Формирование инклюзивной культуры в общеобразовательной школе

Полещук Елена Николаевна

Формирование инклюзивной культуры в общеобразовательной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnaya_kultura.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование инклюзивной культуры в общеобразовательной школе

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья — получение образовательного и социального

опыта вместе со сверстниками. Т.е., говоря другими словами, инклюзивное образование  - это образование детей с ОВЗ в условиях обычной общеобразовательной школы.

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования — успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время уже издано достаточно много законопроектов, качающихся организации инклюзивного образования в массовых школах, созданы требования по организации данного образования и созданию специальных условий для обучения ребенка с ОВЗ в обычной общеобразовательной школе. В соответствии с ними во многих школах нашего региона, да и в РФ в целом, началось введение инклюзивного образования: стала создаваться нормативно-правовая базу, специальные условия для обучения детей с ОВЗ, началась подготовка педагогических кадров.

В процессе введения такого образования, стало возникать множество проблем, в том числе  и социальных. Но, если  проблемы создания нормативно-правовой базы, специальных условий, проблемы финансирования, активно обсуждаются, то о социальных проблемах практически ничего не сказано, а их  достаточно много и связаны они в первую очередь с нашим отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья, нашим отношением к обучению детей с ОВЗ в массовой школе.

Проблемы социального характера будут являться одной из основных.  Вводя в образовательном учреждении инклюзивное образование, стоит задуматься – готовы ли  педагоги, обучающиеся и их родители принять в классе особенного ребенка? Поэтому наравне с решением материально-технических и прочих проблем стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры в образовательном учреждении.

Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что ему в школе рады, относятся доброжелательно. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни.

Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.

Для этого, прежде всего необходимо принятие всеми участниками образовательного процесса основных принципов инклюзии:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждается в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижения прогресса, скорее может быть в том, что они  могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Для решения задачи по формированию инклюзивной культуры необходимо выполнение технологической цепочки: приобретение знаний по инклюзивной культуре – формирование ценностного отношения – получение опыта совместной деятельности - положительное отношение к существующей действительности. Причем эта цепочка должна быть прожита и больными и здоровыми детьми.

Для приобретения знаний по инклюзивной культуре, формирования ценностного отношения может быть проведен цикл лекций, бесед, классных часов.  Целью такой работы должно быть привлечение внимания школьников к проблемам людей-инвалидов, развитие нравственных качеств учащихся.  Детям необходимо показать, что люди с ограниченными возможностями очень волевые, сильные и могут достичь высоких результатов во многих сферах жизни. Для нормально развивающихся  детей, знакомство с инклюзивной культурой, развитие у них ценностного отношения, очень важно, так как встреча со сверстником, не похожим на них, может обернуться серьезным шоком и даже мировоззренческим кризисом.

Как получение опыта совместной деятельности может быть совместная подготовка к школьным мероприятиям «обычных» школьников и детей с ОВЗ, проведение совместных мероприятий. Если рассматривать опыт других школ по формированию инклюзивной культуры у обучающихся – это проведение социальных акций, проектов, организация переписки с детьми с ОВЗ, организация волонтерского движения.

Приобретение опыта совместной деятельности – мощное социальное средство обучение детей. Совместная работа помогает ребятам ( не только «обычным» школьникам, но и детям с ОВЗ) поменяться внутренне и даже внешне. Происходит развитие таких важных навыков как: социальная компетентность, обретение социального опыта взаимодействия со сверстниками, навыки решения проблем, независимость, самоконтроль.

Активное включение в такую работу  детей с ОВЗ позволит им более полно представить картину окружающего мира, расшириться круг социальных контактов.  В дальнейшей жизни им будет проще общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность.

Очень многое в принятии «особых» детей «обычными» будет зависеть от позиции классного руководителя, учителей. Педагог и классный руководитель  должны быть готовы принять необычного ребенка вне зависимости от его  реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях.  Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом. Все это будет  иметь особое значение  для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.

Какие еще требования можно предъявить к педагогу инклюзивного образования? Список может получиться достаточно длинным, но основными критериями будут являться:

  1. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
  2. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
  3. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
  4. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.
  5. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
  6. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

Но, при работе по формированию инклюзивной культуры могут выявить и серьезные проблемы, такие как:

  • Дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно обучающиеся в школе, привыкают к вниманию, следовательно они могут начать злоупотреблять своим особым статусом, допускать снижения требований к себе.
  • Многие родители могут оказаться с высоким уровнем притязаний – требовать для своего «особого» ребенка лучших учителей, логопедов, дефектологов и  других специалистов.
  • Родители детей с ОВЗ и детей-инвалидов очень ранимы, многие не хотят говорить о своих проблемах и трудностях. Большинство родителей сами страдают тяжелыми психическими и соматическими расстройствами. Со многими из них будет  сложно построить хорошие доверительные отношения, как представителям администрации школы, так и педагогам школы, классному руководителю, специалистам.  

Говоря о формировании инклюзивной культуры и готовности принять «особого» ребенка в общеобразовательном учреждении среди обучающихся и педагогов нашей школы было проведено анонимное анкетирование, целью которого являлось изучение  мнения по поводу обучения детей с ОВЗ в МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко с. Перелюб».

Анкетирование проводилось среди педагогов и обучающихся 4,9,11 классов школы. Всего в анкетировании приняло участие 35 педагогов и 126 обучающихся.

На вопрос «Сталкивались ли Вы в своей повседневной жизни с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья?»

Всего

Педагоги –

35 чел

4 класс –

59 чел

9 класс-

38 чел

11 класс – 29 чел

Да

111

30

29

28

24

Нет

50

5

30

10

5

На вопрос «Где, с Вашей точки зрения, должны обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья?» ответы распределились следующим образом:

Всего

Педагоги –

35 чел

4 класс –

59 чел

9 класс-

38 чел

11 класс – 29 чел

Общеобразовательная школа

24

6

3

5

10

Специальная школа

86

7

40

20

19

На дому

24

3

12

5

4

В специальном классе массовой школы

52

23

13

7

9

Затрудняюсь ответить

9

0

6

3

0

Мне все равно

5

0

2

2

1

Свой вариант

Дистанционно

1

1

На вопрос «Какие категории детей с ограниченными возможностями здоровья вызвали бы у Вас наибольшие трудности в работе?» ответы педагогов распределились следующим образом:

Педагоги –

35 чел

С нарушением зрения

15

С нарушением слуха

12

С нарушением интеллекта

25

С нарушением речи

9

С нарушением опорно-двигательного аппарата

8

На вопрос «Как Вы отнесетесь к тому, что в классе, в котором Вы преподаете, будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья?» ответы распределились следующим образом:

Педагоги

Положительно

18

Отрицательно

3

Мне безразлично

1

Затрудняюсь ответить

13

На вопрос «Как ты отнесешься к тому, что в твоем классе будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья?» ответы распределились следующим образом:

Всего

4 класс –

59 чел

9 класс –

38 чел

11 класс – 29 чел

Положительно

74

45

19

10

Отрицательно

7

6

1

0

Мне безразлично

30

3

12

15

Затрудняюсь ответить

15

5

6

4

На вопрос «Что плохого, по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычном классе общеобразовательной школы?» ответы распределились следующим образом:

Всего

Педагоги –

35 чел

4 класс –

59 чел

9 класс-

38 чел

11 класс – 29 чел

Ничего плохого не случится

87

18

23

25

21

Он будет тормозить обучение всего класса

24

8

10

4

2

Класс будет недружным

2

0

1

1

0

В этот класс не захотят приходить другие ученики

3

1

2

0

0

Над ним все будут смеяться

18

3

11

3

1

У него не будет друзей

15

2

6

5

2

Он не справится с учебной программой

43

16

21

4

2

На вопрос «Что хорошего, по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычном классе общеобразовательной школы?» ответы распределились следующим образом:

Всего

Педагоги –

35 чел

4 класс –

59 чел

9 класс

38 чел

11 класс – 29 чел

Он будет учиться рядом с домом

37

11

7

10

9

Он сможет не отрываться от своей семьи, детей своего дома, двора

49

27

6

10

6

Он будет учиться со здоровыми детьми

31

5

11

8

7

Его одноклассники станут добрее

42

11

17

8

6

Его одноклассники станут помогать слабым

55

3

35

9

8

Его одноклассники научаться общаться с людьми не такими как все

67

22

22

10

13

Его одноклассники научатся сочувствовать людям нуждающимся в помощи

61

18

23

10

10

Не вижу в этом ничего хорошего

11

2

3

6

0

Подводя итоги анкетирования, можно сказать, что большинство участников анкетирования (88%) сталкивались с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Большинство респондентов считает, что такие дети должны обучаться в специальных учреждениях и классах 53% и 32% соответственно, что и говорит о том, что нам еще не совсем понятны основные принципы инклюзивного образования, мы все еще придерживаемся прежних взглядов на обучение особых детей. Но, в тоже время, к тому, что ребенок будет учиться в нашей школе дети и педагоги отнеслись положительно (51% и 59% соответственно), 31% педагогов затруднились ответить на этот вопрос, 23% учащихся ответили «Мне безразлично».

Наибольшие трудности в работе, по мнению педагогов, вызовут дети с нарушением интеллекта (71% опрошенных),  с нарушением зрения (43%), с нарушением слуха (34%).

54%  опрошенных считают, что ничего плохого не случится, если особый ребенок будет учиться совместно с обычными детьми, 15% считают, что он будет тормозить обучение всего класса. Многие дети выразили готовность помочь особому однокласснику в учебе, в адаптации, указали такие ответы как: «помогу найти друзей», «помогу чем смогу».  Но, все же, 7% считают, что ничего хорошего из этого не получится.

Данные анкетирования показали, что в целом дети и педагоги нашего образовательного учреждения готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Но, если педагоги уже имеют опыт работы с такими детьми, за многолетний стаж работы им приходилось сталкиваться с проблемами в обучении и воспитании особых детей, они понимают все те проблемы, которые могут возникнуть, то дети глубины данной проблемы не представляют. Дети не задумывались всерьез и не сталкивались с этой проблемой, но тем не менее они в большинстве своем готовы к общению и настроены скорее на принятие, чем на отрицание. Если сравнить ответы детей 4,9 и 11 классов, то на многие вопросы анкеты дети разных возрастов дали схожие ответы.

В заключении хочется сказать, что организуя  инклюзивное обучение в общеобразовательной школе, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития школы, когда образование становится реальным правом для всех.

И свое выступление хотелось бы закончить  словами канадского педагога Жана Ванье, которые, по моему мнению, отражают не только суть инклюзивного образования, но и то отношение, которое сложилась к «особым» детям и взрослым людям: “Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество,  потому, что они могут нас чему - то научить”