Психолого - педагогический консулиум "Проблема адаптация учащихся 5-х классов и пути преодоления трудностей"
В данной презентации, описаны трудности адаптации пятиклассников, результаты диагностики "Рейтинг "Мои чувства в школе", рекомендации педагогам, работающих в 5-х классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
непривычное расписание (новый режим); Непривычное расписание (новый режим); очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); много новых кабинетов; новое здание средней школы; новые дети в классе (или я сам новенький); новый классный руководитель.
Возросший объем работы, как на уроке, так и дома; новые, непривычные требования к оформлению работ; возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней; усталый, утомленный внешний вид ребенка.
не умеют применять правила, хотя знают формулировку; с трудом решают математические задачи; в письменных работах пропускают буквы; плохо владеют умением пересказа; неусидчивы во время занятий, индивидуальной работы; невнимательны и рассеяны; не умеют работать самостоятельно; некоторые учащиеся с трудом понимают объяснения учителя; постоянно что – то и где – то забывают; плохо ориентируются в пространстве (в том числе и в тетради); испытывают страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний; часто меняют приятелей, ни с кем не дружат подолгу; бывают одиноки.
5 «а»класс наибольший интерес среди школьных предметов - физкультура (83%), математика(72%), информатика (61%), трудовое обучение (61%); средние показатели – русский язык, история; менее интересны учащимся: калмыцкий язык, русская словесность. 5 «б» класс наибольший интерес среди школьных предметов - трудовое обучение (70%), русский язык (70%), физкультура (58%); средние показатели – математика, английский язык, история; менее интересны учащимся: калмыцкий язык, русская словесность, природоведение, музыка.
Рейтинг «Мои чувства в школе» Я испытываю в школе 5 «а» Я испытываю в школе 5 «б» Радость 77% Радость 94% Желание приходить сюда 72% Уверенность в себе 76% Уверенность в себе 66% Усталость 76% Усталость 61% Симпатию к учителям 70% Благодарность 55% Желание приходить сюда 67% Спокойствие 50% Спокойствие 67% Беспокойство 44% Благодарность 58% Обиду 33% Страх 41% Раздражение 33% Раздражение 41% Скуку 33% Тревогу за будущее 45% Симпатию к учителям 27% Беспокойство 29% Сомнение 22% Сомнение 17% Страх 22% Обиду 17% Неудовлетворенность собой 22% Чувства унижения 17% Тревогу за будущее 16% Скуку 11% Чувство унижения 11% Неудовлетворенность собой 11%
Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми: 1. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими»учеников –до первого сентября. 2. Дети не знают имена новых учеников – на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс в неформальной обстановке. Можно организовать совместную деятельность. 3. Дети не знают имен учителей – на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество. 4.Чтобы знакомство прошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запоминали имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.
Меры, способствующие организации работы в классе: 1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников). Вспомнить методы работы с ними. 2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету. 3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам. 4. Учителям – предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей. 1. В течение первой недели учебного года провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений. 2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ними всех учеников. 3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену. 4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например: а)обязательные дисциплинарные требования (правила); б)организация учебного процесса; в)отношения между детьми; между учителем и ребенком.
5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказывать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник – классный руководитель или учитель – предметник. 6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождениях одноклассников, именах и отчествах их родителей. 7. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса. 8.Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками.