Специфика индивидуального сопровождения ребенка с умственной отсталостью педагогом-психологом
Учащиеся с умственной отсталостью требуют особого подхода в работе психолога и других специалистов, работающих с ними.Обучающиеся с умственной отсталостью овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках, во время выполнения работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика индивидуального сопровождения ребенка с умственной отсталостью педагогом-психологом
Обучающиеся с умственной отсталостью овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках, во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт для них недоступно. Обучающимся требуется четкое, неоднократное объяснение при выполнении любого задания. Помощь в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание принимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, искажением смысла. Обучащиеся не понимают смысла арифметических действий. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях .
Правила поведения специалиста
1. Думать о своих отношениях с детьми, выстраивать их.
2. При организации педагогического общения исходить не только из педагогических целей и задач, не исключать интересы ребенка.
3. Свою речь акцентуировать на конкретного ребенка или группу ребят.
4. Не ограничиваться только собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.
Схема обследования ребенка.
Она включает в себя следующее.
1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, моторики). Могут использоваться методики диагностики интеллекта Талызиной, Амтхауэра, Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.
2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.
Используются различные методики, диагностирующие уровень развития восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания. Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий, степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны взрослых.
Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить психокоррекционную работу.
3) Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы. Используются косвенные методики диагностики мотивации учения: метод наблюдения, свободная беседа с учеником, беседа с родителями, учителями. Прямые методики: беседа-интервью, методики "Лесенка уроков", "Лесенка побуждений", сочинение на тему "Моя жизнь в школе". Проективные методики: рисуночная, составление расписания на неделю (С.Я. Рубинштейн), методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда.
Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А.И. Липкиной "Три оценки".
4) Проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на чтение, письмо, решение задач. Психолог может получить эту информацию от учителей по результатам контрольных срезов.
5) Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности:
- кто занимается с ним, как много, какие приемы использует;
- анализируется стиль семейного воспитания в целом, роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию).
6) Изучается предыстория:
- собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили;
- выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка;
- что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологической консультации.
Коррекционные и развивающие занятия
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников.
В соответствии с требованиями ФГОС для умственно отсталых обучающихся целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемусяпомощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Организация и проведение развивающих занятий
Любое развивающее занятие может проводиться по времени в двух вариантах.
Вариант 1. Занятие проводится 20 минут;
5 - 7 минут - обсуждение задачи-образца, дача инструкций;
10 минут - самостоятельная работа ребенка;
3 - 5 минут - проверка ответов к заданиям.
Вариант 2. Этот вариант более продолжительный, когда используется небольшая коррекционная программа, составленная из ряда упражнений. Занятия можно проводить индивидуально. Для проведения занятий выделяется специальное время. Эффективна частота занятий 2 раза в неделю. Занимаясь с детьми, необходимо помнить, что обучение проводится в игровой форме, интересно, увлекательно, не вызывая утомления.
Условия эффективности коррекционного воздействия при проведении занятий.
Для ребенка необходима атмосфера доброжелательности, безусловного принятия, что способствует формированию у ребенка позитивной Я-концепции. Ребенок, убежденный в том, что у него все в порядке, не склонен преуменьшать своих потенциальных возможностей и охотно принимает участие в занятиях.
Необходимо ставить перед ребенком реалистичные цели, требующие определенных усилий с его стороны, но не превышающие действительные возможности ребенка во избежание повышения тревожности, снижения самооценки. Во время занятий необходимо подбадривать детей, нацеливать на успех, вселять уверенность в своих силах.
Цель надлежит ставить так, чтобы мотивировать ребенка к ее достижению. Последующие занятия строить таким образом, чтобы они были реалистичны по отношению к прежним результатам. Цель должна быть такая, чтобы успех был возможен и чтобы его можно было подкреплять далее. Это способствует восприятию ребенка себя как более успешного.
Оценка результатов занятий должна основываться на сравнении с предыдущими результатами, а не на основании "нормативов". Обучающегося целесообразно поощрять, заполнять индивидуальные карточки, в которых он будет отмечать прогресс в своих достижениях, независимо от того, насколько он мал.
Ошибки ребенка не должны вызывать досады и раздражения. Цель развивающих занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому и ошибки детей являются следствием поиска решения, а не показателем недостаточной отработки какого-то навыка. .
Систематические занятия с ребенком способствуют развитию у него познавательных интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Индивидуальная коррекционная программа составляется на основе имеющихся трудностей в обучении и форм их проявления с учетом потенциальных возможностей ребенка.
Содержание программы индивидуального сопровождения школьника с умственной отсталостью
Цель: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Задачи:
- обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
В структуре занятий выделяются:
Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
• развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
• восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
• восприятие пространства;
• восприятие времени;
• восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
• кинестетическое и кинетическое развитие;
• тактильно-двигательное восприятие;
• развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
• развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Особое внимание уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании. Программа предусматривает развитие и воспитание в различных видах деятельности (игра, изо-деятельность, аппликация и т.д.), что взаимно обогащает, вызывает у ребенка положительные эмоции, учит управлять собственным поведением. Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения учащимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную. Коррекционные занятия проводятся во второй половине дня по специально составленному расписанию.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
• функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
• игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная "тропа" для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
• оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио- и видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
• разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).
Особенности коррекционно-развивающей программы:
- создание положительной психологической атмосферы;
- задания выполняются в игровой форме;
- отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
- для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий, но на более высоком уровне трудности.
Занятия по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной форме. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки обучающегося, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей ребенка.
Рекомендации педагога-психолога учителю:
1. Учитель должен помнить, что процесс обучения ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учитель должен использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.
Учителю следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
Рекомендации родителям:
1. Поддерживайте в ребенке стремление учиться. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут ребенку подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
6. Поддерживайте в своем ученике в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.