Метод "Незаконченные сказки"
Метод применяю в работе с детьми младшего школьного возраста при проявлении детской тревожности, агрессии, детских страхах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nezakonchennye_skazki.docx | 79.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Как работать с незаконченными сказками.
Сказка «Птенец»
Цель: позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.
«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»
Типичные нормальные ответы:
- он тоже полетит и сядет на ветку;
- полетит к маме, потому что испугался;
- полетит к папе, потому что папа сильный;
- останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.
Такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок уверен в себе, самостоятелен и умеет принимать решения.
Ответы, на которые следует обратить внимание:
- останется на земле, потому что не умеет летать;
- умрет во время падения;
- умрет от голода или холода;
- о нем все забудут;
- на него кто-нибудь наступит.
Такие ответы характеризуют сильную зависимость ребенка от своих родителей, неуверенность в своих силах.
Сказка «Ягненок»
Цель: сказка позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди.
«Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить сыночка. Что делать ягненку?»
Типичные нормальные ответы:
- будет есть больше травки;
- заплачет, потом станет есть больше травки;
- пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.
Ответы, на которые следует обратить внимание.
- умрет от голода;
- уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;
- не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;
- будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.
Отлучение от груди – это всегда стресс для ребенка. Из ответов ребенка можно узнать, насколько глубоко ранило ребенка отсутствие маминого молока. В зависимости от этого постараться окружить своего малыша соответствующей заботой, вниманием и любовью.
Сказка «Отъезд»
Цель: позволяет определить отношение ребенка к знакомым ему людям, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.
«Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?»
О плохих отношениях между ребенком и родителями, братьями и сестрами или другими людьми будет свидетельствовать отправка ребенком именно этого человека «далеко и надолго».
Сказка «Новость»
Цель: рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать.
«Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из детского сада — выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»
Типичные нормальные ответы:
- сегодня к нам придут гости;
- кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился;
- мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору;
- вечером мы пойдем к бабушке;
- папа принес тебе щенка и т.д.
Ответы, на которые следует обратить внимание.
- мама и папа уезжают;
- мама с папой идут в кино, а его оставляют одного;
- завтра его поведут к врачу;
- кто-то умер;
- мама хочет отругать ребенка за что-то;
- мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.
Сказка «Страх»
Цель: Выявить наличие страхов у своего ребенка.
«Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»
Типичные ответы:
- вел себя плохо и теперь боится, что его накажут;
- испачкал штаны и боится, что мама будет его ругать;
- боится темноты;
- боится собаки;
- ничего не боится, просто пошутил и т.д.
Ответы, на которые следует обратить внимание:
- боится, что его украдут;
- боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть;
- боится, что его оставят одного;
- боится Бабу Ягу;
- боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать;
- боится, что придет вор и ударит его ножом;
- боится, что умрет мама (папа)» и т.д.
Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.
Сказка «Песочный замок»
Цель: выяснить отношение ребенка к собственности и его способность проявлять альтруистическое поведение.
«Один мальчик построил из песка большой красивый замок, очень просторный, где мог играть один. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама (папа, брат, сестра) попросила подарить ей замок, потому что он ей понравился. Что сделает мальчик, оставит его себе или подарит маме?»
Типичные ответы:
- немножко поиграет, а потом подарит маме;
- прежде чем подарить замок маме, покажет его папе (любому другому человеку);
- поделит его с мамой;
- отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть и т. д.
Ответы, на которые следует обратить внимание:
- захочет оставить себе, потому что замок очень красивый;
- никому его не отдаст;
- поиграет, а потом разрушит его;
- будет играть всегда один;
- почему он должен отдавать замок маме» и т. д.
Данные ответы свидетельствуют о том, что ребенок еще не готов делиться с окружающими, так как не сформировалось уважение к чужой собственности.
Опираясь на полученные ответы, Вы сможете более эффективно строить свои отношения с ребенком, искать к нему подход, корректировать его поведение. Даже довольно сложные проблемы с детьми вполне разрешимы при условии создания благоприятного климата в семье.