Перспективный план работы с педагогическим составом в условиях техникума
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_pedsostavom_v_usloviyah_tehnikuma.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
психологической службы по работе с педагогическим составом
(среднее общее и начальное профессиональное образование)
Составила:
Ботвинкина А.Н.,
педагог-психолог
КГБПОУ «Техникум
лесного хозяйства»
Бийск - 2016
Пояснительная записка
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагог - воспитатель, классный руководитель, преподаватель, работающий с обучающимися, в том числе с теми, кто остался без родителей, проживает в общежитии, подвергается большим психоэмоциональным нагрузкам, и от него требуется высокий уровень профессиональной компетентности.
В последние годы задача развития общения внутри коллектива педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление.
Таким образом, актуальность работы педагога-психолога с педагогами, классными руководителями, воспитателями по развитию у них психологической компетентности, подтверждается всеми вышеперечисленными факторами.
В работах психологов (Ю.И. Емельянова, Л.С. Колмогоровой, Л.А. Петровской, Л.Д. Столяренко, М.А. Холодной и др.) рассматривается структура психолого-педагогической компетентности:
- коммуникативная компетентность как способность общаться, обмениваться информацией и на этой основе устанавливать и поддерживать педагогически целесообразные отношения с участниками педагогического процесса;
- интеллектуальная компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности, знания о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и умение это реализовать в педагогической практике;
- социально-психологическая компетентность, проявляющаяся в умении строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской, экспериментальной и т.д.); разрабатывать технологию; выбирать оптимальные методы и средства их реализации. Организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи субъектами образования.
Как считают некоторые авторы (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина), взаимоотношения в коллективе зависят от личности воспитателя, его личностных качеств. М.И.Лукьянова определяет как важные, необходимые в педагогической деятельности следующие личностные качества: рефлективность, эмпатичность, коммуникативность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность. А.К. Маркова дополняет их профессионально важными качествами личности: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, практическое педагогическое мышление, педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух, педагогическая ситуация, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение, прогнозирование, педагогическая рефлексия.
Таким образом, необходимые качества личности:
- доброжелательность,
- терпение,
- эмпатийность,
- гибкость поведения,
- любознательность,
- умение управлять эмоциями,
- общительность,
- знание психологии учащихся,
- тактичность,
- справедливость,
- умение слушать,
- умение привлекать внимание,
- активность,
- умение преодолевать конфликты,
- знание себя и своих возможностей,
- креативность,
- отзывчивость.
Успешная профессиональная деятельность педагогов, классных руководителей, воспитателей среднего профессионального образования предъявляет требования не только к личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию. Однако довольно большой процент педагогов отличается состоянием эмоциональной напряженности, которое проявляется в понижении работоспособности. Постоянное воздействие напряженных факторов профессионального труда ведет к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, воображения). В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критических моментов и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности является профессионально значимым качеством личности педагога.
Эмоциональное сгорание – состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Это эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
Эмоциональное сгорание возникает только в профессиональной деятельности, и тем отличается от стресса.
Профессия педагога включает в себя факторы, влияющие на эмоциональное сгорание. Она предполагает интенсивное общение с людьми в непредсказуемых ситуациях, работа имеет творческий характер: необходимо создавать практически на каждом уроке/занятии, при индивидуальном общении каждый день нечто новое, соответствующее индивидуальности учителя и отвечающее задачам его общения с другими.
Эмоциональное сгорание может проявиться как в результате длительной эмоциональной, так и в результате кратковременной запредельной эмоциональной нагрузки.
Существует несколько уровней проявления эмоционального сгорания. Приведем их в порядке усиления:
1. Физиологический (начальный уровень) – проявляется в виде головных болей, болей в пояснице, шейном отделе позвоночника, плечах, горле, животе, общем недомогании, нарушении сна и т.д., возникающих без причин. Если не принять меры, возникает следующий уровень эмоционального сгорания.
2. Эмоциональный – выражается в состоянии напряженности, тревоги, беспокойства, взволнованности, агрессии, эмоциональной истощенности, раздражительности.
3. Поведенческий – проявляется в виде бурных неадекватных реакций, опоздания на работу, стремления уйти пораньше, частых перерывов в работе, стереотипности восприятия учеников, усиление тяги к вредным привычкам.
4. Смысловой – утрата смысла профессиональной деятельности, негативное отношение к себе как к специалисту.
Низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов страдает болезнями стресса – многочисленными соматическими и нервно-психическими болезнями. Это, в свою очередь, является основной причиной прогрессирующей невротизации школьников, которые значительную часть своей жизни проживают в невротизирующей среде, создаваемых, кроме прочих причин, и учителями.
Результаты различных исследований показывают наличие следующих состояний:
• Психоэмоциональное истощение – ближе к низкому, что свидетельствует о том, что работник почти не испытывает усталости, может работать продуктивно, полон оптимизма, активен в контактах.
• Личностное отдаление – средний уровень – профессионал нацелен на взаимодействие с окружающими, имеет обширные контакты с коллегами и учениками, чутко реагирует на оценки с их стороны. Имеет ощущение самодостаточности.
• Профессиональная мотивация – средний уровень, ближе к высокому, что говорит о включенности специалиста в работу, заинтересованности в результатах труда, стремлении к совершенствованию своего профессионального мастерства.
Фоном жизненного настроения многих воспитателей, классных руководителей, преподавателей, к сожалению, является сегодня уныние и разочарование. А ведь настроение обладает огромной побудительной силой. Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное, ощутить радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.
Педагогическая деятельность насыщена различными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.
К напряженным ситуациям педагогической деятельности исследователи (А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.М. Рыбакова и др.) относят:
• ситуации взаимодействия учителя с обучающимися на уроке/занятии (нарушение дисциплины, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований преподавателя, воспитателя и т.п.);
• ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой и т.п.);
• ситуации взаимодействия с коллегами по работе (расхождения в оценке ребёнка, ситуации, ослабленное внимание воспитателей, классных руководителей, преподавателей к процессу воспитания обучающихся и т.д.).
Неблагоприятное воздействие напряженных факторов вызывают у педагогов стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменение в характере деятельности).
Поведение воспитателей, классных руководителей нередко характеризуется повышенной напряженностью. Следствием её являются грубость, несдержанность в отношениях с учащимися, неблагоприятный психологический климат на уроке/занятии.
Межличностные отношения являются системообразующим фактором целостности педагогического коллектива. Важнейшими характеристиками межличностных отношений являются эмоциональная стабильность, лояльность, перцептивность, эмпатийность, флексибильность, которые обеспечивают положительный морально-психологический климат в коллективе. В содержание культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе входят: ценность самих межличностных отношений, генерация нравственного сознания, установка на педагогическое призвание, удовлетворение творческих и духовных запросов личности, сочетание коллективных и личных целей.
Спецификой межличностных отношений в педагогическом коллективе является высокий уровень толерантности по отношению к коллегам и воспитанникам, от которого зависит эмоциональная сплоченность педагогического коллектива, степень доверия коллег друг к другу, эмоциональная стабильность, корректность в общении и конструктивное поведение в ситуациях конфликтов.
Критериями развития культуры межличностных отношений педагогов являются знания о развитии личности, нравственные нормы и правила общения; наличие активной положительной мотивации на сотрудничество и диалог; осознанное осмысление процесса формирования культуры межличностных отношений, понимание перспектив владения ею; эмпатийные и рефлексивные умения (глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, построение отношений по принципам взаимного доверия и альтруизма); готовность применять усвоенные знания, навыки, умения в отношениях и поведении педагогов.
Процесс формирования культуры межличностных отношений будет успешным при соблюдении следующих условий: если будет сформирована мотивационно-ценностная установка в коллективе педагогов на развитие культуры межличностных отношений, сотрудничество и диалог; если проявление межличностных отношений, таких как дружеские чувства, доверие, толерантность, уважение по отношению к коллегам, высокая требовательность к себе и другим является ценностным в данном коллективе; если при реализации целенаправленной, систематической, специально организованной деятельности по формированию культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе будут учитываться возрастные, индивидуальные и групповые особенности, а также специфика профессиональной деятельности коллектива.
Цель: создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе техникума, развитие коммуникативной психологической компетентности за счет проведения групповых и индивидуальных занятий по снятию эмоционального напряжения и развитию коммуникативных навыков педагогов, воспитателей, классных руководителей.
Задачи:
- изучить понятия «психологическая компетентность педагогов», составляющих понятия, обобщение имеющегося опыта работы по развитию психологической компетентности педагогов;
- осуществлять диагностику уровня развития психологической компетентности педагогов: уровня коммуникативной компетентности, уровня социально-психологической компетентности, уровня интеллектуальной компетентности;
- выявлять закономерности, обеспечивающие сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов (аутопсихологической компетентности) как одной из важных составляющих психологической компетентности.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п | Содержание деятельности (направление, тема, форма проведения) | Категория сопровождения | Сроки реализации (месяц, дата) | Исполнители Примечание | |||||||||
сентябрь сен | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | ||||
1. | Лекторий «Психологическая профилактика конфликтных ситуаций в коллективе» | педагоги | + | + | 2 раза в неделю | ||||||||
Проведение методического совещания с педагогами на тему: «Взаимоотношения в коллективе» | педагоги | + | + | + | 2 раза в неделю | ||||||||
2. | Мини-тренинг «Способы эффективной коммуникации» как пример сотрудничества психологической службы с преподавателями, воспитателями и классными руководителями. | педагоги | + | 2 раза в неделю | |||||||||
Лекторий: Психологический климат в педагогическом коллективе. | педагоги | + | 2 раза в неделю | ||||||||||
3. | Практическое занятие: Методы релаксации и упражнения на самоконтроль. | педагоги | + | 2 раза в неделю | |||||||||
4. | Тренинг личностного развития для классных руководителей «Я – классный руководитель!» | педагоги | + | + | 2 раза в неделю | ||||||||
5. | Семинар для педагогов техникума «Эмоциональное выгорание: признаки, пути выхода» | педагоги | + | 2 раза в неделю | |||||||||
6. | Тренинг развития рефлексии преподавателей | педагоги | + | + | 2 раза в неделю | ||||||||
Тренинг «Командообразование» | педагоги | + | + | 2 раза в неделю |