайся»
- Продолжение беседы
- Упр. «Однажды я подвел…»
- Упр. «Я попал в цель»
- Упр. «Моя воля»
- Упр. «Я все могу!»
- Притча
- Ритуал прощания
Занятие 15 «Профессия как способ самореализации»
Цель – помочь глубже почувствовать глубины своего характера. Определить круг профессий в соответствии с основными чертами характера.
План
- Беседа
- Упр. «Разные черты характера»
- Продолжение беседы
- Упр. «Формула темперамента»
- Продолжение беседы
- Ритуал прощания
Занятие 16 «Интересы, предпочтения и возможности в профессии»
Цель – показать взаимосвязь желаний при выборе профессии, своих возможностей и интересов
План
- Беседа
- Упр. «Хочу, могу и надо»
- Упр. «А почему так?»
- Продолжение беседы
- Исследование своих интересов, возможностей и предпочтений при выборе профессии
- Продолжение беседы
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие 17 «Воображение и мышление»
Цель – изучить уровни своего воображения. Показать необходимость развития воображения и творчества для достижения успеха в жизни и будущей профессии.
План
- Беседа
- Игра «Чернильное пятно»
- Рефлексия
- Рекомендации
- Продолжение беседы
- Игра «Увеличение моей творческой энергии»
- Ритуал прощания
Занятие 18 «Заключение. Прощание-пожелание»
Цель – рефлексия по итогам курса. Анализ изменений в понимании себя, своих поступков, жизненных смыслов, ценностей. Закрепить стремление к успеху и адекватному поведению.
План
- Беседа
- Упр. «Занятия помогли мне…»
- Продолжение беседы
- Упражнение-размышление «Поддержка – это…»
- Продолжение беседы
- Упр. «Коллективное письмо-пожелание неудачнику»
- Игра «Ладошка-пожелание»
- Ритуал прощания
Список используемой литературы
- Вагин И. Выиграй у судьбы в рулетку. – СПб., 2001
- Одинцова М.А. Достичь успеха. – Мозырь, «Белый ветер», 2002
- Одинцова М.А. Я – целый мир. – М., 2004
- Психологическое сопровождение выбора профессии, под. ред Л.М. Митиной, - М.. «Флинта», 2003
- Фрейнджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. – М., 2002