"Особенности развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом в условиях реабилитационного центра"
В статье описаны особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП, дана характеристика нарушений, их классификация, методы психологической коррекции этих нарушений, психокоррекционная работа с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
"Особенности развития и коррекции
эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом в условиях реабилитационного центра"
Беженарь Л.И., педагог-психолог ГБУ СО «ОРЦДиПОВ»
В нашем центре проходят реабилитацию дети с различными заболеваниями, в том числе с детскими церебральными параличами (ДЦП). Эмоционально-волевая сфера этих детей имеет особенности развития. Задача педагога-психолога выявить нарушения, организовать и провести занятия по коррекции эмоционально- волевой сферы. За три года работы педагогом-психологом в реабилитационном центре (РЦ), мной проводилась коррекционные занятия с 23 детьми, имеющими диагноз ДЦП. У каждого из них имелись дефекты развития эмоционально- волевой сферы. Изучив литературу по данной теме, можно сделать вывод, что специфика в особенностях формирования эмоционально-волевой сферы детей с церебральным параличом обусловлены следующими факторами:
- Биологические факторы – связаны с характером заболевания и степенью ограничения здоровья;
- Социальные условия – стиль воспитания и отношение к ребенку в семье, возможность посещать и обучаться в специализированных учреждениях.
Итак, на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП, во-первых, существенно влияет его физическое состояние, ограничения движения и речи; во-вторых, - атмосфера в семье и отношение родных к болезни ребенка.
Исходя из опыта коррекционной работы, по эмоционально-волевым проявлениям детей с ДЦП условно можно разделить на две группы. Для одной группы детей характерна повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям. Такие дети расторможены, суетливы, беспокойны, часто проявляют отказные реакции, раздражительность, упрямство. Детям этой группы свойственна эмоциональная лабильность: от чрезмерного веселья без видимых причин переходят в апатию, плаксивость, раздражительность. Склонность к колебаниям настроения достаточно часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций: начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, возбуждение превалирует над торможением. В поведении детей наблюдаются : двигательная расторможенность, агрессивные и протестные реакции. Нежелательное поведение усиливается при утомлении и в тревожащей ребенка обстановке.
Другая группа детей более многочисленна. Дети этой группы отличаются пассивностью и заторможенностью реакций, нерешительностью, особенно в ситуации выбора. Они длительно и сложно адаптируются в новой обстановке, стараются ограничить социальные контакты. Выраженные трудности коммуникации и социальной адаптации способствуют формированию застенчивости, робости, неумения отстаивать свои интересы, снижению мотивации к деятельности. Вследствие двигательной несостоятельности, дети этой группы характеризуются низким порогом возникновения реакции тревоги, ощущают постоянную неуверенность и напряжение, воспринимают новые ситуации как угрожающие и реагируют на них повышением тревожности. Состояние конфликта между возможностями самого ребенка и его ожиданиями становиться хроническим, что способствует развитию патологической тревожности, которая в свою очередь, ведет к агрессивности, страхам, робости, иногда к апатии, безразличию, снижению эмоционального фона. Реакцией ребенка на чувство страха становиться агрессия, которая носит характер самозащиты.
Обобщив вышеизложенное, можно увидеть, что психическое развитие ребенка с детским церебральным параличом характеризуется нарушениями в формировании эмоционально-волевой сферы и личности. Поэтому перед специалистами реабилитационного центра, работающими с детьми данной категории, стоит важная задача – оказание психолого-педагогической и социальной помощи в профилактике и коррекции этих нарушений.
Психологическая коррекция эмоциональной сферы детей с ДЦП проводится по авторским программам, разработанными психологами реабилитационного центра, форма организации этих занятий индивидуальная и подгрупповая. В своей работе мы используем различные методики и направления психологической реабилитации:
- Игровая терапия. Используются игры с предметами, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, подвижные. Для этого специально создано игровое пространство. В процессе игротерапии ребенок может переиграть свои жизненные ситуации, избавиться от страхов, неуверенности. Игра по правилам развивает навыки саморегуляции и самоконтроля.
- Сказкотерапия. Лечение сказкой, образом. Через сказку ребёнок познаёт мир, узнает о богатстве эмоциональных проявлений, учится понимать причинно-следственные связи между событиями.
- Арт-терапия. Главной и основной целью арт-терапии является достижение положительных изменений в эмоциональной сфере личности. Занятия не требуют от ребенка каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт-терапия важна в реабилитации детей с нарушениями речи, так как дает возможность выразить свои чувства, переживания и страхи.
- Песочная терапия. Используется для развития мелкой моторики, мышления, пространственных представлений, корректирует эмоциональную сферу и навыки общения, способствует снижению тревожности.
- Занятия в сенсорной комнате. Способствуют снятию психоэмоционального напряжения и тревожности, снижению агрессии и проработке страхов. Благодаря необычности занятий, у детей появляется интерес, повышается мотивация к самостоятельной деятельности.
- Психогимнастика. Необходима для детей с нарушениями речи - знакомит с методами невербальной коммуникации, учит распознавать и выражать эмоции, способствует повышению эмоционально-волевого тонуса. Занятия психогимнастикой позволяют снизить тревожность, уменьшают количество страхов и способствуют повышению социальной активности ребенка.
Патологическому развитию эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП часто способствует нездоровая психологическая обстановка в семье и отношение близких к ребенку. В таких семьях преобладает является гиперопека, или гиперпротекция. Характерно чрезмерное внимание к больному ребенку, стремление выполнять его желания по первому требованию, родные стараются подменить деятельность ребенка собственной, ограждают ребенка от реальности, пытаясь предупредить и не допустить чувства бессилия, разочарования и обиды. Подобный стиль воспитания формирует незрелость эмоционально-волевой сферы ребенка и недостаточное развитие коммуникативных навыков. В нашем центре уделяется большое внимание работе по оказанию помощи родителям детей с ограниченными возможностями: проводятся заседания «Родительского университета», собрания, индивидуальные консультации, беседы. При необходимости, родители присутствуют на коррекционном занятии, приобретают необходимый опыт и получают наглядные рекомендации для развития эмоционально-волевой сферы ребенка.
С целью предупреждения нарушений развития эмоционально-волевой сферы ребенка и дальнейшей успешной его социализации, были разработаны рекомендации для семей в которые воспитывают детей с диагнозом ДЦП:
- Старайтесь никогда не проявлять жалость к ребенку из-за его ограниченных возможностей. Помните, что свыкаясь с ролью больных, дети ослабляют свою самостоятельность, проявляют иждивенческие настроения.
- Определите для ребенка круг посильных задач и обязанностей, по мере возможностей, усложняя и расширяя их. Соотносите свои требования с возможностями ребёнка. Поощряйте активность и самостоятельность.
- Организуйте распорядок жизни так, чтобы остальные члены семьи были охвачены вашим вниманием, старайтесь не отказываться от личной жизни.
- Предоставьте ребёнку право выбора и самостоятельность в действиях, советуйтесь с ним и вовлекайте в совместное решение простых повседневных проблем.
- Следите за своей внешностью и поведением, ребёнок хочет гордиться вами. Но не скрывайте от ребенка отрицательные эмоции, лучше на собственном примере покажите, как с этим справиться.
- Если требования ребенка чрезмерны, отказывайте ему, не мучаясь при этом чувством вины. Поощряя эгоизм ребенка, вы препятствуете успешной социализации.
- Не ищите причин и не упрекайте себя. В том, что у вас особенный ребёнок, вы не виноваты!
- Встречайтесь с друзьями, приглашайте их в гости. Обязательно общайтесь с семьями, где есть дети с ограниченными возможностями. У вас будет возможность делиться своим бесценным опытом.
- Постарайтесь наладить общение ребёнка со сверстниками. И сами почаще разговаривайте с ребёнком, играйте вместе. Помните, что компьютер и телевизор не могут заменить живое общение.
- Старайтесь читать специальную литературу. Чтобы процесс реабилитации был непрерывным, вам придется стать «профессором» в данной теме.
- Прибегайте к советам педагогов и психологов. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам по любым вопросам.
- Всегда помните, что ваш малыш повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней. Существует большое количество примеров того, как человек с ограниченными возможностями успешно реализовался и занял достойное место в жизни.
Таким образом, успешная коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП действенна при контакте родителей и специалистов, только объединив усилия, мы можем достигнуть гармоничного развития эмоционально-волевой сферы ребенка и успешной его социализации.
Список литературы:
- Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей.- М.,1980.
- Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах.- Киев, 1987.
- Шипицина Л.М. Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- СПб., 2001.