ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРАВОЖДЕНИЯ
Новый стандарт выделяет в качестве оссновных образовательных результатов концепции:предметные, метопредметные и личностные. Необходимость измерения метопредметных концепций и личностных качеств потребует создание системы диагностики результатов образовательных организаций, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_raboty_1.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждено»
Директором МКОУ «Поныровской СОШ»
Кудрявиной Е.Ю
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРАВОЖДЕНИЯ
ФГОС НОО
Срок реализации программы 4 года
Программа рассчитана на детей 1-4 классов
Подготовил: педагог-психолог Тубольцева А.В.
п.Поныри
2014-2018 г
Пояснительная записка.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
∙ систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
∙ формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
∙ создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основные направления деятельности школьного психолога:
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
∙ изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
∙ формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
∙ разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
∙ разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
∙ выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
∙ предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция.
Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап (0 класс) – обучение дошкольников в «Академия первоклассника», поступление ребенка в школу. Он начинается в октябре месяце одновременно с записью детей в «академия первоклассника» и заканчивается в начале сентября следующего года. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики (по запросу родителей), направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в апреле - мае.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
3. Консультация педагога будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к развитию учащихся класса, динамика личностного развития педагога, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.
II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями и педагогами первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
2. Проведение индивидуальных консультаций педагога по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. В школе проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации «Программа по адаптации» Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
5. Диагностика детей на выявление адаптации к школе. Анкетирование родителей и педагогов на предмет уровня адаптации к школе. Заполнение карт наблюдений. Посещение роков.
6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
2. Развивающая работа с обучающимися имеющими низкий уровень развития метапредметных умений.
3. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
4. Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;
5. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.
6. Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.
7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы. Выработка рекомендаций педагогам и родителям.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы
Список литературы
С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования.
Глазунов Д.А.Психология Развивающие занятия 1 класс, М 2008
Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010
Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Под ред В.В.Рубцова,М.2010
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. М,2010
ФГОС НОО «Примерные программы ООУ»
ПЛАН
психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС начального
общего образования
№ | Направления деятельности | срок | ответственные |
Мониторинг оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов Мониторинг - Диагностика процесса адаптации уч-ся 1-х классов | |||
Личностные | |||
1 | Мотивация, внутренняя позиция «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) | сентябрь, апрель | педагог-психолог / учитель |
2 | Диагностика в период адаптации.Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” (разработан О.А.Ореховой) | Сентябрь -октябрь | педагог-психолог |
Метапредметные УУД | |||
1 | регулятивные УУД Методика «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой) | сентябрь, апрель | педагог-психолог / учитель |
2 | познавательные УУД Методика «Кодирование» (11-й субтест Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка) | сентябрь, апрель | педагог-психолог / учитель |
коммуникативные УУД Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман) | сентябрь, апрель | педагог-психолог / учитель | |
Предметные | |||
Оценка достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам Математика, русский язык, чтение, окружающий мир Математика, Русский язык, чтение Математика, русский язык, чтение, окружающий мир | Сентябрь Декабрь апрель | педагог-психолог / учитель учитель учитель | |
Программа по адаптации | |||
«Знакомство: «Я + Ты = Мы» | сентябрь | педагог-психолог / учитель | |
«Школа и школьные правила» | сентябрь | педагог-психолог / учитель | |
«Я и Ты = школа. Экскурсия по школе» | сентябрь | педагог-психолог / учитель | |
«Учиться будет весело, чтоб хорошо учиться» | сентябрь | педагог-психолог / учитель | |
«Развиваем пальчики рук» | октябрь | педагог-психолог | |
«Штрихуем контурно - изображенные предметы» | октябрь | педагог-психолог | |
«Дорисуй предмет. Цветовое изображение предметов» | октябрь | педагог-психолог | |
«Путешествие в осенний лес» | октябрь | учитель | |
«Скоморошки» (игровое занятие на свежем воздухе) | октябрь | учитель | |
«Путешествие по сказкам» | ноябрь | педагог-психолог | |
«Веселое космическое путешествие в созвездие знаний» (итоговое занятие) | ноябрь | педагог-психолог | |
Психокоррекция поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии | |||
«ШКОЛА» - Школьные предметы. Школьные принадлежности. | ноябрь | педагог-психолог | |
«ЖИВОТНЫЕ». Домашние животные. | декабрь | педагог-психолог | |
«РАСТЕНИЯ». Овощи. Фрукты. | декабрь | педагог-психолог | |
«ДОМ» Одежда. Обувь. Головные уборы. | январь | педагог-психолог | |
«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». Человек. | февраль | педагог-психолог | |
ТЕМА: «ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ». | Февраль - март | педагог-психолог | |
ТЕМА: «СЕМЬЯ» – Члены моей семьи | март | педагог-психолог | |
ТЕМА: «ТРАНСПОРТ» - Транспорт, его виды | апрель | педагог-психолог | |
Тема: «МИР УВЛЕЧЕНИЙ» – Игры, игрушки | май | педагог-психолог | |
Консультации | |||
Индивидуальная консультация с учителем по результатам диагностики | сентябрь - октябрь | педагог-психолог | |
Консультации для педагогов | в течение года | педагог-психолог | |
Индивидуальные консультации родителей по проблемам адаптации. | сентябрь - ноябрь | педагог-психолог | |
Индивидуальные и групповые консультации для родителей: - Ваш ребенок первоклассник: «Кто несет портфель!» - Как помочь учиться? - Рекомендации | в течение года сентябрь ноябрь декабрь | педагог-психолог | |
Психологическое просвещение и профилактика | |||
Выступление на школьном ПМПк: результаты диагностики | октябрь | педагог-психолог | |
Выступление на родительских собраниях: «Адаптационный период» | октябрь | педагог-психолог | |
Разработка буклетов для родителей: «Планируемые результаты обучения на начальной ступени общего образования в рамках внедрения ФГОС» | ноябрь | педагог-психолог | |
Выступления на классных родительских собраниях (по запросам) | в течение года | педагог-психолог | |
Оформление информационных стендов и выпуск буклетов: - «Первый раз в первый класс»; -«Планируемые результаты обучения на начальной ступени общего образования в рамках введения ФГОС»; -« Азбука для родителей» | в течение года | педагог-психолог | |
Размещение информации на школьном сайте | в течение года | педагог-психолог |