Коррекционная работа педагога- психолога в коррекционных учреждениях
Данный материал был предоставлен вниманию слушателей на школьном пед.совете. Доклад опирается на конкретную работу и конкретный класс, как на наглядный пример.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа педагога- психолога в коррекционных учреждениях
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии школьников.
Организация и проведение развивающих занятий
Любое развивающее занятие может проводиться по времени в двух вариантах
Вариант 1. Занятие проводится 20 минут;
5 - 7 минут - обсуждение задачи-образца, дача инструкций;
10 минут - самостоятельная работа ребенка;
3 - 5 минут - проверка ответов к заданиям.
Вариант 2. Этот вариант более продолжительный, когда используется небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений. Занятия можно проводить индивидуально. Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота занятий 2 раза в неделю. Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что обучение проводится в игровой форме, интересно, увлекательно, не вызывая утомления.
Условия эффективности коррекционного воздействия при проведении занятий.
Для ребенка необходима атмосфера доброжелательности, безусловного принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.
Необходимо ставить перед ребенком реалистичные цели, требующие определенных усилий с его стороны, но не превышающие действительные возможности ребенка во избежание повышения тревожности, снижения самооценки. Во время занятий необходимо подбадривать детей, нацеливать на успех, вселять уверенность в своих силах.
Цель надлежит ставить так, чтобы мотивировать ребенка к ее достижению. Последующие занятия строить таким образом, чтобы они были реалистичны по отношению к прежним результатам. Цель должна быть такая, чтобы успех был возможен и чтобы его можно было подкреплять далее. Это способствует восприятию ребенка себя как более успешного.
Оценка результатов занятий должна основываться на сравнении с предыдущими результатами, а не на основании "нормативов". Обучающегося целесообразно поощрять, заполнять индивидуальные карточки, в которых он будет отмечать прогресс в своих достижениях, независимо от того, насколько он мал.
Ошибки ребенка не должны вызывать досады и раздражения. Цель развивающих занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной отработки какого-то навыка. .
Систематические занятия с ребенком способствуют развитию у него познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Индивидуальная коррекционная программа составляется на основе имеющихся трудностей в обучении и форм их проявления с учетом потенциальных возможностей ребенка.
Особенности коррекционно-развивающей программы:
- создание положительной психологической атмосферы;
- задания выполняются в игровой форме;
- отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
- для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий, но на более высоком уровне трудности.
Занятия по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной форме. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки обучающегося, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей ребенка.
Приведу пример коррекционной работы с 1 а классом, с которым я работаю уже второй год.
1 класс
Цель программы: развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Задачи:
-адаптация обучающихся к учебному процессу;
- развитие основных психических процессов;
- создание условий для дальнейшего развития и становления ребенка как субъекта учебной деятельности.
Принципы реализации программы:
-принцип гуманизма;
-принцип детерминизма;
-принцип развития;
- принцип взаимодействия;
- комплексный подход;
-принцип доступности.
Период проведения: учебный год ( со 2 сентября 2015 года по 30 мая 2016 года).
План реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов:
- подготовительный;
- сбор информации (начало учебного года):
- систематизация потока информации (начало учебного года);
- проведение коррекционно развивающей деятельсности;
- сбор информации ( на конец учебного года);
- систематизация потока информации (на конец учебного года);
- завершение работы ( при положительных результатах).
Ожидаемые результаты:
-развитие основных когнитивных процессов;
- завершение адаптации к школе и формирование положительного образа школы и отношения к ней и всему учебному процессу в целом;
-расширение кругозора, повышение познавательной активности и интереса к окружающей действительности.
Учебно-тематический план
№ блока | Блок | Количество занятий |
1 | Общая и мелкая моторика | 11 |
2 | Развитие восприятия (зрительного, слухового) | 9 |
3 | Внимание | 8 |
4 | Память | 12 |
5 | Мышления | 10 |
6 | Развитие воображения | 12 |
7 | Представления о пространстве и времени | 8 |
Рекомендации педагога-психолога учителю:
1. Учитель должен помнить, что процесс обучения ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учитель должен использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.
Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.