Развитие психологической культуры в современном российском образовании

Кострица Ольга Леонидовна

краткий обзор развития психологической культуры в современном российском образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кострица О.Л., педагог-психолог

ГБДОУ детский сад № 88 "ИСТОК" Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Развитие психологической культуры в современном российском образовании

Развитие психологии в России в конце XX — начале XXI в. претерпело принципиальные изменения, а научная и практическая психология получила новые возможности. Это связано со многими причинами, но одной из них является то, что в структуре психологического знания ведущее место заняла проблема личности. В этой области возникла самостоятельная отрасль психологии — персонология. В России это, прежде всего, направлено на становление гражданского общества, новых социально-экономических отношений и другого, что потребовало создания условий для развития «человеческих ресурсов», «человеческого капитала». На практике это привело к возникновению социальной потребности в развитии психологических услуг как в сфере различных видов профессиональной деятельности (в том числе и в системе образования), так и психолого-консультационных, психотерапевтических, психодиагностических, психокоррекционных проблем личности, группы (межличностных, межгрупповых взаимоотношений).

В этой связи необычайно возросла потребность в специалистах-психологах нового поколения, что и привело к открытию практически по всей территории России центров их подготовки. Описанные выше социальные явлении в России конца XX — начала XXI в. повысили требования и к личности педагога, и в первую очередь к его психологической подготовке, лежащей в основе его профессионального педагогического мышления, выбора стратегий взаимодействия с учащимися и коллегами-педагогами, техник самопрезентаций, развитию харизматических возможностей, стилей коммуникаций и интеракции и др.

Психологическая культура педагога определяет вектор всей его активности: когнитивной и креативной деятельности, взаимодействия «аффекта и интеллекта», выбор стратегий самопрезентаций, педагогической и партнерской активности, специфику построения взаимоотношений «педагог-педагог», «педагог-ученик», «педагог-родитель», «педагог-группа», «педагог-социум» и др.

Вместе с тем проблема заключается в том, что психологическую культуру личности начали исследовать не так давно, и поэтому дискуссионным является даже само понятие. С одной стороны, как это ни парадоксально, в психологии реально отсутствовали системные исследования, специально посвященные этому феномену, не и его определения во всех словарях в области наук о человеке обществе. С другой стороны, в отдельных работах психологов как бы «мимоходом» это понятие используется, но трактуется довольно противоречиво. Однако в последние годы растет число научных работ психологов, специально посвященных изучению психологической культуры личности. Это характерно и для психологов Алтайского края (Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина, Л.С. Колмогорова, И.А. Ральникова).

Не вдаваясь в подробный анализ различных представлений о содержании, структуре, особенностях формирования психологического культуры личности вообще и психологической культуры личности педагога, школьника, студента в частности. Мы уверены в том, что в феномене «психологическая культура личности» должны найти отражение:

  • научные, обыденные, житейские знания о психике человек, что выражается в представлениях, понятиях, суждениях, умозаключениях, личном опыте личности;
  • социокультурных особенности общества, социума, окружающей среды, а также социальные нормы, направленные на поддержание оптимальных внутри личностных, межличностных, групповых и межгрупповых взаимоотношений (социальных перцепций, коммуникаций, интеракций);
  • значения, символы как общекультурные средства «соединения» с миром, выражающиеся в образах, условных знаках, символах, вербальных и невербальных особенностях, осознаваемых и неосознаваемых проявлениях, метафорах, обычаях, ритуалах, придании им социального и личностного смысла;
  • личностные и групповые ценности и смыслы как особые регулятор психической деятельности. Они упорядочивают, систематизируют действительность, мотивируют активность, формируют мировоззрение, убеждения, интересы, идеалы, стремления, отношения, придают смысл человеческой жизни, являются базовыми компонентами духовности;

— индивидные, индивидуальные и личностные особенности когнитивной, аффективной, регуляторной и поведенческой сфер личности человека.

В этой связи стоит согласиться с рядом авторов (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, И.С. Кон, В.А. Петровский и др.), которые, рассматривая факторы становления и развития психологической культуры личности, определяют ее функции следующим образом:

а)        сохранение и передача достижений в психологических взглядах, теориях, методах, определенного культурного уровня «личностного принятия» себя и других, которые, создавая преемственность поколений, не позволяют последующим поколениям «откатиться» назад, деградировать как виду, обеспечивают условия для последующего прогресса человечества;

б)        обеспечение эффективного взаимодействия, взаимопонимания, общения людей, различающихся по национальным, возрастным, гендерным, профессиональным и другими признакам;

в)        интеграция внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем, саморегуляцию, самореализацию, саморазвитие на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития все психических процессов, качеств, свойств, состояний;

г)        детерминация жизненного самоопределения, сознательного построения собственного жизненного пути, адекватных представлений о жизненной перспективе, судьбы, возможностей быть полноценным «хозяином» своей жизни, видеть, анализировать, понимать и разрешать возникающие в жизни противоречия, конфликты экологическими для общества и человека способами;

д)        гармонизация внутреннего мира человека, формирование и развитие целостной непротиворечивой Я-концепции, состояний внутреннего благополучия, комфорта, обеспечения полноценной духовной жизни человека;

е)        формирование успешной, самоактуализирующейся личности, специалиста-профессионала в различных сферах человеческой деятельности, но особенно в области профессий типа «человек-человек» (Е.А. Климов).

В целом структура психологической культуры личности включает следующие компоненты:

  • когнитивный (в том числе социальный интеллект);
  • ценностно-смысловой;
  • оценочно-притязательный;
  • рефлексивный;
  • креативный;
  • поведенческий (интерактивный).

В структуру психологической культуры личности включены психические явления, которые отдельными гранями входят в различные составляющие ее компоненты, но не имеют всеобщей связи, как это характерно для социального интеллекта. Мы отметим лишь некоторые из них и, прежде всего самоценность личности. Самоценность непосредственно «включается» в оценочно-притязательный, ценностно-смысловой и рефлексивный компоненты психологической культуры личности.

  • Самоценность, с точки зрения гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), — это внутренняя картина самого себя, своей индивидуальной значимости, которая есть у каждого человека.
  • Самоценность — это совокупность качеств личности, связанная с тем, что происходит в ее внутреннем мире и окружающей действительности.
  • Самоценность — это комплекс чувств по отношению к самому себе и воздействиям внешнего мира, это «внутренний голос», диалог человека с самим собой. При этом культура, направленная на соблюдение психологической экологии как самой личности, так и окружающих, складывается прямо пропорционально развитию высокой (но не завышенной) самоценности личности.

Высокая самоценность — это уникальность личности, уважение себя, наличие чувства собственного достоинства. В психологии неоднократно высказывается мнение о том, что только человек, имеющий высокую самоценность, самодостаточность, способен уважать других, отстаивать свою альтернативную точку зрения, добиваться успехов, побеждая жизненные тернии. Именно высокая самоценность обеспечивает интенциональность, аутентичность, конгруэнтность, эмпатичность личности, ее внутреннюю свободу, поведение согласно принятым принципам, ценностям и смыслам.

Психологическая культура личности во многом определяется спецификой субъективных представлений об окружающем мире, личном жизненном пути во временном контексте (соотношении прошлого, настоящего, будущего), жизненной перспективе, жизненных планах и путях их реализации и др.

Не входящим в структуру психологической культуры личности, но опосредующим ее различные аспекты является ее психологическое здоровье. В современной интерпретации оно включает: положительное отношение к себе, оптимальное психическое развитие, личностный рост и самоактуализацию, психическую интеграцию, равновесие, личностную автономию, реалистическое восприятие окружающих и др. [3].

Все вышеизложенное позволяет нам сформулировать понимание психологической культуры личности как комплексного понятия, включающего информированность и умение применять на практике законы функционирования психики, способы и приемы управления собственной внутренней и внешней активностью, обеспечивая оптимальный уровень личностной и социальной экологии.

Таким образом, исследование феномена «психологическая культура личности» открывает новые пути понимания и интерпретации ряда психологических факторов в жизнедеятельности человека. Речь идет о новом понимании и диагностике «профессионально важных качеств педагога». В этой связи современная психология обладает достаточно большим арсеналом диагностических методик.

Использование методов психодиагностики для оценки качества профессиональной подготовки студентов вузов — будущих педагогов определяется Государственными образовательными стандартами высшего образования (ГОС ВПО). Как известно, первый блок ГОС ВПО, блок социальных и экономических дисциплин, в различных вузах, более того, на различных факультетах одного и того же вуза, в рамках этого блока преподаются различные предмета ограниченные определенным их перечнем в ГОС ВПО (федеральный компонент). Часть дисциплин содержится в национально-региональном компоненте и дисциплинах по выбору студентов (региональный компонент).

Совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, способов мышления, свободное их использование на практике (профессионализм) оцениваются специалистами определенной отрасли знания и определяет успешность деятельности выпускников вуза на операционально-технологическом уровне. Развитие же в процессе подготовки специалиста в вузе и осуществление оценки развития личностного субъектного уровня готовности их к успешному выполнению профессиональных обязанностей в значительном степе зависит от уровня сформированности индивидуально-личностных детерминант. Это открывает возможности использования для оценки качества образованности выпускников вузов психодиагностического инструментария, выявления и анализа интегративных профессионально важных свойств личности.

Мы полагаем, что основная функция блока социальных и экономических дисциплин ГОС ВПО не должна ограничиваться только информированностью студентов о современном состоянии и развитии социогуманитарного знания, но и быть основой становления личности человека с высшим образованием, способствовать развитию в образовательном процессе важных свойств будущего профессионала, работающего с людьми, организующего их деятельность, управляющего человеческими ресурсами.

В этой связи в образовательном процессе высшей школы необходимо создать условия для формирования таких качеств личности будущего специалиста, которые бы наиболее эффективно способствовали осуществлению вышеуказанных функций.

С этой целью нами были проанализированы основные квалификационные характеристики специалистов различных профессий и требования, предъявляемые к личности будущего профессионала. Это позволило выделить наиболее общие качества личности, необходимые для успешной работы в любом профессиональном виде деятельности, а затем отобрать психодиагностические методики для определения их уровня развития у выпускников (студентов различных курсов) высших учебных заведений. Такими интегральными качествами, на наш взгляд, являются:

  • уровень интеллектуальной инициативы и развития социальной интеллекта;
  • мотивация успешной профессиональной деятельности;
  • степень развития эмпатии;
  • особенности смысложизненных и ценностных ориентации;
  • развитость коммуникативной компетентности.