Развитие познавательной активности и творческого мышления детей посредством использования метода «Sand Art»
Мастер-класс для педагогов ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3master-klass_po_sand_art_dlya_pedagogov.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОО
Тема: Развитие познавательной активности и творческого мышления детей посредством использования метода «Sand Art»
Программное содержание
Цель: Повышение педагогической компетентности в вопросе создания для детей естественной среды, стимулирующей ребенка проявлять творческое мышление, познавательную активность, а также чувствовать себя более уверенно в рамках образовательной деятельности.
Задачи:
- Познакомить педагогов с историей возникновения искусства рисования песком («Sand Art»)
- Рассказать педагогам о положительном влиянии рисования песком для детей
- Познакомить педагогов с некоторыми техниками «Sand Art» (рисование пальцем на песке; овладение струйным способом рисования; рисование двумя руками одновременно; рисование кулаком; рисование с использованием трафаретов, ситечка и др. вспомогательных материалов).
- Привлечь педагогов к использованию техники «Sand Art» в образовательной деятельности.
- Дать заряд положительных эмоций.
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний педагогов о рисовании песком, как одном из нетрадиционных способов рисования.
- Формирование познавательной активности
- Формировать умение педагогов взаимодействовать с песком (умение использовать основные техники «Sand-art»: рисование пальцем на песке; овладение струйным способом рисования; рисование двумя руками одновременно; рисование кулаком; рисование с использованием трафаретов, ситечка и др. вспомогательных материалов)
- Проявление интереса педагогов к технике «Sand Art».
- Получение педагогами положительных эмоций от мастер-класса.
Оборудование:
- Световые ящики с песком – 2 шт.
- Трафареты – 4 шт.
- Ситечко – 2 шт.,
- Массажный мячик,
- Цветные камни, кристаллы, цветы и другие декоративные материалы
- Лупа – 4 шт.
- Стаканчики - 4 шт.
Ход мастер-класса:
Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада приветствовать Вас на своем мастер классе, тема которого «Развитие познавательной активности и творческого мышления детей посредством использования метода «Sand Art» ».
Давайте ответим с Вами на такой вопрос: «Чем можно рисовать?» (карандашами, мелками, пластилином и д.т.)
Педагог: Рисовать можно практически, чем угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования - кляксография, монотипия, рисование ватными палочками и т. д. Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения получаются с помощью песка, точнее, с помощью рисования песком на световом столе. Именно поэтому данная техника вызывает особый интерес у детей и взрослых.
Этот необычный вид искусства называется «Sand Art», т. е. «искусство песка». Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.
Техника рисования песком сравнительно молодая, появилась в 70-х годах XX века. Основоположник этого направления режиссёр – мультипликатор Кэролин Лиф. «Sand Art» это уникальное искусство создания мимолетных рисунков на стекле, которые может разрушить даже малейшее прикосновение или дуновение ветра. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Песок — материал эмоционально притягательный. Кроме того, создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой. Можно так же использовать дополнительные материалы в своей работе (бросовый материал, игрушки, камушки и т.д).
Сегодня мы с вами попробуем освоить некоторые из приемов рисования песком.
Педагог:
Для того чтобы обучить воспитанников приемам техники рисование песком на первоначальном этапе мы знакомим их со свойствами песка посредством применения исследовательской деятельности.
В данном случае с помощью опытов определяем следующие свойства песка как сыпучий мягкий, шершавый, песок «двигается».
Полученные знания мы в дальнейшем используем при рисовании. Опыты усложняются в соответствии с возрастом.
« - Скажите, вы любите рисовать?
- А рисовать песком Вы пробовали?
- Хотите попробовать?
Но для начала давайте вспомним о свойствах песка. У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на поднос. Получилось?
Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий). Верно, а теперь, разровняйте песок ладонью и нарисуйте пальцем любой узор. Вам нравится рисовать песком?»
Педагог: Такое исследование могут провести дети второй младшей группы
«Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий.
Сыпучий песок:
Рассмотрите через лупу форму песчинок, она может быть разной. Например, в пустыне она имеет форму ромба».
Педагог: Данное исследование можно проводить с детьми среднего возраста.
«Песок может двигаться:
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания.
Движение песка похоже на течение».
Педагог: Данное исследование можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста.
- Двое участников проходят к световым столам.
Упражнение «Чувствительные ладошки»
Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Во второй младшей группе мы с детьми рисуем пальцем разные фигуры, линии, играем в игры с песком.
На период адаптации, а также гиперактивным, застенчивым детям можно просто предложить выполнить несколько несложных упражнений, направленных на развитие тактильных ощущений (пальцами, ладонью, ребром ладони):
- Точка, точка, запятая
Вышла рожица кривая
Палка, палка, огуречик
Получился человечек;
- «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»;
- Скользить ладонями по поверхности песка, выполняя различные
волнообразные движения «Плывут кораблики»;
- Оставить отпечатки кулачков: упражнение «Идут медвежата», отпечатки пальчиков: упражнение «Прыгают зайчики»;
- Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «Прогуляйтесь» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.
Педагог: Используя разнообразные приемы, которым мы с вами научились, нарисуйте, пожалуйста, цветок.
Педагог: Песок - такой материал, с которым дети знакомы, они знают, что с ним делать (сыпать, мять, гладить) Когда дети рисуют песком, они не боятся испортить рисунок, они знают, что можно легко все исправить. Рисование песком приносит детям бурю положительных эмоций, развивает фантазию и воображение, творческое мышление. Кроме этого, песок является природным успокоительным материалом.
Приемы нетрадиционной техники рисования песком с детьми младшего возраста используются в адаптационный период, так как рисование песком снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций. Такие свойства песка, как мягкость, сыпучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, тактильно-кинестетическая чувствительность, речь.
Знакомство малышей с элементарными приемами рисования пальцем, ладонью, тыльной стороной ладони.
Сначала рисуем простые предметы (дорожка, ручеек, горошек рассыпался, сварим компот, рисуем ягодки, постепенно усложняя, составляя из двух, трех и более элементов) при этом проговаривая свои действия и описывая свой рисунок.
Педагог: Уважаемые коллеги, спасибо большое за активное участие, поделитесь своими ощущениями от работы с песком. (Ответы участников первого этапа мастер класса)
Педагог: В среднем дошкольном возрасте приемы рисования песком усложняются.
Педагог: Мне нужно еще двое желающих. Кто бы хотел поучаствовать?
Рисование предмета песком по трафарету, с использованием ситечка.
Участники рассаживаются за разные столы
Педагог: С детьми среднего дошкольного возраста, помимо рисования пальцем, ладонью и ребром ладони мы используем трафареты (пластмассовые и из картона), которые усложняют задачу поставленную перед ребенком и в то же время расширяют поле его деятельности. Можно применять различные трафареты (на классификацию, обобщение, на составление рассказов и т.д.) Рисуя предметы, мы используем предметы-помощники: ситечко.
Педагог: Я предлагаю Вам порисовать песком с помощью трафаретов.
Участники рисуют яблоко, грушу, помидор, цветок, рыбку, солнышко.
Педагог: Данный прием способствует развитию координации движения глаз, рук, умения не выходить за границы заданного контура, ориентировки в пространстве (верх, низ и т.д.)
При использовании данного приема педагог может закрепить знания детей по классификации предметов (использовать обобщающие слова (транспорт, овощи, фрукты и т.д.)) использовать такие трафареты как «Четвертый лишний».
Педагог: Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Педагог: Так же, в рисовании песком, с детьми среднего дошкольного возраста, можно использовать массажные мячики, камешки и другой подручный материал.
Чаще этот метод используется при рисовании элементов на готовом предмете, например: украсим пирог, торт, ковер и т.д. Используя данный прием можно развивать элементарные математические представления детей (закрепление геометрических фигур, счет до 10: украсим торт треугольными свечами, на ковре изображено 3 квадрата, 2 треугольника и 4 круга – расположите фигуры на ковре).
Каждый раз рисуя, ребенок неоднократно создает рисунок из песка: стирает его – создает новый – и снова и снова. Благодаря этому уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнениях. Это дает ребенку опыт того, что не стоит бояться ошибок, любое действие можно исправить.
Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека.
Рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Педагог: Уважаемые участники, поделитесь ощущениями и эмоциями от проделанной работы. (Ответы участников второго этапа мастер-класса)
Педагог: В старшем дошкольном возрасте используем сказочные сюжеты, именно через них дети глубже знакомятся с человеческими чувствами.
В старшем дошкольном возрасте при использовании данной техники рисования ребенок уже успешно использует все пальцы и ладони обеих рук, действует ими поочередно или одновременно.
Педагог: Для наглядной демонстрации этого мне необходимо два помощника. Коллеги, кто бы хотел поучаствовать?
Педагог: Присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Потрогайте песок, попробуйте порисовать.
Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно - речевом развитии дошкольника. Известно, что речь ребенка во многом зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому этот вид деятельности наиболее способствует развитию обоих полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за устную и письменную речь, а правое отвечает за эмоциональную окраску и интонацию устной речи.
Ребенок рождается «двуполушарным», у него еще нет «словесного» полушария, которое отвечает за речь и абстрактное мышление.
Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное.
Как и любое рисование, рисование песком на стекле развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие. Использование техники рисования песком в старшей группе через составление связного рассказа способствует развитию фантазии, воображения, творческого мышления, словесного творчества, и что немаловажно связной монологической речи.
Педагог: С детьми старшего дошкольного возраста мы рисуем сказки на новый лад, где воспитанники сами придумывают окончание сказки, решают проблемную ситуацию, находят новое решение ранее известных, проигранных ситуаций.
Воспитанники 6-7 лет могут создавать картины, используя различные приемы техники рисования. Темы работ постепенно усложняются, появляются сюжетные картины, пейзажи и т.д. Используются мелкие фигурки животных, деревьев, персонажей из сказок. В ходе работы и по окончании ее ребенок сам рассказывает о своей картине, уделяя внимание, как крупным, так и мелким объектам, что способствует познанию мира и развитию связной речи детей именно монологической так же пополняется словарный запас детей (например, при описании дерева: ветви дерева изгибистые, дорожка извилистая и т.д).
Я предлагаю и Вам попробовать!
Давайте нарисуем всем известную сказку «Колобок».
- Участники придумывают и рисуют иллюстрацию финала сказки «Колобок»
Педагог: Уважаемые коллеги, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от проделанной работы. Что понравилось? Может быть возникли трудности? (Если «Да», то какие именно?)
Спасибо большое третьей группе участников мастер класса и всем коллегам, принявшим участие в нашем мероприятии.
Педагог: Федеральный государственный образовательный стандарт требует от педагогов создания такой предметно-развивающей среды, которая будет способствовать всестороннему развитию личности ребенка. Используя, технику рисования песком мы развиваем у детей мелкую моторику рук, математические способности, речь, познавательную активность и творческое мышление. А так же оказываем поддержку детям с нарушениями в поведении (гиперактивным, неуверенным, застенчивым). Мы учим их преодолевать трудности, формируем уверенное поведение среди сверстников и взрослых людей.
Рисование песком приносит детям бурю положительных эмоций. И я уверена, что если Вы однажды покажете ребенку, что можно рисовать на песке, он не останется безразличным.
Педагог: Мы с Вами сегодня познакомились с основными техниками «Sand Art» (искусства рисования песком), возможностью применения этого метода на разных возрастных группах и задачами, которые могут быть реализованы в ходе его применения. Но это еще далеко не все возможности этого метода!
Вы знаете, что можно рисовать цветным песком?
Чтобы создать красивую цветную картину нам понадобится цветной песок! Но это мы с Вами оставим для нашей следующей встречи!
А сейчас я попрошу Вас дать небольшую обратную связь о той информации (теоретической и практической), которая была мной сегодня представлена. У каждого из Вас есть лист обратной связи. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты!
Спасибо большое за внимание! До новых встреч!
Используемая литература:
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
- Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. Наглядно – методическое пособие. Серия: Приглашение к творчеству. Издательство «Детство - Пресс» - 2006.
- Зейц М. Пишем и рисуем пальчиками. Издательство ИНТ – 2010.
- Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, - 8 - воображения, речи: Игровые задания. - М.:Издательство «Первое сентября», 2004
- Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице». Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2014.
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. 2013.