Метод "Незаконченные сказки"

Ким Елена Владимировна

Метод применяю в работе с детьми младшего школьного возраста при  проявлении детской тревожности, агрессии, детских страхах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nezakonchennye_skazki.docx79.89 КБ

Предварительный просмотр:

Как работать с незаконченными сказками.http://shkola7gnomov.ru/upload/image/sb10068583b-001.jpg

Сказка  «Птенец»

Цель: позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.

«В гнездышке  на дереве спят птички: папа, мама и  маленький птенчик. Вдруг налетел  сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко падает вниз: все оказались  на земле. Папа летит и садится  на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»

Типичные нормальные ответы:

- он тоже полетит и сядет на ветку;

- полетит к маме, потому что испугался;

- полетит к папе, потому что папа сильный;

- останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

Такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок уверен в себе, самостоятелен и умеет принимать решения. 

Ответы, на которые следует обратить внимание:

- останется на  земле, потому что не умеет  летать;

- умрет во время падения;

- умрет от голода или холода;

- о нем все забудут;

- на него кто-нибудь наступит.

Такие ответы характеризуют сильную зависимость ребенка от своих родителей, неуверенность в своих силах.
 

Сказка  «Ягненок»

Цель: сказка позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. 

«Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить сыночка. Что делать ягненку?»http://shkola7gnomov.ru/upload/image/82714338.jpg

Типичные нормальные ответы:

- будет есть больше травки;

- заплачет, потом станет есть больше травки;

- пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

Ответы, на которые следует обратить внимание.

- умрет от  голода;

- уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;

- не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;

- будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.

Отлучение от груди – это всегда стресс для ребенка. Из ответов ребенка можно узнать, насколько глубоко ранило ребенка отсутствие маминого молока. В зависимости от этого постараться окружить своего малыша соответствующей заботой, вниманием и любовью. 
 

Сказка  «Отъезд»

Цель: позволяет определить отношение ребенка к знакомым ему людям, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.

«Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?»

О плохих отношениях между ребенком и родителями, братьями и сестрами или другими людьми будет свидетельствовать отправка ребенком именно этого человека «далеко и надолго».
 

Сказка  «Новость»

Цель: рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать.

«Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из детского сада — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы:

- сегодня к нам придут гости;

- кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился;

- мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору; 

- вечером мы  пойдем к бабушке;

- папа принес  тебе щенка и т.д.

Ответы, на которые следует  обратить внимание.

- мама и папа  уезжают;

- мама с папой идут в кино, а его оставляют одного;

- завтра его  поведут к врачу;

- кто-то умер;

- мама хочет отругать ребенка за что-то;

- мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.
 

Сказка «Страх»http://shkola7gnomov.ru/upload/image/82174420.jpg

Цель: Выявить наличие страхов у своего ребенка.

«Один мальчик  сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!»  Чего он боится?»

Типичные ответы:

- вел себя плохо и теперь боится, что его накажут;

- испачкал штаны и боится, что мама будет его ругать;

- боится темноты;

- боится собаки;

- ничего не боится, просто пошутил и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание:

- боится, что его украдут;

- боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть;

- боится, что его оставят одного;

- боится Бабу Ягу;

- боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать;

- боится, что придет вор и ударит его ножом;

- боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

Столкнувшись  с подобными ответами, вам следует  задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более  детальное описание и объяснение его страхов. 
 

Сказка  «Песочный замок»http://shkola7gnomov.ru/upload/image/91886571.jpg

Цель: выяснить отношение ребенка к собственности и его способность проявлять альтруистическое поведение.

«Один мальчик построил из песка большой красивый замок, очень просторный, где мог играть один. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама (папа, брат, сестра) попросила подарить ей замок, потому что он ей понравился. Что сделает мальчик, оставит его себе или подарит маме?»

Типичные ответы:

- немножко поиграет, а потом подарит маме;

- прежде чем подарить замок маме, покажет его папе (любому другому человеку);

- поделит его  с мамой;

- отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть и т. д.

Ответы, на которые следует обратить внимание:

- захочет оставить себе, потому что замок очень красивый;

- никому его  не отдаст;

- поиграет, а  потом разрушит его;

- будет играть  всегда один;

- почему он  должен отдавать замок маме» и т. д.

Данные ответы свидетельствуют о том, что ребенок  еще не готов делиться с окружающими, так как не сформировалось уважение к чужой собственности.
 

Опираясь на полученные ответы, Вы сможете более эффективно строить свои отношения с ребенком, искать к нему подход, корректировать его поведение. Даже довольно сложные проблемы с детьми вполне разрешимы при условии создания благоприятного климата в семье.