Конспект игрового занятия по психологии с детьми группы дошкольного возраста, разновозрастная, с нарушением опорно-двигательного аппарата от 3 лет до 5 лет (10 – часового пребывания) Тема: «Я и моя семья»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 30»
Конспект игрового занятия по психологии
с детьми группы дошкольного возраста, разновозрастная,
с нарушением опорно-двигательного аппарата
от 3 лет до 5 лет
(10 – часового пребывания)
Тема: «Я и моя семья»
Педагог – психолог
Ольга Анатольевна
Буркина
г. Новомосковск
март 2016 год
Цель: Воспитывать любовь и уважение к семье, формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
План.
1. Психогимнастика «Я твой друг»
2. Упражнение «Кто я?»
3. Упражнение «Генеалогическое древо»
4. Физкультминутка «Домовой»
5. Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»
6. Игра «Хорошо - плохо»
7. Пальчиковая гимнастика «Семья»
8. Упражнение на развитие графических навыков «Шарик»
9. Гимнастика для глаз «Сундучок со сказками »
10. Упражнение «Назови ласково»
11. Логоритмика «Улыбка»
12. Рефлексия
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять у воспитанников представления о членах семьи.
- Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки.
- Развивать выразительность речи.
- Упражнять детей в определении старшинства по возрасту людей, определять возраст человека, изображенного на картинке и обосновывать свой вывод, отличая возрастные изменения во внешности людей
- Совершенствовать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.
- Развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей
- Формировать навыки социального поведения
Коррекционно-развивающие задачи:
- Формировать слуховое и зрительное внимание, зрительную память.
- Развивать мышление, воображение.
- Корректировать общую и мелкую моторику; зрительно-двигательную координацию.
Коррекционнно - воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство любви к членам семьи, желание заботиться о них.
- Совершенствовать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение спокойно общаться.
- Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.
Материал:
Демонстрационный: презентация к занятию, музыкальное сопровождение, Раздаточный: распечатанные деревья; картинки с изображением людей разного возраста, цветные прищепки, воздушные шарики и фломастеры по числу детей, световой планшет для песочной терапии.
Организация и методика проведения
У доски:
Психолог.
- Здравствуйте, дети! К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей. (Ответы детей)
- А теперь встаньте в круг, образуем хоровод и поприветствуем друг друга.
1. Психогимнастика «Я твой друг»
Собрались все дети в круг (дети встают в круг).
Я – твой друг (показывают на себя),
и ты – мой друг (жест от себя).
Крепко за руки возьмемся (взявшись за руки делают взмахи).
И друг другу улыбнемся (улыбка).
Психолог: Подарите улыбку друг другу. Подарите улыбку нашим гостям. Как, замечательно мы с вами улыбаемся.
Дети сегодня у нас в гостях - волшебный экран, интересно какого гостя он нам покажет? (слайд 2)
Психолог:
- Дети, посмотрите, кто к нам пришел в гости?
- Правильно, это домовенок Кузя. Он живет в семье девочки Наташи, но он не знает, что такое семья. Дети, давайте поможем Кузе разобраться, что такое семья?
Вопросы:
Что такое семья? (-Когда близкие люди живут вместе. Когда они помогают друг, другу и заботятся друг о друге. Это родственники.)
Кто входит в твою семью?
2. Упражнение «Кто я?»
(выполняется сидя в кругу)
Психолог: Дети, Кузя хочет узнать, а кто вы в своей семье.
Я мама, а ты мне кто? Ребенок, передавая мяч обратно педагогу-психологу отвечает: сын (дочь)
Аналогично – папа, дедушка, бабушка
«Я внучка, а ты мне кто?», «Кому ты дочь?», «Кто тебе мамина мама?», «Кто ты сестре?» и т.д.
Молодцы. Домовенок благодарит вас на ответы, и приглашает пройти за столы.
Сидя:
3. Упражнение «Генеалогическое древо» (слайд 3)
Психолог: Друг Домовенка Кузи – Леший скачал, что семья похожа на дерево. Бабушки и дедушки это корни, потому-что они долго живут на белом свете. Их дети, это ваши мамы и папы – это ветви. Они держат самую молодую часть – листочки – это вы.
Задание: Выложите на изображении дерева. Вашу семью.
Вопросы:
Где расположены бабушки и дедушки? (мамы и папы, дети)
Почему вы положили дедушку и бабушку вниз?
Как, дети, вы расположили членов семьи?
(слайд 4)
4. Физкультминутка «Домовой»
В нашем доме появился новый член семьи.
(Шагаем на месте)
Как-то сразу появился, что ни говори.
(качаем головой из стороны в стороны)
Всё в квартире вверх ногами, вещи кувырком,
(тянутся вверх)
Он повсюду вместе с нами будоражит дом.
(прыгают на месте)
То уронит на пол стулья,
(наклоны вперед)
То собьёт палас,
(ходьба на месте с прочесыванием)
Но любой из нас тоскует без его проказ.
(плечи вверх и вниз)
5. Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»
Психолог: Дети, домовенок Кузя большой проказник. Он разорвал подушку, перья разлетелись по дому и опустились на ваши столы. Что продолжить играть надо сдуть перья. Возьмите палочки в руки и подуйте на перышки.
6. Игра «Хорошо - плохо»
Психолог: Дети, Кузя мне сейчас сказал, что хочет узнать у вас о поступках людей. Я буду называть вам поступки, а вы, если поступок хороший - улыбнитесь, если плохой – нахмурьтесь.
(Психолог называет поступки: ссориться, помогать другим, драться, мириться, здороваться при встрече, хвастаться, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить приятные слова, быть вежливым, грубить, уступать).
Какие вы внимательные! Теперь и Кузя знает, как себя нужно вести, чтобы никого не огорчать.
(Слайд 5)
Психолог: Ох, дети посмотрите, заскучал наш домовенок. Наверное ему грустно от того, что он один такой на белом свете. Предлагаю нарисовать ему семью домовых. Но сначала подготовим наши пальчики.
7. Пальчиковая гимнастика «Семья»
Я люблю свою семью
Маму, папу я люблю
Люблю деда и бабусю
И щенка и кошку Мусю!
Всех кого я так люблю
(выполняется прищепками)
Имеют право на семью.
(хлопки в ладоши)
8. Упражнение на развитие графических навыков «Шарик»
Задание: Нарисуйте на воздушных шариках домовят.
Вопросы: Дети, кого вы нарисовали?
Психолог: Дети покажите Кузе какие замечательные домовята у вас получились. Предлагаю поселить их в доме у наших гостей.
На ковре
9. Гимнастика для глаз «Сундучок со сказками » (слайд 6)
Психолог: Дети посмотрите на экран, Кузя принес нам сундучок со сказками и предлагает выполнить гимнастику для глаз. Последите глазами за полетом сказочной бабочки.
10. Упражнение «Назови ласково»
Психолог: Дети, Кузя принес к нам за занятие «Ласковое солнышко».
Задание: подойдите к песочнице и дорисуйте лучики солнышку. Назовите ласково членов своей семьи.
Дети: мамочка, мамулечка, папа, папочка, бабулечка, бабуленька, дедушка, дедуленька, братик, сестричка и т.д.
(слайд 7) Посмотрите на экран, Кузя счастлив, что узнал, что такое семья! Он улыбается. Давайте вместе с Кузей споем про улыбку.
11. Логоритмика «Улыбка»
От улыбки станет день светлей
(показывают улыбку руками)
От улыбки в небе радуга зажжется
(радуга над головой)
Поделись улыбкою своей
(руки от сердца к детям)
И она к тебе не раз еще вернется
(руки на пояс, приседания)
И тогда наверняка, вдруг запляшут облака
(движение «ковырялочка»)
И кузнечик запиликает на скрипке
(движение игры на скрипке)
С голубого ручейка
(горизонтальные волнообразные движения руками)
Начинается река
(вертикальные волнообразные движения руками)
Ну а дружба начинается (пожимание рук) с улыбки (показываем улыбку)
12. Рефлексия
Психолог: Дети, о чем мы сегодня беседовали? (о семье)
Что рисовали? (ласковое солнышко)
Психолог. Предлагаю закончить нашу встречу аплодисментами и словами спасибо.