Шпаргалка для родителей
В этой статье вы можете найти ответы на интересующие вас вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalka.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Как у гиперактивного ребенка развить внимание? Какие игры подойдут, чтобы заинтересовать ребенка?
Ответ: Хочу посоветовать книгу А. Е. Кузнецовой "Игры для гиперактивных детей". Можно также воспользоваться любыми играми на развитие устойчивости и концентрации внимания для обычных детишек дошкольного возраста.
В случае с гиперактивностью часто важнее не во что, а как играть. Выбирайте те упражнения и задания, которые будут интересны именно вашему ребенку и занимайтесь столько, сколько хватает у него терпения и интереса (пусть это даже будет 2 минуты), но обязательно каждый день очень постепенно и не спеша, увеличивая время занятий.
Внимание - процесс, который не существует в чистом виде и одновременно присутствует в любой деятельности. Поэтому любая деятельность, которой малыш может заниматься долго, будет полезной. Пусть это даже будет не специальная игра, а, например, переливание воды или размазывание пластилина. Сосредотачиваясь на том, что интересно, ребенок как бы тренирует свои нервные процессы, устойчивость и способность концентрироваться на одном деле. Если позволить ребенку заниматься тем, что ему нравиться и в том объеме, который ему нужен, не ограничивать его, то со временем появятся и другие занятия, которыми он начнет увлекаться, тренируя свою усидчивость.
Вопрос: Как сказать ребенку, что близкий ему человек умер? Нужно ли это делать?
Ответ: Сказать, как есть. Не приукрашивая ситуацию, но и не добавляя лишних подробностей. Примерно так: "У меня для тебя есть очень печальное известие: твоя мама умерла". Выскажите свое сожаление и сочувствие, поделитесь своей растерянностью, если она у вас есть, и своими опасениями: "Я боюсь тебе сказать, потому что люблю тебя,и мне совсем не хочется делать тебе больно". Например, так. Будьте искренне, чтобы ребенок почувствовал, что это не только его горе, но и ваше горе тоже. Хотя бы потому, что оно может причинить страдание тому, кто вам дорог. Очень важно оставить открытой эту тему для обсуждения, так как ребенок может не сразу осознать произошедшее и быть максимально внимательным к его состоянию после получения такого известия.
Вопрос: Как сказать ребенку, что родители разводятся?
Ответ: Расставание родителей для ребенка будет сильным ударом, так как и мама, и папа для ребенка в равной степени близкие и дорогие люди. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что в разводе нет его вины, и что, даже не смотря на то, что мама и папа не будут жить вместе, они по-прежнему любят и ценят его, по-прежнему остаются его родителями. Поэтому, чтобы смягчить ситуацию важно не только ваше участие и максимально деликатное отношение к дочери, но и стремление отца сохранить с ребенком отношения максимально приближенные к тем, которые существовали во время совместного проживания (конечно, если они были доброжелательными и дружескими). Возможно, вашему ребенку для принятия ситуации развода и благополучного выхода из нее потребуется помощь психолога.
Вопрос: Ребенку 6 лет. Он общительный, не застенчивый, активный, но совершенно не может за себя постоять. Его могут толкнуть, пнуть, ударить, а он на это даже не обижается и сдачи дать не может. Как бы мы не объясняли, что за себя нужно уметь постоять - все бесполезно. В этом году мы идем в школу, и я серьезно за него переживаю, чтобы он не стал там изгоем. Подскажите, пожалуйста, что нам делать?
Ответ: Вы пишите, что сын может стать изгоем, но в то же время характеризуете его как общительного, незастенчивого, активного. Вполне возможно, благодаря своим качествам он хорошо уживался в детском коллективе в саду и легко найдет свое место среди одноклассников в школе. Скорее всего, мальчик сам не видит проблемы, поэтому и не следует вашим советам. Либо имеет внутренние психологические проблемы (например, страх быть отвергнутым), которые формируют его поведение именно таким образом.
Вопрос: Ребенку 7 лет. Воспитывается одной мамой. Ребенка балуют и бабушка, и мама, беспрекословно слушается только деда. Очень беспокоят вспышки агрессии. Если у него что-то не получается с первого раза, всё летит в разные стороны, он кричит, топает ногами, плачет. На улице дерётся с детьми. Разговоры с ним по поводу его поведения не помогают. Что делать?
Ответ: То, что и мама, и бабушка балуют ребенка, может сильно сказаться на поведении ребенка, в том числе и влиять на появление агрессии. Чрезмерно мягкое и опекающее воспитание не дает ребенку возможность научиться принимать отказы и неудачи. У ребенка формируется представление, что весь мир для него и он может получит все, что захочет.
Но агрессия может быть также вызвана и массой других факторов, повышенной тревожностью.
Вопрос: Ребенку 3 года, когда я задаю ему вопрос, он иногда отвечает этим же вопросом, т.е. его ответ содержит мой вопрос обращенный к нему. Ребенок очень умненький, любознательный, мы с 1,5 лет считаем до 10, знаем стихи, английские слова, память невероятная. Объясните, пожалуйста, в чем дело? Это серьезно, или не стоит обращать на это внимания?
Ответ:Скорее всего, ничего страшного не происходит. У малышей еще нет внутренней речи, то есть они не умеют думать про себя, а все проговаривают вслух. Возможно, чтобы ответить на ваш вопрос, ребенку необходимо лучше обдумать его, а самый простой способ обдумывания в этом возрасте - повторение услышанного в том или ином виде. Если других трудностей и странностей у малыша вы не наблюдаете, то вряд ли есть повод беспокоится.
Вопрос: Девочке 5 лет. Воспитывается мамой.Помогают бабушка и дедушка. Поведение ребенкаиногда выходит за рамки приемлемого в семье: грубит, кричит, плюется...чаще всего вспышки агрессии не обоснованы (причиной для нее является просьба надеть домашние тапки или причесаться и т.п.)... ищем способы для разрешения конфликтов. Единственное тяжело дается найти общее решение... так у родителей свое мнение... сама не сторонник тумаков и ремня, также и бабушка с дедушкой... помогите советом... очень переживаем... хочется мира и спокойствия.
Ответ: Возможно, ключевой фразой в вашем письме является «тяжело дается общее решение». Если воспитанием ребенка занимаются несколько взрослых, для формирования каких-либо правил и норма поведения просто необходимо, чтобы они придерживались согласованной и понятной для ребенка воспитательной линии. Правила в семье должны быть четко определены и требовать от ребенка их исполнения должны все значимые взрослые.
Второй важный момент, о котором вы упоминаете в письме – агрессия. Она может быть как следствием, так и причиной конфликтов в семье.
Вопрос: Моему сыну 7 лет, недавно он поправился немного и стал стеснятся себя, не ходит в бассейн. Мы слышали, как мальчик назвал его толстым. Как помочь ребенку не комплексовать?
Ответ: Появление подобного рода комплексов часто бывает связано с неуверенностью в себе. Необходимо формировать у ребенка общее положительное ощущение себя, учить видеть его свои сильные стороны характера, привлекательные черты внешности. Успешность и социальный статус среди сверстников в данном случае тоже играет большую роль, обратите внимание на эти факторы, так как ваша проблема может быть лишь видимой верхушкой айсберга.
Вопрос: Ребенку 1,5 года. До 6-ти месяцев он был очень спокойным и мирным, а после стал очень вредным и капризным от мамы не оторвать и постоянно плачет.
Ответ: Учитывая возраст малыша, вам сначала стоит обратиться к неврологу.
Вопрос: Когда моему сыну было 8 мес. (а сейчас ему 1,5 года), я пошла на работу.С ним практически все время проводила моя бабушка, и даже ночью он стал спать с ней, и спит до сих пор. Я поняла, что уделяла ему мало внимания, и хотела все изменить, но сын всячески отталкивает меня, тянется к бабушке или мужу (хотя муж проводил с ним не больше времени, чем я), когда ложиться спать, надо чтобы была бабушка рядом… Когда утром встает, если откроет глаза и первой увидит меня-начинает плакать.. если она уходит из дому не на долго, через 15-20 мин начинает хныкать и искать ее.. кормит тоже его бабушка, со мной он практически не ест ничего, убегает... уйти с работы я не могу уже, но хочу вернуть внимание и любовь ко мне, возможно ли это (при том, что я по-прежнему буду работать)?
Ответ: Для маленького ребенка (примерно, до трех лет) очень важно, чтобы был взрослый, который постоянно рядом. Такой человек является как бы гарантом безопасности и стабильности мира, и для малыша нет разницы, будет ли это мама, бабушка или кто-то еще. Скорее всего, ваш выход на работу был очень резким для ребенка, и он теперь боится потерять другого взрослого, находящегося рядом. Проводите больше времени с сыном именно в игре, прогулках, но совсем не обязательно делать это вместо бабушки, когда у малыша возникает ощущение потери, а лучше - вместе с бабушкой. Также можно проговаривать, что бабушка скоро придет, что она про него помнит и уже скучает по нему, хотя только что ушла. Постарайтесь сейчас просто понять вашего малыша и будьте рядом столько, сколько возможно. И настройтесь на то, что до трех лет для сына самым значимым, скорее всего, будет тот, кто больше всего проводит с ним времени - это нормально.
Вопрос: Ребенку 4 года. Три недели назад начали ходить в детский сад. Но он отказывается туда ходить, дерётся с воспитателями, если его оставляешь и просто уходишь, он сидит в раздевалке в уголке и плачет. Перестал проситься в туалет.Два дня подряд прихожу его забирать, а он сидит в углу, плачет и весь мокрый. Подскажите, что делать??? Как нам начать ходить в садик, если он даже со мной отказывается заходить в группу.
Ответ: Время и тяжесть адаптации у разных детей разная, бывает и такое трудное привыкание к саду, как у вас, адаптация, оно может продолжаться до полугода. Есть также дети, которые вообще не могут привыкнуть к саду, они не перестают плакать, отказываются от еды, не играют с другими детьми и через месяц, и через два, и через полгода. Либо такие дети начинают все время болеть порой по непонятным причинам (например, утром высокая температура, а как только отменили садик - температура снижается и ребенок абсолютно здоров).
Не очень понятно, почему вашему сыну разрешают сидеть в раздевалке, и с кем он там находится. Персонал сада не имеет права оставлять ребенка одного ни на минуту, а тем более на два часа. Пока ваш сын в коридоре, он никаким образом не продвигается в своей адаптации. Находясь в группе, ребенок видит других детей, игрушки, занятия и вольно-невольно становится, если не участником, то хотя бы зрителем, постепенно включаясь в процесс.
В вашем случае стоит, даже не заходя в группу, быть с сыном вместе. Можно договориться с воспитателями, чтобы вместе с сыном приходили на прогулки и начать привыкать к детям и воспитателю только в то время, когда не надо быть в помещении. Можно попробовать не уходить и сидеть вместе с ним в раздевалке, но тогда ваша задача постоянно быть в курсе того, что происходит в группе, сообщать об этом сыну, рассказывать о том, как там здорово и предлагать ему посмотреть.
Кроме того, в 4 года ребенок уже должен быть отделен от мамы. У вас этого отделения почему-то не произошло и это может быть сильным доводом, чтобы обратится к психологу и скорректировать свои отношения с сыном таким образом, чтобы он меньше зависел от мамы.
Вопрос:. Ребенку 3 года.Упорно отказывается самостоятельно есть. Он умеет обращаться со столовыми приборами и может сам начать есть, но потом вспоминает и говорит: «мама корми меня». Я пробовала не поддаваться, но он все равно не ест и устраивает голодные истерики. Как нам быть?
Ответ: В вашем сообщении очень мало информации, чтобы утверждать что-то однозначное. То, что вы описываете похоже на проявление власти и попыток ребенка быть главным. Но это может быть и что-то другое. В зависимости от причины может быть разный ответ на ваш вопрос. Если это все-таки вопрос расстановки приоритетов, то важно найти способ настоять на самостоятельном приеме пище. Если что-то другое (предположить можно многое: страх подавиться, стремление оставаться маленьким, способ убедиться в маминой любви и пр.), то надо сначала работать с причиной.
Вопрос: Ребенку 7 лет. Очень долго спал с нами в кровати. Теперь 3 месяца назад переложила отдельно. И возникли проблемы: ночью часто просыпается и сидит, либо к нам подходит, либо идет к старшей сестре в другую комнату. Походит, посидит и потом, когда ему скажешь «спи» - он засыпает. Ни в какую не хочет спать сам. Говорит, ему снятся страшные сны. А когда спит с нами, то не просыпается ни разу и ничего страшное ему не снится. Подскажите, как быть?
Ответ: Ваш сын привык засыпать с вами, в вашей кровати ему уютно и безопасно, ему не хочется менять данную ситуацию и он всеми силами сопротивляется. Так как вы уже начали процесс отделения и привыкания к автономному ночному сну - не останавливайтесь. Не позволяйте ребенку снова начать спать с вами. Когда сын приходит ночью - проводите обратно в его кровать и, если необходимо, побудьте рядом пока не заснет. Во время совместного сна родители, которые всегда были рядом, являются своеобразным гарантом того, что ничего страшного не случится. А когда ребенок начинает проводить ночи один, он на какое-то время теряет ощущение безопасности во время ночного отдыха. И здесь действительно есть место возникновению различных страхов и кошмаров. Поговорите с сыном, постарайтесь найти способ, который поможет ему с ними справиться. Иногда бывает достаточно оставленного включенным ночника, присутствия кого-либо во время засыпания или игрушки-оберега, которая "не позволит" обидеть малыша пока он спит. Не сможете найти выход из ситуации самостоятельно - приходите на прием к психологу. Также можно пытаться замотивировать сына на самостоятельный сон. Это могут быть и материальные вещи (например, наклейки за каждую проведенную в своей кровати ночь), и различные проявления морального одобрения (возможность самому выбрать постельное белье, формирование ощущение взрослости и т.п.).
Вопрос: Ребенку 1,5 года. Она боится ходить. И не хочет ходить в горшок.
Ответ: Многие дети испытывают страх ходьбы. Ползая, они точно могут контролировать свое тело и чувствуют свою устойчивость. Ходьба требует большей ловкости, развитого равновесия и падение с высоты собственного роста может быть довольно болезненным, - дети все это понимают или скорее даже ощущают. Положительный опыт ходьбы, накапливаясь постепенно, приведет к тому, что ребенок сможет преодолеть свой страх, и в конце концов научиться передвигаться на двух конечностях, а не на четырех. Здесь важно предлагать, не настаивая и все время подбадривать. И еще - не акцентировать внимание на падениях. С горшком история более сложная. В этом вопросе может быть много нюансов. В любом случае, проблемы с горшком у ребенка до трех лет - это нормально. Общая рекомендация на этот счет такая же, как с ходьбой: не настаивать. Главное, чтобы ребенок понимал предназначение такого важного предмета как горшок, он должен быть в свободном доступе для ребенка, одновременно с этим он может быть использован только по назначению, игры с данным предметам нежелательны, похвала за умение правильно отправлять естественные надобности обязательна. Если идет протестная реакция - вообще убрать из поля зрения конфликтный предмет и "забыть" о нем хотя бы на неделю, потом вернуть и попробовать снова.