Формирование инклюзивной культуры в общеобразовательной школе
Формирование инклюзивной культуры в общеобразовательной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnaya_kultura.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование инклюзивной культуры в общеобразовательной школе
Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья — получение образовательного и социального
опыта вместе со сверстниками. Т.е., говоря другими словами, инклюзивное образование - это образование детей с ОВЗ в условиях обычной общеобразовательной школы.
Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования — успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время уже издано достаточно много законопроектов, качающихся организации инклюзивного образования в массовых школах, созданы требования по организации данного образования и созданию специальных условий для обучения ребенка с ОВЗ в обычной общеобразовательной школе. В соответствии с ними во многих школах нашего региона, да и в РФ в целом, началось введение инклюзивного образования: стала создаваться нормативно-правовая базу, специальные условия для обучения детей с ОВЗ, началась подготовка педагогических кадров.
В процессе введения такого образования, стало возникать множество проблем, в том числе и социальных. Но, если проблемы создания нормативно-правовой базы, специальных условий, проблемы финансирования, активно обсуждаются, то о социальных проблемах практически ничего не сказано, а их достаточно много и связаны они в первую очередь с нашим отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья, нашим отношением к обучению детей с ОВЗ в массовой школе.
Проблемы социального характера будут являться одной из основных. Вводя в образовательном учреждении инклюзивное образование, стоит задуматься – готовы ли педагоги, обучающиеся и их родители принять в классе особенного ребенка? Поэтому наравне с решением материально-технических и прочих проблем стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры в образовательном учреждении.
Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого школьного сообщества, в котором каждый чувствует, что ему в школе рады, относятся доброжелательно. Ученики и учителя относятся друг к другу с уважением. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Учителя стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни.
Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.
Для этого, прежде всего необходимо принятие всеми участниками образовательного процесса основных принципов инклюзии:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждается в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижения прогресса, скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Для решения задачи по формированию инклюзивной культуры необходимо выполнение технологической цепочки: приобретение знаний по инклюзивной культуре – формирование ценностного отношения – получение опыта совместной деятельности - положительное отношение к существующей действительности. Причем эта цепочка должна быть прожита и больными и здоровыми детьми.
Для приобретения знаний по инклюзивной культуре, формирования ценностного отношения может быть проведен цикл лекций, бесед, классных часов. Целью такой работы должно быть привлечение внимания школьников к проблемам людей-инвалидов, развитие нравственных качеств учащихся. Детям необходимо показать, что люди с ограниченными возможностями очень волевые, сильные и могут достичь высоких результатов во многих сферах жизни. Для нормально развивающихся детей, знакомство с инклюзивной культурой, развитие у них ценностного отношения, очень важно, так как встреча со сверстником, не похожим на них, может обернуться серьезным шоком и даже мировоззренческим кризисом.
Как получение опыта совместной деятельности может быть совместная подготовка к школьным мероприятиям «обычных» школьников и детей с ОВЗ, проведение совместных мероприятий. Если рассматривать опыт других школ по формированию инклюзивной культуры у обучающихся – это проведение социальных акций, проектов, организация переписки с детьми с ОВЗ, организация волонтерского движения.
Приобретение опыта совместной деятельности – мощное социальное средство обучение детей. Совместная работа помогает ребятам ( не только «обычным» школьникам, но и детям с ОВЗ) поменяться внутренне и даже внешне. Происходит развитие таких важных навыков как: социальная компетентность, обретение социального опыта взаимодействия со сверстниками, навыки решения проблем, независимость, самоконтроль.
Активное включение в такую работу детей с ОВЗ позволит им более полно представить картину окружающего мира, расшириться круг социальных контактов. В дальнейшей жизни им будет проще общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность.
Очень многое в принятии «особых» детей «обычными» будет зависеть от позиции классного руководителя, учителей. Педагог и классный руководитель должны быть готовы принять необычного ребенка вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом. Все это будет иметь особое значение для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.
Какие еще требования можно предъявить к педагогу инклюзивного образования? Список может получиться достаточно длинным, но основными критериями будут являться:
- Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
- Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
- Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
- Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.
- Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
- Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
Но, при работе по формированию инклюзивной культуры могут выявить и серьезные проблемы, такие как:
- Дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно обучающиеся в школе, привыкают к вниманию, следовательно они могут начать злоупотреблять своим особым статусом, допускать снижения требований к себе.
- Многие родители могут оказаться с высоким уровнем притязаний – требовать для своего «особого» ребенка лучших учителей, логопедов, дефектологов и других специалистов.
- Родители детей с ОВЗ и детей-инвалидов очень ранимы, многие не хотят говорить о своих проблемах и трудностях. Большинство родителей сами страдают тяжелыми психическими и соматическими расстройствами. Со многими из них будет сложно построить хорошие доверительные отношения, как представителям администрации школы, так и педагогам школы, классному руководителю, специалистам.
Говоря о формировании инклюзивной культуры и готовности принять «особого» ребенка в общеобразовательном учреждении среди обучающихся и педагогов нашей школы было проведено анонимное анкетирование, целью которого являлось изучение мнения по поводу обучения детей с ОВЗ в МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко с. Перелюб».
Анкетирование проводилось среди педагогов и обучающихся 4,9,11 классов школы. Всего в анкетировании приняло участие 35 педагогов и 126 обучающихся.
На вопрос «Сталкивались ли Вы в своей повседневной жизни с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья?»
Всего | Педагоги – 35 чел | 4 класс – 59 чел | 9 класс- 38 чел | 11 класс – 29 чел | |
Да | 111 | 30 | 29 | 28 | 24 |
Нет | 50 | 5 | 30 | 10 | 5 |
На вопрос «Где, с Вашей точки зрения, должны обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья?» ответы распределились следующим образом:
Всего | Педагоги – 35 чел | 4 класс – 59 чел | 9 класс- 38 чел | 11 класс – 29 чел | |
Общеобразовательная школа | 24 | 6 | 3 | 5 | 10 |
Специальная школа | 86 | 7 | 40 | 20 | 19 |
На дому | 24 | 3 | 12 | 5 | 4 |
В специальном классе массовой школы | 52 | 23 | 13 | 7 | 9 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 0 | 6 | 3 | 0 |
Мне все равно | 5 | 0 | 2 | 2 | 1 |
Свой вариант Дистанционно | 1 | 1 |
На вопрос «Какие категории детей с ограниченными возможностями здоровья вызвали бы у Вас наибольшие трудности в работе?» ответы педагогов распределились следующим образом:
Педагоги – 35 чел | |
С нарушением зрения | 15 |
С нарушением слуха | 12 |
С нарушением интеллекта | 25 |
С нарушением речи | 9 |
С нарушением опорно-двигательного аппарата | 8 |
На вопрос «Как Вы отнесетесь к тому, что в классе, в котором Вы преподаете, будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья?» ответы распределились следующим образом:
Педагоги | |
Положительно | 18 |
Отрицательно | 3 |
Мне безразлично | 1 |
Затрудняюсь ответить | 13 |
На вопрос «Как ты отнесешься к тому, что в твоем классе будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья?» ответы распределились следующим образом:
Всего | 4 класс – 59 чел | 9 класс – 38 чел | 11 класс – 29 чел | |
Положительно | 74 | 45 | 19 | 10 |
Отрицательно | 7 | 6 | 1 | 0 |
Мне безразлично | 30 | 3 | 12 | 15 |
Затрудняюсь ответить | 15 | 5 | 6 | 4 |
На вопрос «Что плохого, по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычном классе общеобразовательной школы?» ответы распределились следующим образом:
Всего | Педагоги – 35 чел | 4 класс – 59 чел | 9 класс- 38 чел | 11 класс – 29 чел | |
Ничего плохого не случится | 87 | 18 | 23 | 25 | 21 |
Он будет тормозить обучение всего класса | 24 | 8 | 10 | 4 | 2 |
Класс будет недружным | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 |
В этот класс не захотят приходить другие ученики | 3 | 1 | 2 | 0 | 0 |
Над ним все будут смеяться | 18 | 3 | 11 | 3 | 1 |
У него не будет друзей | 15 | 2 | 6 | 5 | 2 |
Он не справится с учебной программой | 43 | 16 | 21 | 4 | 2 |
На вопрос «Что хорошего, по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычном классе общеобразовательной школы?» ответы распределились следующим образом:
Всего | Педагоги – 35 чел | 4 класс – 59 чел | 9 класс 38 чел | 11 класс – 29 чел | |
Он будет учиться рядом с домом | 37 | 11 | 7 | 10 | 9 |
Он сможет не отрываться от своей семьи, детей своего дома, двора | 49 | 27 | 6 | 10 | 6 |
Он будет учиться со здоровыми детьми | 31 | 5 | 11 | 8 | 7 |
Его одноклассники станут добрее | 42 | 11 | 17 | 8 | 6 |
Его одноклассники станут помогать слабым | 55 | 3 | 35 | 9 | 8 |
Его одноклассники научаться общаться с людьми не такими как все | 67 | 22 | 22 | 10 | 13 |
Его одноклассники научатся сочувствовать людям нуждающимся в помощи | 61 | 18 | 23 | 10 | 10 |
Не вижу в этом ничего хорошего | 11 | 2 | 3 | 6 | 0 |
Подводя итоги анкетирования, можно сказать, что большинство участников анкетирования (88%) сталкивались с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Большинство респондентов считает, что такие дети должны обучаться в специальных учреждениях и классах 53% и 32% соответственно, что и говорит о том, что нам еще не совсем понятны основные принципы инклюзивного образования, мы все еще придерживаемся прежних взглядов на обучение особых детей. Но, в тоже время, к тому, что ребенок будет учиться в нашей школе дети и педагоги отнеслись положительно (51% и 59% соответственно), 31% педагогов затруднились ответить на этот вопрос, 23% учащихся ответили «Мне безразлично».
Наибольшие трудности в работе, по мнению педагогов, вызовут дети с нарушением интеллекта (71% опрошенных), с нарушением зрения (43%), с нарушением слуха (34%).
54% опрошенных считают, что ничего плохого не случится, если особый ребенок будет учиться совместно с обычными детьми, 15% считают, что он будет тормозить обучение всего класса. Многие дети выразили готовность помочь особому однокласснику в учебе, в адаптации, указали такие ответы как: «помогу найти друзей», «помогу чем смогу». Но, все же, 7% считают, что ничего хорошего из этого не получится.
Данные анкетирования показали, что в целом дети и педагоги нашего образовательного учреждения готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Но, если педагоги уже имеют опыт работы с такими детьми, за многолетний стаж работы им приходилось сталкиваться с проблемами в обучении и воспитании особых детей, они понимают все те проблемы, которые могут возникнуть, то дети глубины данной проблемы не представляют. Дети не задумывались всерьез и не сталкивались с этой проблемой, но тем не менее они в большинстве своем готовы к общению и настроены скорее на принятие, чем на отрицание. Если сравнить ответы детей 4,9 и 11 классов, то на многие вопросы анкеты дети разных возрастов дали схожие ответы.
В заключении хочется сказать, что организуя инклюзивное обучение в общеобразовательной школе, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития школы, когда образование становится реальным правом для всех.
И свое выступление хотелось бы закончить словами канадского педагога Жана Ванье, которые, по моему мнению, отражают не только суть инклюзивного образования, но и то отношение, которое сложилась к «особым» детям и взрослым людям: “Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему - то научить”