модель сопровождения всех участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ

Ледрова Светлана Сергеевна

Дан подробный план работы педагога-психолога по сопровождению всех участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ,ЕЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ/ЕГЭ

на 2015-2016уч.год.

Цель: психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ/ЕГЭ

Задачи: При работе с детьми:

определить особенности основных свойств внимания,памяти, аналитического мышления, уровень работоспособности;

выявить уровень тревожности;

определить тип личности выпускника (по классификации М.Ю.Чибисовой);

 создать реалистичное представление о процедуре проведения экзамена в формате ОГЭ\ЕГЭ;

сформировать адекватную самооценку – способность реалистично оценить свои знания, умения, способности;

наделить учеников способами эффективной релаксации в условиях сдачи ОГЭ\ЕГЭ;

сформировать индивидуальную стратегию деятельности при сдаче экзамена.

При работе с педагогами:

ознакомить с результатами психологического исследования;

взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии подготовки ученика к ОГЭ\ЕГЭ;

взаимодействие в поиске эффективных методов в подготовке учеников к ОГЭ\ЕГЭ.

При работе с родителями:

ознакомить с результатами психологического исследования;

обеспечить адекватное восприятие родителями экзамена в формате ОГЭ\ЕГЭ;

обсудить эмоциональное состояние родителей выпускников.

Ожидаемые результаты:

От работы с детьми:

Сформированность реалистичного представления о сдаче экзамена в форме ОГЭ/ЕГЭ;

Принятие индивидуальной стратегии работы на экзамене;

Реалистичная  оценка своих возможностей и как следствие

Успешная сдача выпускного экзамена в формате ОГЭ/ЕГЭ

От работы с педагогами:

Принятие ответственности за методическую подготовку учеников к сдаче ОГЭ\ЕГЭ;

Осуществление продуктивного взаимодействия с учениками при выработке индивидуальной стратегии деятельности;

Активизация личностных ресурсов и принятие реалистичного представления о процедуре проведения экзамена.

От работы с родителями:

Снижение эмоционального напряжения по поводу сдачи детьми экзамена в форме ОГЭ/ ЕГЭ;

Сформированность реалистичных представлений о возможных результатах ребёнка на экзамене;

Вид работы

Цель работы

Содержание

Ответственный

1.Сопровождение обучающихся

1.1 Диагностическая

Определить сформированность основных познавательных процессов, особенности их развития; определить уровень работоспособности и уровень тревожности детей; выявить осведомлённость детей о процедуре сдачи ОГЭ\ЕГЭ; определить тип работы ученика с заданием.

Корректурная проба (буквенный вариант) – объём, устойчивость, переключаемость внимания;

Методики изучения памяти:

Метод опосредованного запоминания (по Л.С. Выготскому)

Метод пиктограм (по А.Р. Лурия)

Методика «запиминания  цифр,образов.

Шкала Ч.Д. Спилберга  адаптирована Ю.Л. ханиным.«Определение уровня тревожности»

Теппинг-тест – уровень работоспособности ребёнка – Е.П.Ильин;

Интеллектуальная лабильность – переключаемость мыслительных процессов учеников при решении разнообразных задач – В.Т.Козлова;

Анкета «Готовность к ЕГЭ» - определение осведомлённости учеников о процедуре ОГЭ\ЕГЭ, уровень уверенности – М.Ю.Чибисова;

Анкета «Определение детей группы риска» - определение типа работы ученика с заданием – М.Ю.Чибисова

Методика «Эрудит» -Г.Резапконой

Педагог-психолог

1.2.Коррекционно-развивающая

Познакомить учеников с сущностью процедурой и содержанием ОГЭ/ЕГЭ, повысить учебную мотивацию и мотивацию на участие в занятиях; познакомить выпускников с возможными способами деятельности при сдачи ОГЭ/ЕГЭ, помочь выработать им индивидуальный стиль; сформировать у учащихся понимание своего учебного стиля, способствовать осознанию индивидуального стиля деятельности; ознакомить учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации; освоение способов совладания с тревогой, активизация внутренних ресурсов; помочь осознать свою ответственность за результат сдачи экзамена;

формирование процессуального компонента готовности к ЕГЭ, переживание и осмысление ситуации экзамена.

Программа «Путь к успеху» . Психолого-педагогические мероприятия для выпускников в период подготовки к ОГЭ/ЕГЭ

5 занятий; 15 часов (каждое занятие разбито на три блока)

Занятие 1

Тема:  Как лучше подготовиться к экзаменам»

Цель:познакомить учеников с сущностью процедурой и содержанием ЕГЭ, повысить учебную мотивацию и мотивацию на участие в занятиях.

Занятие 2.

Тема: Поведение на экзамене.

Цель: помочь осознать свою ответственность за результат сдачи экзамена.

Занятие 3.

Тема: Способы снятия нервно- психического напряжения

Цель:освоить способы снятия нервно психического напряжения

Занятие 4.

Тема: Как бороться со стрессом?

Цель: ознакомить учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Занятие 5.

Тема: Эмоции и поведение

Цель: освоение способов совладания с тревогой, активизация внутренних ресурсов

Используемая литература: Программа Н.Стебневой, Н.Королева  «Путь к успеху»

Педагог-психолог

1.3.Просветительская

Сформировать реальное представление о процедуре сдачи ОГЭ/ЕГЭ, помочь ученикам определить свой стиль деятельности на экзамене, сформировать умение управлять своим временем.

Ознакомление с процедурой ЕГЭ.

Цель:Ознакомить с процессуальными моментами процедуры ОГЭ/ ЕГЭ

Формирование адекватного мнения о  ОГЭ/ЕГЭ.

Цель: Сформировать реалистичное мнение о процедуре ЕГЭ (ГИА).

Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

Цель:Анализ учеником положительных и отрицательных сторон учебной деятельности.

Что такое стресс и как с ним подружиться!

Цель: научить эффективным способам саморегуляции, дать понять  важность тревоги.

«Тайм менеджмент или умение управлять своим поведением»

Цель: научить составлять план подготовки к экзаменам  на день, неделю, год.

Что такое уверенность? Что значить быть уверенным в себе человеком?  

Цель: дать представление о  уверенном и неуверенном человеке, формирование уверенного поведения.

Предоставление обучающимся буклеты и памятки

«Психологическая готовность выпускников к ОГЭ/ЕГЭ»

« Я уверенный человек»

«Позитивные высказывания»

«Техники самопождержки»

Заместитель директора,классный руководитель, педагог-психолог.

1.4. Консультативная

 Ответить на  интересующие вопросы учеников  в ходе подготовке к эезаменам

Индивидуальная и консультативная работа проводится по запросам со стороны учеников.

Запросы: 1) Как успешно подготовиться к  ОГЭ/ЕГЭ;

2)Каким образом осуществлять изучение материалов при подготовке; 3) Как бороться со страхом и стрессом; 4) Трудности запоминания материала; 5) Как правильно питаться во время подготовке к экзаменам; 6 ) Техники самоподдержки.  

2.Сопровождение педагогов

2.1 Диагностическая (опрос, анкетирование, тестирование)

Выявление знаний педагогов о проведении процедуры ОГЭ/ЕГЭ, выявление детей «группы риска»

Проведение анкетирования: Анкета «Готовность к ЕГЭ» - определение осведомлённости о процедуре ОГЭ\ЕГЭ, уровень уверенности – М.Ю.Чибисова;

Анкетирование классных руководителей на предмет выявления в классах обучающихся «группы риска».

Педагог-психолог

2.2.Коррекционно-развивающая

Сформировать позитивное восприятие  ОГЭ/ЕГЭ, сформулировать понятие о готовности к  ОГЭ/ЕГЭ, обучить участников приёмам психологической саморегуляции.

Проведение семинаров для педагогов с элементами «мозгового штурма»

Обучением методам саморегуляции.

Используемая литература:

М.Ю.Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ, М.- 2009.

Заместитель директорав

Педагог-психолог

2.3.Просветительская

Сформировать реальное представление о процедуре сдачи ОГЭ/ ЕГЭ.

Ознакомление с процедурой ЕГЭ.

Цель:Ознакомить с процессуальными моментами процедуры ОГЭ/ЕГЭ

Формирование адекватного мнения о ОГЭ/ЕГЭ.

Цель: Сформировать реалистичное мнение о процедуре ОГЭ/ЕГЭ.

Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

Цель: Анализ педагогом сильных и слабых сторон в учебной деятельности ученика.

Что такое стресс и как с ним подружиться!

Цель: сформировать реалистичные ожидания о результатах ОГЭ/ЕГЭ

Предоставление педагогам буклета

«Психологические рекомендации для педагогов, готовящих учеников к ОГЭ/ЕГЭ»

Заместитель директора

Классный руководитель

Педагог-психолог

2.4. Консультативная

Ответить на возникающие у педагогов вопросы.

Индивидуальная и консультативная работа проводится по запросам со стороны педагогов.

Педагог-психолог

3. Сопровождение родителей обучающихся.

3.1 Диагностическая (опрос, анкетирование, тестирование)

Выявление знаний родителей о проведении процедуры ОГЭ/ЕГЭ

Проведение анкетирования: Анкета «Готовность к ЕГЭ» - определение осведомлённости о процедуре ОГЭ\ЕГЭ, уровень уверенности – М.Ю.Чибисова;

Педагог-псмихолог

3.2.Коррекционно-развивающая

Осознание родителями собственных установок относительно ОГЭ/ЕГЭ; поддержка родителей, испытывающих тревогу.

Проведение интерактивных родительских собраний

(с применением тренинговых методов работы), разработка памяток для родителей.

Тренинг «Способы оказания психологической поддержки»

Используемая литература:

М.Ю.Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ, М.- 2009.

Заместитель директора

Классный руководитель

Педагог-психолог

3.3.Просветительская

Сформировать реальное представление о процедуре сдачи ОГЭ/ЕГЭ.

Ознакомление с процедурой ЕГЭ.

Цель:Ознакомить с процессуальными моментами процедуры ОГЭ/ЕГЭ

Формирование адекватного мнения о ЕГЭ.

Цель: Сформировать реалистичное мнение о процедуре ЕГЭ .

Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

Цель: ввести понятие о конструктивной стратегии деятельности и рассказать родителям о способах её поддерживания

Что такое стресс и как с ним подружиться!

Цель: снять у родителей повышенное эмоциональное напряжение, научить  способам релаксации, и возможности направлять тревогу в нужное русло.

Заместитель директора

Классный руководитель

Педагог-психолог

3.4. Консультативная

Ответить на возникающие у родителей по мере подготовки детей к ГИА/ЕГЭ вопросы.

Индивидуальная и консультативная работа проводится по запросам со стороны родителей.

Запросы: 1) Высокая тревога за результат сдачи экзамена ребёнком;
2) Как обеспечить оптимальную подготовку ребёнка к ЕГЭ; 3) Как соблюдать индивидуальный способ деятельности и т.д.

Педагог-психолог