Коррекционная программа, 1 класс

Бондарева Анна Николаевна

Поступающему в школу ребенку на первых этапах его становления как субъекта познания необходима комплексная помощь, как со стороны учителей, родителей,  так и со стороны других специалистов образовательного процесса. Именно комплексная помощь обеспечивает многостороннее и полноценное развитие и адаптацию обучающегося к школе и учебному процессу в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma_1_klass.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей

гуманитарного цикла

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «26» августа 2015  г. № 1

Рассмотрено

на заседании

методического совета

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «27» августа 2015 г. № 1

Утверждено

решением педагогического

совета

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «28» августа 2015г. № 1

Введено в действие приказом директора школы от «02»  сентября 2015 г.         № 01-02-95

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

 для 1 класса

                                Составила:     Бондарева А.Н,

               педагог-психолог

КУРСК – 2015

Пояснительная записка

Поступающему в школу ребенку на первых этапах его становления как субъекта познания необходима комплексная помощь, как со стороны учителей, родителей,  так и со стороны других специалистов образовательного процесса. Именно комплексная помощь обеспечивает многостороннее и полноценное развитие и адаптацию обучающегося к школе и учебному процессу в целом.

Особое внимание занимают коррекционный тип образовательного учреждения. К детям, обучающимся в таких школах, необходим особый подход. Психологическое сопровождение детей в таких школах своей целью придерживается развитие основных психических процессов обучающегося (восприятие,внимание, память, мышление), становление самостоятельной,  социально адаптированной личности, способной чувствовать себя комфортно в социуме.

Коррекционные занятия - одна из форм психологической помощи таким детям. Данная программа, разработанная для детей 1 класса, поможет облегчить переход ребенка из семьи в школьную среду, успешно в ней адаптироваться  и задаст предпосылки успешного освоения учебной деятельности, а так же становления личности обучающегося.

Цель программы: развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Задачи:

-адаптация обучающихся к учебному процессу;

- развитие основных психических процессов;

- создание условий для дальнейшего развития и становления ребенка как субъекта учебной деятельности.

Принципы реализации программы:

-принцип гуманизма;

-принцип детерминизма;

-принцип развития;

- принцип взаимодействия;

- комплексный подход;

-принцип доступности.

Структура каждого занятия данной программы имеет следующую формулу:

-приветствие;

-оглашение темы занятия;

-развивающие упражнения и задания по теме;

- подведение итогов.

Структура каждого занятия включает в себя следующие компоненты:

-название занятия;

-приветствие;

-цель;

-необходимое оборудование;

-ход занятия;

- подведение итогов.

Период проведения: учебный год ( со 2 сентября 2015 года  по 30 мая 2016 года).

Ожидаемые результаты:

-развитие основных когнитивных процессов;

- завершение адаптации к школе и формирование положительного образа школы и отношения к ней и всему учебному процессу в целом;

-расширение кругозора, повышение познавательной активности и интереса к окружающей действительности.

Учебно-тематический план

№ блока

Блок

Количество занятий

1

Общая и мелкая  моторика

11

2

Развитие восприятия (зрительного, слухового)

9

3

Внимание

8

4

Память

12

5

Мышления

10

6

Развитие воображения

12

7

Представления о  пространстве и времени

8

Календарно-тематический план

Число

Тема

Блок

Развитие крупной моторики

  1. Общая и мелкая моторика

Развитие крупной моторики

Выразительность движений

Развитие согласованности действий различных частей тела

Развитие координаций движений руки  глаза

Развитие координаций движений руки  глаза

Позы тела

Развитие мелкой моторики пальцев руки

Развитие мелкой моторики пальцев руки

Развитие мелкой моторики пальцев руки

Развитие мелкой моторики пальцев руки

Вербализация ощущений

  1. Развитие восприятия (слухового, зрительного)

Слуховое восприятие (восприятие звуков)

Слуховое восприятие (восприятие звуков)

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие

Звуковое и зрительное восприятие как мнемотехника

Звуковое и зрительное восприятие как мнемотехника

Иные виды восприятий

Иные виды восприятий

Внимание к деталям

3.Внимание

Внимание к деталям

Внимание на уроке

Развитие внимания

Развитие внимания

Развитие внимания

Развитие внимания

Внимание друг к другу

Двигательная память

4.Память

Двигательная память

Зрительная память

Зрительная память

Слуховая память

Слуховая память

Тактильная память (осязательная)

Тактильная память (осязательная)

Эмоциональная память

Эмоциональная память

Произвольное и непроизвольное запоминание

Произвольное  не произвольное запоминание

Признаки предметов

  1. Мышление

Признаки предметов

Объединение в группы по общим признакам

Объединение в группы по общим признакам

Установление причинно-следственных связей

Установление причинно-следственных связей

Установление причинно-следственных связей

Составление целого из частей

Составление целого из частей

Образ окружающего мира

Несуществующая реальность

  1. Развитие воображения

Несуществующая реальность

Работа с пластилином

Работа с пластилином

Загляни в будущее

Загляни в будущее

Я- художник

Я- художник

Кем я стану в будущем/ хочу стать

Продолжи начатое

Продолжи начатое

Работа с красками

Что такое время?

  1. Представления о пространстве и времени

Что такое время?

Работа с часами

Работа с часами

Прошлое, настоящее, будущее

Прошлое, настоящее, будущее

Что нас окружает?

Что нас окружает?

Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.