СТРАХИ. Виды. Причины. Профилактика. Рекомендации.

Грунтова Нелли Андреевна

Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Страх это отрицательно окрашенный процесс.

Виды страхов:

  • Реальный страх - это нормальная реакция на опасность;
  • Невротический страх - форма бесцельного страха, связанного с нарушением психических функций, в частности с неврозом;
  • Свободный страх - состояние "боязливого ожидания", которое может появиться в любой момент и не связанных  с какой- либо ситуацией, объектом.  

Причины страхов:

  • Конкретный случай (напр.: покусала собака), человек боится повторения. Такой страх легко преодолим.
  • Окружающая обстановка (напр.: страх выступить перед публикой), ребёнок не хочет выступать у доски.
  • Внушение со стороны (напр.: слишком эмоциональный рассказ, заражение родительским страхом).
  • Собственная фантазия.
  • Расстройства психики (напр. невроз).

Существуют возрастные страхи, т. е. те страхи, которые присущи конкретному возрасту. Возрастные страхи сопровождают человека всю жизнь, проявляясь в большей или меньшей степени.

Профилактика страхов:

- Не наказывайте ребёнка врачами, уколами, садиком, школой и т. д. (напр.: "Не будешь слушаться, я тебя отдам/сделаю/отправлю в ...), и т. д.

- Ограничьте время просмотра ТВ и игрой за КП;

- Удостоверьтесь, что ребёнок собирается смотреть по ТВ и КП, что там не содержатся сцены насилия, убийств и т. д.

- Поймите и научите ребёнка, что с некоторыми вещами как играть нельзя , так и нельзя прятать (напр.: ножи, играть с ними нельзя, но и прятать совсем тоже нежелательно; как гладить нельзя дворовых собак, так и убегать, шарахаться от них), ребёнок должен понять для чего это нужно и какие могут быть последствия.

- Не обманывайте ребёнка (напр.: перед уколом, что будет не больно. Будет немножко больно, но вы будете рядом).

- Не забывайте, что психика ребёнка более "нежная", чем взрослого. Что вам покажется незначительным, ребёнку может показаться в несколько раз страшнее;

- Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребёнка;

- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой в прошлом (напр.: "Видишь, какой ты молодец, раньше ты не умел лазать по лестнице, а сейчас посмотри как здорово ты научился!");

- Не сравнивайте своего ребёнка с собой в детстве (напр.: если вас учили плавать по принципу "Жить захочешь - поплывёшь", то не стоит применять этот принцип к своему ребёнку).

Рекомендации по детским страхам (для родителей):

- Создайте в семье доброжелательную обстановку;

- Не обесценивайте страх ребёнка, для вас он кажется незначительным, а для ребёнка, для его возраста пугающим;

- Не вышибайте "клин клином";

- Говорите о страхе ребёнка, рисуйте его, что ребёнок захочет, то и сделайте с рисунком, сочиняйте сказки с хорошим окончанием, играйте;

- Не игнорируйте, если ребёнок поделился с вами своими страхами;