ТРЕВОЖНОСТЬ. Источники. Признаки. Причины. Рекомендации.
ТРЕВОЖНОСТЬ - Постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, тревоги, страха в специфических социальных ситуациях.
Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, следовательно оказывает на личность отрицательное воздействие. Эта проблема является наиболее актуальной как в жизни человека, так и в психологии. Отрицательные последствия тревожности отражается на формировании креативного, творческого мышления и вообще на качестве жизни. Тревожность и тревогу следует различать. Тревога - это конкретное эмоциональное состояние, испытываемое человеком перед предстоящим событием, т. е. существует какая - либо конкретная причина (например, перед выступлением, перед экзаменом и т. д.), а тревожность - это склонность психики впадать в состояние тревожности часто, без каких - либо на то причин. Следовательно, убирая причину, уходит и тревога. А в случае с тревожностью такое не пройдёт, т. к. причины - нет. Возможно понадобится коррекция состояния, если оно влияет на качество жизни, мешает жить.
ИСТОЧНИКИ ТРЕВОЖНОСТИ:
- Взаимоотношения в семье;
- Завышенные требования к ребёнку;
- Потеря (любви, близкого и т. д.);
- Чувство вины;
- Потенциальное причинение физического вреда;
- От состояния фрустрации;
ПРИЗНАКИ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ:
- Суетливость;
- Повторяющиеся мелкие движения (обгрызание ногтей, накручивание на палец волос, шнурков и т. д.);
- Мышечное напряжение;
- Скованность;
- Трудности в засыпании;
- Страх перемен (даже незначительных);
- Неуверенность в себе;
- Отказ от деятельности.
ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ:
- Ошибки в воспитании;
- Негативная атмосфера в семье;
- Индивидуальные особенности личности;
- Негативный жизненный опыт;
- Гиперопёка;
- Заболевания организма;
- Неадекватная самооценка;
- Несформированность у ребёнка коммуникативных навыков.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
- Чаще говорите ребёнку, что любите его, что он вам нужен;
- Больше поддержки, обращать внимание на сильные стороны;
- Заранее сообщать о предстоящем событии (будь то положительное или отрицательное событие);
- Обеспечьте ребёнку реальный успех, чтоб он почувствовал свои силы, поверил в себя (рисование, игра, дела по дому);
- Щадящий оценочный режим (много хвалить, мало ругать);
- Предупреждать о смене деятельности;
- Спланировать день, обсудить дела;
- Не заставлять делать то, что вызывает тревогу;
- Не сравнивайте ребёнка с другими, сравнивайте его с самим собой, чтобы он видел разницу (например: раньше он не умел рисовать, а сейчас научился).
Это далеко не все признаки и причины тревожности. Варьироваться они могут от индивидуальных особенностей до воздействия внешней среды. Зависят от ситуации в которой находится ребёнок и от его умений и навыков взаимодействовать в социуме.