Курсовая работа "Развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста"
Цель курсовой работы изучить проблему развития произвольного внимания. В работе раскрываются основные теоретические вопросы проблемы произвольного внимания, особенности внимания у младших школьников, говорится об условиях и методах развития произвольного внимания. Во второй главе рассказывается о методах организации исследования, описываются методики "Запомни и расставь точки", "Треугольники -1", "Треугольники-2"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
negosudarstvennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_vysshego_obrazovaniya.docx | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ « МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
специальность начальное образование
дисциплина психология
Курсовая работа
НА ТЕМУ: Развитие произвольного внимания детей
младшего школьного возраста
Выполнила : студентка 3курса, ЗО
Группы НО-3 Леонова С.Г.
Научный руководитель: Доцент
Кандидат педагогических наук
Тукшумская А.В.
Москва 2016
Содержание
Введение-------------------------------------------------------------3-6
Глава 1. Основные теоретические вопросы проблемы произвольного внимания младших школьников
1.1 Сущность произвольного внимания---------------------7-9
1.2 Особенности внимания у младших школьников-----10-13
школьном возрасте-------------------------------------------------14-19
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания у младших школьников
2.1 Методы организации исследования--------------------20-26
2.2 Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей программы-----------------------------------------------------------27-29
2.3 Получение конечных результатов исследования и их анализ-------------------------------------------------------------30-31
Заключение-------------------------------------------------- 32-33
Список литературы----------------------------------------- 34-35
Приложение Методика « Запомни и расставь точки»------36
Введение
Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться.
По мнению большинства исследователей, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Важность внимания в жизни человека трудно переоценить, его иногда называют регулятором деятельности, определяющим ее успешность.
Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, О.Ю. Ермолаев, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и другие.
Обращение психологов к проблеме внимания обусловлено тесной его связью со многими проблемами, возникающими у младших школьников в процессе овладения новой ведущей деятельностью. Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной, активной. Несформированное произвольное внимание у младших школьников может препятствовать освоению учебной деятельности.
Актуальность темы исследования определяется тем, что сегодня с проблемой внимания в её практическом плане приходится сталкиваться любому педагогу, работающему в сфере начального образования. Многие трудности в обучении связаны с неумением, либо неспособностью того или иного ребёнка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании. Учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. Очень часто это является следствием недостаточности внимания , прежде всего произвольного, ведущего в учебной деятельности школьников.
Цель курсовой работы: изучить проблему развития произвольного внимания младших школьников.
Объектом исследования является: личность младшего школьника.
Предметом исследования является: влияние специально организованных коррекционно- развивающих занятий на формирование и развитие произвольного внимания младших школьников.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие произвольного внимания младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих условий:
• систематическом и целенаправленном формировании произвольного внимания в интересной для младшего школьника деятельности
• целенаправленной работе по развитию произвольного внимания как в процессе обучения, так и во внеучебной деятельности
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме развития произвольного внимания и на основе её анализа подобрать надежные тесты для осуществления диагностических мероприятий;
2. диагностическим путем выявить уровень развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста;
3. подобрать, изучить и апробировать коррекционные развивающие упражнения по развитию произвольного внимания;
4 проанализировать полученные результаты.
Методологической основой курсовой работы являются основополагающие подходы, теории, концепции, разработанные и обоснованные ведущими учеными, такими как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.А. Крутецкий, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.
Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, наблюдение и ряд специализированных методик: методика «Запомни и расставь точки»; треугольники 1; треугольники 2
Экспериментальной базой исследования являлось ГБОУ «Лицей №1524» г. Москва, учащиеся 3 класса в возрасте 9 лет, в количестве 20 человек.
В проводимом психолого-педагогическом эксперименте можно выделить следующие этапы:
1. Аналитический. На данном этапе осуществлялся теоретический анализ литературных источников по проблеме развития произвольного внимания у младших школьников, происходило знакомство с имеющимся практическим опытом;
2. Диагностический. На данном этапе осуществлялся подбор диагностических методик, направленных на определение уровня развития произвольного внимания, а также проводилась первичная диагностика (констатирующий эксперимент);
3. Подготовка и проведение формирующего эксперимента. На данном этапе осуществлялось составление коррекционной развивающей программы, ее внедрение в образовательный процесс;
4. Анализирующий. На данном этапе осуществлялся качественный анализ полученных результатов;
5. Заключительный этап включал в себя оформление результатов проведенного курсового исследования.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Основные теоретические вопросы проблемы произвольного внимания младших школьников
1.1 Сущность произвольного внимания
Внимание - это направленность психики сознания на определённые объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Другой вариант определения: сосредоточение сознания на отдельных (личностно или ситуативно значимых) аспектах действительности. [13] Внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Внимание есть простейший вид самоуглубления, за счет которого достигается особое состояние: созерцаемый предмет или мысль начинает занимать все поле сознания целиком, вытесняя из него все остальное. Тем самым обеспечивается устойчивость процесса и создаются оптимальные условия для обработки этого объекта или мысли «здесь и сейчас». [18]
В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить непроизвольный или произвольный характер. [9].Непроизвольное внимание называют также пассивным или эмоциональным. На возникновение внимания этого вида влияют следующие факторы:
· факторы внешнего мира: физические характеристики сигнала (интенсивность, частота), контраст между раздражителями, новизна и т.д.
· факторы внутреннего мира, то есть самого человека: эмоциональное и физическое состояние человека, актуальность той информации для него, его интересы и т.д. [10]
От непроизвольного внимания отличают произвольное. Произвольное внимание тесно связано с волей человека и было выработано в результате трудовых усилий, поэтому его называют ещё волевым, активным, преднамеренным. Это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотёком, стихийно, под властью извне действующих сил.
Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому носит всегда опосредованный характер. [6]
Произвольное и непроизвольное внимание тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности.
Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребёнка при его общении со взрослыми. Как было показано Л.С.Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребёнком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая его и называя словом, а ребёнок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребёнка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребёнка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.
Несмотря на своё качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. «Оно возникает, когда мы, противодействуя притягательной силе более сильных стимулов, заставляем мысль сосредоточиться на предмете, который при естественных условиях не производит впечатления». [3]
Существует ещё один вид внимания. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо Н.Ф.Добрыниным послепроизвольным. Внимание из произвольного становится как бы непроизвольным. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остаётся связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий. [9]
1.2 Особенности внимания у младших школьников
По данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований: в пять-шесть лет происходит возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции ,а в начале школьного периода дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Как пишет В.В.Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. [13]
Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильна реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза яркие предметы. [17]
Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся. [22]
Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Дети младшего школьного возраста способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. [13]
Интересные данные о развитии внимания приводит Г.Н.Понарядова. Выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении 1 - 4 классов развивается по-разному. У средне и хорошо успевающих учащихся внимание развито средне, у отличников - хорошо, а у неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. От класса к классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивное развитие произвольного внимания, а у слабоуспевающих показатели внимания в 1 и 2 классах примерно одинаковы и лишь к 3 классу наблюдается небольшой рост. Важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.
Слабость произвольного внимания - одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины. [18] Вот почему развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя. [9]
Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом. Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если подросток или старший школьник могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников далекой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с их возрастными особенностями, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей. Например, наиболее далекая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с более близким мотивом - успешно перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с ближайшим мотивом - получить высокую оценку учителя. [22]
Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, менее развито у него и умение распределять внимание. Особенно ярко неумение распределить внимание проявляется во время написания диктантов, когда надо одновременно слушать, припоминать правила, применять их и писать. Но уже ко 2 классу у детей наблюдаются заметный сдвиги в совершенствовании этого свойства, если учитель так организует учебную работу учащихся дома, на уроке и их общественные дела, чтобы они учились контролировать свою деятельность и одновременно следить за выполнением нескольких действий.
Несовершенно у младших школьников и такое важное свойство внимания, как переключение. В начале обучения у них ещё не сформированы учебные умения и навыки, что и мешает им быстро перейти от одного вида учебных занятий к другому, однако совершенствование деятельности учения уже ко 2 классу приводит в формированию у детей умения переключаться от одного этапа урока к другому, от одной учебной работы к другой. [9]
Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает в классе. Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем свидетельствуют их ответы на вопросы учителя. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних - леность мысли, у других - отсутствие серьезного отношения к учению, у третьих повышенная возбудимость центральной нервной системы и др. [20]
1.3 Условия и методы развития произвольного внимания у младших школьников
Результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Успехи каждого ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированной у него способности быть внимательным.
Как часто наши дети похожи на рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить или запомнить. В старших классах ему становиться ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна. [21]
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение различных наглядных пособий - иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей. Занятия с младшими школьниками должны быть интересными, занимательными, эмоционально насыщенными. Однако надо помнить, что младшие школьники весьма впечатлительны. Очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, что в результате этого тормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал.
Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, каждый учитель стремится сделать свой урок интересным, занимательным. Но следует иметь в виду, что учеников надо приучать быть внимательными и по отношению к тому, что не вызывает непосредственного интереса и не является занимательным. Иначе вырабатывается изнеженное, избалованное внимание, привычка относиться со вниманием только к интересному. Ученик не сумеет мобилизовать произвольное внимание в тех случаях, когда какие-то элементы деятельности непосредственного интереса не вызывают. Об этом предупреждал еще К.Д.Ушинский: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнять свою обязанность». [7] К.Д.Ушинский подчёркивал, что «одного пассивного внимания ещё недостаточно, и даже развитое преждевременно, чрезмерно и без содействия активного внимания… оно может превратиться в болезненное состояние души, которая делается какою-то бессильной, ленивой, требует беспрестанно раздражения интересными рассказами или интересным чтением» [7] Следует также учить детей распределять и переключать внимание. Активизация учебного процесса должна предусматривать преобразующую деятельность школьников на каждом этапе овладения знаниями. В школьной же практике, внимание, главным образом акцентируется на осознании учащимися знаний. Это важно. Но, чтобы знания были осознанными, они должны быть адекватными изучаемым процессам, явлениям, объектам. А это требует обеспечения глубокого и всестороннего восприятия изучаемых понятий, предметов и явлений. В совокупности внутренних и внешних факторов влияющих на готовность учащихся к учебной деятельности, большое место занимают режимные условия. [21]
Как показывают исследования советских психологов (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева и др.), развитие произвольного внимания в первые годы обучения может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у учащихся умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед учениками ставят взрослые (родители, учителя), и, если это необходимо, взрослые оказывают помощь детям в её достижении.
Высшей ступенью произвольного внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями. Развитие произвольного внимания идёт у детей в направлении от выполнения целей, которые ставят взрослые, к целям, которые ставит сам ученик, контролирующий их выполнение. Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребёнка. [13]
Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у младших школьников за усвоение знаний. Учащиеся с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом. Вот почему очень важно воспитывать у учащихся чувство ответственности. [9]
Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие слабости тормозного процесса. Это надо учитывать при организации урока, делать небольшие перерывы в работе. Учащиеся 3 и 4 классов могут сохранять внимание непрерывно в течение всего урока. Короткие паузы, видимо, полезны, но устраивать перерывы в работе нет необходимости. Важно другое - периодически менять виды работы школьников, тогда и большого утомления не наступит. Разнообразие заданий стимулирует устойчивость внимания.
Внимание учащихся зависит и от темпа учебной работы. Интересное исследование М.Н. Шардакова показало, что слишком быстрый или медленный темп работы одинаково неблагоприятен для устойчивости и концентрированности внимания. Наиболее оптимален средний темп работы, который тем ниже, чем младше школьники. [15]
К.Д.Ушинский выделял несколько средств, как обратить внимание ученика на желаемый объект.
1. Усиление впечатления. Усилить впечатление мы можем прямо, например, возвышая голос; подчёркивая слова, рисуя большую карту с яркими красками и т.п.; не прямо, удаляя впечатления, которые могли бы рассеивать внимание: тишина в классе, отсутствие в нём предметов, развлекающих внимание ученика.
2. Прямое требование внимания. Отдел средств, прямо вызывающих внимание ученика, очень разнообразен. Одно из лучших средств - частое обращение к учащимся. Для того, чтобы держать внимание учеников постоянно направленным на предмет учения, полезно заставлять маленьких учеников совершать по несколько действий, по принятой команде. Так, например, встать, сесть, развернуть книги, свернуть и т.п. Это даёт ученикам привычку каждую минуту быть внимательным к словам учителя. Весьма полезно для классного наставника сначала говорить вопрос, а потом, помедлив, имя того, кто должен на него отвечать . Поднимание рук кверху всеми могущими отвечать на вопрос, заданный даже кому-нибудь одному, также одно из хороших средств держать внимание направленным на учение. Требование повторения того, что сказал учитель, что сказал товарищ, также очень полезно.
3. Меры против рассеянности. Кроме рассеянности частной, когда тот или иной из учащихся отвлекается от учения следами своих собственных мыслей или какими-нибудь посторонними впечатлениями (например, шёпот), бывает ещё общая рассеянность класса. Причины такого состояния бывают и физические и нравственные.
Причины физические: слишком жаркая комната; слишком малое количество кислорода в воздухе, неподвижность тела, переполнение желудков, сильная усталость вообще.
Причины нравственные: монотонность и однообразие звуков преподавания, рутинность наставника, утомление от одних и тех же занятий и т.п. Чтобы не дать дремать классу, учитель сам не должен дремать, проходя свой урок по лёгкой протоптанной дороге . Внимание самого наставника к своему делу - это главное радикальное средство против общей сонливости класса. Потрясение внимания - мера, которая не даст уснуть человеку, как потрясение рукой.
4. Занимательность преподавания. Занимательность эта может быть двоякого рода - внешняя и внутренняя. Самый незанимательный урок можно сделать для детей занимательным внешними средствами, не относящимися к содержанию урока; урок делается занимательным, как игра во внимание, как соперничество в памяти, в находчивости и т.п. Внутренняя занимательность преподавания основана на том законе, что мы внимательны ко всему тому, что ново для нас, но не настолько ново, чтобы быть совершенно незнакомым и потому непонятным; новое должно дополнять, развивать или противоречить старому… [8]
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может быть связана с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; с психическим состоянием (возбужденность, заторможенность и т.п.), с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить своё внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным так и произвольным.
Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в течение длительного времени.
Объём внимания - это такая характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объёма внимания человека - 5 - 7 единиц информации.
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания у младших школьников.
2.1 Методы организации исследования
Психодиагностика свойств внимания детей должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Нам уже известно, что в младшем школьном возрасте центром психологического развития ребёнка становится формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление. На протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок учится управлять своим поведением, в том числе и вниманием. Происходит это медленно и постепенно.
Зачастую произвольность внимания развивается стихийно, причём ребёнок нередко приспосабливается к условиям учёбы. Выбор метода обследования уровня развития внимания - один из наиболее сложных этапов диагностико- коррекционной работы.
В психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида, основанный на предпосылке и множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого психологического факта.
Очень важно сочетание этих подходов, но главным является качественная характеристика полученных данных.
Тестовые методики обладают целым рядом достоинств: хороший тест аккумулирует в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах.
Однако принципиально недопустимо использовать тесты для жёсткого отбора, селекции учащихся. Эти методы помогают выявить психологические особенности, причины отдельных нарушений или недостатков с целью их коррекции и содействия развитию учащихся.
Применяя различные методические средства, психолог и педагог получают всё более точную картину индивидуальных особенностей ребёнка, в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития.
В целом ряде случаев психолог и педагог должны получить быструю и оперативную информацию о ребёнке. Отсюда острая потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику.
Экспресс - методики большей частью основаны на качественном анализе высказываний, продуктов деятельности, способов выполнения заданий. В качестве таких психодиагностических средств могут быть использованы так называемые функциональные пробы.
Роль функциональной пробы могут играть экспериментальные задания, способные актуализировать умственные операции, которыми пользуется ребёнок в своей жизнедеятельности.
Работа психолога и педагога обязательно должна приводить к выработке конкретных рекомендаций.
Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части.
Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем и выполняется педагогом с помощью и под постоянным наблюдением психолога.
Далее ставится психологический диагноз и составляются соответствующие рекомендации.
Психологический диагноз - центральный момент диагностико-коррекционной работы.
В ходе работы для определения уровня развития внимания младших школьников (учащиеся 3 класса) можно использовать конкретные экспресс-методики «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки» «Домик», «Да и нет», «Оценка распределения внимания», «Оценка переключения внимания», «Определение объема внимания» .
Для диагностики внимания были отобраны и использованы следующие методики:
-запомни и расставь точки;
-треугольники 1;
-треугольники 2.
Запомни и расставь точки.
Цель: определение объёма внимания.
Описание: ребёнок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребёнку последовательно сверху вниз показывается (на 1 – 2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.
Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения , часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.
Инструкция: «Я буду показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом вы сами будите ставить точки у себя на листочке так, как вы это видели на карточках.
Фиксируемые параметры:
t – время выполнения; N – количество правильно воспроизведённых точек. Объём внимания оценивается по 10 – бальной системе:
БАЛЛЫ | Воспроизведённые точки |
10 | 6 и более |
8-9 | 4-5 |
6-7 | 3-4 |
0-3 | 1 |
Нормативы:
БАЛЛЫ | Уровень развития объёма внимания |
10 | Очень высокий |
8-9 | Высокий |
6-7 | Средний |
4-5 | Низкий |
0-3 | Очень низкий |
Треугольники 1.
Цель: определение переключаемости произвольного внимания.
Описание: по указанию взрослого ребёнок рисует треугольники 2-3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.
Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, протокол.
Инструкция: «Будь очень внимателен! Сейчас я дам вам одно за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх (показать образец на доске)
Через 2-2,5 строчки рисунка предлагается второе задание – продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз (показать образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки.
Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания.
Нормативы:
Результат и его интерпретация | БАЛЛ |
1. Ребёнок правильно выполняет второе задание, достаточная концентрация и устойчивость внимания, отсутствие даже лёгких признаков инертности. | 5 |
2.Ошибки при рисовании первых трёх фигур второго задания, затем правильно – слабо выраженные переключаемость, врабатываемость. | 4 |
3. Исправленные ошибки по ходу выполнения второго задания – нарушение переключаемости (единичные случаи «застревания» на предыдущем действии) | 3 |
4. Первые три треугольника второго задания выполнены правильно, затем ошибочно (отчётливые нарушения переключаемости внимания) | 2 |
5. Отказ от выполнения второго задания, сразу ошибки, выраженные нарушения переключаемости ( «застревание» на предыдущем действии | 1 |
Треугольники – 2.
Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.
Описание: ребёнку предлагают нарисовать в ряд определённое количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребёнок не запомнил, пусть делает по-своему.
Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.
Инструкция: «Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд пятнадцать треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, девятый и тринадцатый треугольники»
Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.
Нормативы:
-высокий уровень – задание выполнено правильно;
-средний уровень – рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке;
-низкий уровень – количество фигур и порядок штриховки не соответствуют инструкции.
В ходе эксперимента были обследованы 20 учащихся третьего класса ГБОУ «Лицея №1524».
В ходе констатирующего эксперимента, обработки проведённых тестов, были получены следующие результаты:
-переключаемость произвольного внимания у большинства учащихся находится на среднем уровне, у 5-х учащихся(25% ) - на низком уровне и 1-го(5 %) - на очень низком.
-более низкий результат показало обследование объёма внимания: лишь у 2-х(10% ) детей высокий уровень, у 10 –(50%) средний и у 6-х(30%) - низкий и 2-х(10%) - очень низкий уровень.
-уровень развития произвольного внимания находится на среднем уровне у большинства учащихся класса , на низком уровне – 4(20%) и очень низком – 2учащихся(10%).
Подведя итоги констатирующего эксперимента можно сделать вывод: в классе нужно проводить работу по развитию внимания, включая в систему уроков специально подобранные игры и упражнения.
Свойства внимания | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Очень низкий уровень |
Переключаемость внимания | ----------- | 70% | 25% | 5% |
Объём внимания | 10% | 50% | 30% | 10% |
Уровень развития произвольного внимания | ----------- | 70% | 20% | 10% |
2.2 Игры и упражнения для развития внимания у младших школьников.
Исключение лишнего.
Цель: развитие мышления и объёма внимания.
Оборудование: карточки с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.
Описание: Ребёнку предлагается найти из пяти изображённых на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.(эту игру можно проводить со словами, цифрами, понятиями)
Найди отличия.
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание: ребёнку предлагается карточка, на которой изображены картинки, надо найти пять отличий.
Найди букву.
Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.
Оборудование: Лист с изображением наложенных букв.
Инструкция: «Посмотрите, на этом листе изображены замаскированные буквы. Найдите все буквы, которые спрятались.
Срисовывание по клеткам.
Цель: развитие концентрации внимания, объёма внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Оборудование: чистый лист бумаги в клетку, образец, остро отточенный карандаш.
Найди тень.
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.
Инструкция: «Посмотри на картинку внимательно. На нём изображены фигуры и их тени. Необходимо соединить фигуру и её тень»
Строители.
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых – образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями, простой карандаш.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображение полное, на других есть недостающие детали. Вам надо сделать так, чтобы рисунки стали одинаковыми»
Найди двух одинаковых животных.
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: рисунок с изображением животных .
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нём изображены животные (мыши, слоны, жирафы, петухи). Найди двух одинаковых животных.
Воспроизведение геометрических фигур.
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, рисунки с геометрическими фигурами
Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти геометрические фигуры, постарайтесь запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу их, а вы на листе бумаги по памяти нарисуете геометрические фигуры так, как это было у меня.
Найди слова.
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: карточки со словами.
Инструкция: «Посмотрите на доске слова (смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель). В каждом из этих слов нужно найти другое спрятавшееся сл
Методика Мюнстерберга.
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: лист с буквами у каждого ученика, простой карандаш.
Инструкция: « В этой таблице спрятано 10 названий животных. Вам надо отыскать их как можно быстрее и без ошибок.
Ребёнку дают лист бумаги с беспорядочно написанными буквами. Нужно найти десять слов.
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗ
Чтение с помехой.
Цель: тренировка распределения внимания.
Оборудование: книги для чтения, простые карандаши.
Описание: учащиеся читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.
2.3 Получение конечных результатов и их анализ
Цель данного эксперимента: Сравнить результаты исследования после проведения формирующего эксперимента с первоначальными данными.
Для проведения констатирующего эксперимента использовались те же методики.
Получены следующие результаты:
Свойства внимания | До проведения формирующего эксперимента | После проведения формирующего эксперимента | ||||||
высокий уровень | средний уровень | Низкий уровень | Очень низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | очень низкий уровень | |
Переключаемость произвольного внимания | ------- | 70% | 25% | 5% | 20% | 75% | 5% | ----- |
Объём внимания | 10% | 50% | 30% | 10% | 20% | 65% | 15% | ---- |
Уровень развития произвольного внимания | ---- | 70% | 20% | 10% | 25% | 60% | 15% | ----- |
После проведения формирующего эксперимента хорошие результаты показали учащиеся при обследовании переключаемости произвольного внимания. Если до проведения эксперимента на высоком уровне развития переключаемости не было ни одного ученика, то после эксперимента – 20%- четверо учащихся имеют высокий уровень переключаемости, 75% - средний и только 5% (1учащийся)- низкий.
При обследовании объёма внимания выявлено, что после эксперимента, 20%- четверо учащихся имеют высокий уровень объёма внимания, 65% -(13чел.) средний, 15% - низкий, и ни одного ученика – очень низкий.
Исследуя уровень развития произвольного внимания можно отметить: 25% учащихся имеют высокий уровень развития, 60% - средний уровень и 15%- низкий.
Сравнивая результаты, полученные до проведения формирующего эксперимента и после него, можно сделать вывод, что введение в систему уроков и внеурочной деятельности игр и упражнений на развитие внимания способствует развитию всех свойств внимания.
Заключение.
В ходе исследования была изучена психолого-педагогическая литература: изучены основные свойства внимания, сущность и особенности произвольного внимания у младших школьников, условия и методы его развития, подобраны и включены в систему уроков и внеурочной деятельности игры на внимание. Была проведена диагностика внимания у младших школьников.
Были выявлены следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Можно отметить следующие свойства внимания: объём, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение, переключение, колебания. Были изучены следующие виды нарушений внимания у младших школьников: отвлекаемость (внутренняя и внешняя), рассеянность (мнимая и подлинная), инертность. Были диагностированы следующие свойства внимания: переключаемость произвольного внимания, объём внимания, уровень развития произвольного внимания. Были использованы методики диагностики:» Запомни и расставь точки»,» «Треугольники 1» и»Треугольники 2».
Вся проделанная работа позволяет сделать следующие основные выводы:
1. младшие школьники еще не могут самостоятельно развивать произвольное внимание, им необходима помощь взрослых;
2. помощь взрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе и игры;
3. благоприятную почву для этого создает наличие программы, разработанной на основе наблюдений за детьми и проведенных экспресс-диагностик;
4. ведя наблюдения за детьми, можно получить точную картину возможностей каждого, и это сделает работу по развитию детей более эффективной.
Коррекционная работа по развитию произвольного внимания младших школьников эффективна лишь в случае, если используется значительный спектр методов: наблюдение, психологический эксперимент, изучение опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников. Каждый из указанных методов обретает действенность в совмещении с другими, так как их использование носит комплексный характер.
Сравнивая результаты диагностики, можно сделать вывод, что после проведения игр и упражнений на развитие произвольного внимания, уровень развития основных свойств внимания значительно увеличился.
Завершая исследование можно с уверенностью сказать, что наша гипотеза полностью подтвердилась. Введение в систему уроков и внеурочной деятельности упражнений и игр на внимание, способствует его развитию, что в свою очередь приводит к повышению качества знаний.
Список литературы
1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.: Академия, 1999. 2. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006
3.Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. - М.1976.
4.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
5. Гальперин П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. - М.1975
6. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М. 1999.
7.Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. – М.: Просвещение, 1992. – 233 с.
8. Джеймс У. Научные основы психологии. - Мн. 2003.
9. Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. - М. 1973.
10. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий
11.Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник. - М. 2007.
12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб. 2008.
13.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. - М. 1984.
14. Мокрищева С.В. Особенности внимания детей младшего школьного возраста.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. - М. 2000.
16.Никольская И.М., Грановская Р.М. Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста.
17. Обухова Л.С. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М. 1995.
18. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. - М. 1976.
19.Рождественская Е.А., Рощина Н.А. Возрастная психология. - Томск. 2001.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. 2008.
21. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. Том 2. - М. 1954.
22. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 6. - М. 1949.
23. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. - М. 2007.
Приложение
Методика « Запомни и расставь точки»
Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»
Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»