Психолого-педагогическая программа "Я выбираю профессию"
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая программа «Я выбираю профессию»
Пояснительная записка
Программа «Я выбираю профессию» является психолого-педагогической программой. Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особенно актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. В связи с переходом к профильному обучению, в конце 9 класса учащиеся должны определиться со своим дальнейшим образовательным маршрутом. У многих учащихся не сформирована еще психологическая готовность к этому выбору, не достаточно знаний о своем профессиональном и личностном потенциале. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.
Самоопределение означает определение себя в мире, своего места в обществе. Оно предполагает, что перед человеком открываются безграничные возможности самореализации, свобода выбора своего пути в жизни. Но выбор – это всегда сложно. Не имея еще ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Но, решая эту проблему, они приобретают ценный жизненный опыт и новые способности – способности выбирать и осуществлять свой выбор.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации.
Психолого-педагогическая программа «Я выбираю профессию» направлена на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, предоставление помощи в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении. В программе использованы различные типы занятий, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач. Большинство методик дано в авторской модификации. Все они адаптированы с учетом психофизиологических особенностей современных подростков и прошли апробацию в образовательных учреждениях многих регионов РФ. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Цель: Создание условий для активизации процесса формирования психологической готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, выбору дальнейшего профиля, образования, профессии в соответствии с их способностями и интересами.
Задачи программы:
- дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания;
- совершенствовать коммуникативные навыки и умения учащихся;
- познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием;
Научные, методологические и методические основания программы
Методологической основой являются культурно-историческая парадигма (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев).
Формы работы: психологическая диагностика, проведение психологических игр и упражнений.
Структура и содержание программы
Тематика занятий подобрана таким образом, чтобы наиболее эффективно организовать помощь учащимся в самостоятельном выборе профессии. Материал занятий поможет участникам познакомиться с миром профессий, подготовить их к осознанному выбору профессии, понять свои личностные способности и интересы.
Программа рассчитана на 8 часов (1 час в неделю).
Структура занятий
В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы:
«Разогрев» - часть занятия направленная на активизацию детей к работе, в некоторых случаях это напоминание о прошедшем материале, достижениях группы, в конце краткая теоретическая составляющая последующего занятия.
«Основная часть» - направлена на получение теоретических знаний по теме, самодиагностики, проведение различных игр, упражнений на развитие и закрепление положительных навыков, знаний и достижений ученика.
«Подведение итога» - завершающая занятие часть направленна на проверку усвоенного материала, рефлексию о прошедшем занятии. Детям дается возможность высказаться о проведенном занятии, услышать их мнение и пожелания в отношении будущих занятий.
Тематическое планирование программы
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Введение в занятия | 1 |
2 | Диагностика интересов | 1 |
3 | Будь готов! | 1 |
4 | Диагностика способностей | 1 |
5 | Мир профессий | 1 |
6 | Диагностика личностных черт | 1 |
7 | Личностные профессиональные перспективы | 1 |
8 | Заключительное занятие | 1 |
Итого: | 8 |
Содержание занятий
Занятие 1. Введение в занятия
Цели занятия: расширение знаний учащихся о мире профессий, осознание учащимися специфических моментов и особенностей профессий.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Установочная беседа.
3. Игра «Назови профессию» [7].
4. Игра «Профессия на букву» [4].
5. Игра «День из жизни» [4].
6. Рефлексия.
7. Прощание.
Занятие 2. Диагностика интересов
Цели занятия: выявление интересов учащихся, на основе которых можно рекомендовать ту или иную профессию.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Установочная беседа.
3. Методика «Карта интересов» Е.А. Голомштока [6].
4. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова [6].
5. Рефлексия.
6. Прощание.
Занятие 3. Будь готов!
Цели занятия: повышение уровня осознания своей готовности к различным видам профессиональной деятельности.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Установочная беседа.
3. Активизирующий опросник «Будь готов» [4].
4. Рефлексия.
5. Прощание.
Занятие 4. Диагностика способностей
Цели занятия: выявление способностей на основе которых можно рекомендовать профиль дальнейшего образования и будущую профессиональную область.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Установочная беседа.
3. Школьный тест умственного развития [8].
4. Рефлексия.
5. Прощание.
Занятие 5. Мир профессий
Цели занятия: познакомить учащихся со схемой анализа профессий.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Установочная беседа.
3. Игра «Угадай профессию» [3].
4. Рефлексия.
5. Прощание.
Занятие 6. Диагностика личностных черт
Цели занятия: выявление личностных черт учащихся для определения наиболее комфортных профессиональных областей.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Установочная беседа.
3. Опросник Басса-Дарки [6].
4. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [6].
5. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса [6].
6. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса [6].
7. Рефлексия
5. Прощание.
Занятие 7. Личностные профессиональные перспективы
Цели занятия: общая и целостная оценка и самооценка перспектив профессионального и личностного развития.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Установочная беседа.
3. Опросник по схеме построения личностной профессиональной перспективы как интегральный показатель уровня решения профориентационных задач [3].
4. Рефлексия.
5. Прощание.
Занятие 8. Заключительное занятие
Цели занятия: обобщение материала предыдущих занятий, осознать свои основные жизненные смыслы и динамику их развития.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Установочная беседа.
3. Игра «Сюрпризы-ожидания» [3].
4. Рефлексия.
5. Прощание.
Литература
1. Годовникова Л. В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.
2. Грецов А. Г., Бедарева Т. А. Психологические игры для старшеклассников и студентов. — СПб.: Питер, 2008.
3. Пряжников Н.М. Диагностические материалы для профессиональной ориентации. – М.: Академия, 2014. – 368 с.
4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8 – 11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. - 288 с.
5. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы. — Волгоград : Учитель, 2009. – 58 с.
6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – М.: БАХРАХ-М, 2011. – 529 с.
7. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2011. – 208 с.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 2013, с. 384.
Описание используемых методик, технологий, инструментария
Психолого-педагогическая программа «Я выбираю профессию» разработана на основе технологии проведения группового тренинга умений, которая позволяет соединить дидактическое и практическое обучение. В занятия включены психодиагностические методики. Для разработки занятий также использовались: элементы погружения в определённую ситуацию, приёмы для проведения самоанализа и рефлексии, психологические разминки, игры, упражнения.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
1. Требования к специалистам, реализующим программу: реализацию программы может взять на себя педагог-психолог, обладающий квалификационными знаниями по психологии.
2. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы: литература (см. выше).
3 Требования к материально-технической оснащённости учреждения для реализации программы: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска или листы ватмана; фломастеры; ручки и тетради для записей.
4. Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы: для реализации программы в учреждении должны быть интернет, библиотека.
Сроки и этапы реализации программы
Программу рекомендуется реализовать в течении первой половины учебного года (сентябрь — декабрь). В этот период учащиеся активно определяются с выбором предстоящего профиля и профессии. Таким образом, возрастает интерес учащихся к усвоению предлагаемого материала.
Программа предполагает проведение 8 групповых занятий по 1 часу. Рекомендуется проведение не более двух занятий в неделю, так как материал требует осмысления.
Ожидаемые результаты реализации программы
Промежуточные:
1. Увеличение количества обратившихся за консультативной помощью.
2. Готовность старшеклассников к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения.
Итоговые:
1. Узнают о своих личностных особенностях.
2. Узнают о мире профессий, классификации профессий, о том, какие требования предъявляет профессия к человеку.
3. Получат навык построения личной профессиональной перспективы.
4. Учащиеся получат навыки эффективных форм взаимодействия и коммуникации с окружающими
5. Учащиеся сформируют навыки самоопределения и профессионального выбора
Система организации внутреннего контроля реализации программы
Контроль реализации программы осуществляют директор образовательного учреждения. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. По завершении занятий педагог-психолог составляет итоговый отчёт, в котором отражает качественные и количественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет дальнейший план работы с учащимися исходя из особенностей эмоционально-волевой сферы участников занятий. Внутренний контроль реализации программы ведётся по итогам анкетирования и наблюдений. Для этого предлагается вести дневник групповых занятий, а также использовать сведения по рефлексии каждого занятия, мини-обсуждение результатов.
Критерии оценивания достижения планируемых результатов
Можно предположить, что в результате реализации развивающей программы будет отмечаться:
- увеличение доли обучающихся с высоким и средним уровнем готовности к выбору дальнейшего профиля обучения и выбора профессии;
- снижение высокого показателя неготовности к выбору профессии;
- положительные отзывы детей об участии в программе.