ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. Признаки. Причины. Симптомы проявления. Игры для СДВГ
Гиперактивность - такое состяние, когда возбудимость преобладает над торможением сверх нормы, т. е. активность человека превышает норму.
Признаки:
- эмоциональная лабильность;
- неуравновешенность нервной системы;
- нарушение речи, слуха;
- нарушение сосредоточения внимания;
- изменения на уровне нервной системы;
- изменения на ЭЭГ (электроэнцефалограмма);
- общие нарушения координации;
- неусидчивость.
Причины (лёгкая мозговая дисфункция):
- внутриутробные (приём лекарств, заболевания матери, неблагориятные экологические условия);
- родовые (родовая травма);
- послеродовые (болезни ребёнка: менингиты, осложнения от ОРВИ; сильные отравления и т. д.);
- нарушение созревания нервной системы;
- скука;
- тревога, депрессия;
- психические заболевания;
- дефекты воспитания (дефицит внимания).
С возрастом процессы торможения укрепляются и усиливаются, поэтому с гиперактивность может сгладиться. Диагноз минимальная мозговая дисфункция (ММД) и лечение назначают врачи!
Симптомы проявления СДВГ у детей: (Симптомы наблюдать не менее 6 месяцев)
- Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
- Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
- Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
- Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.).
- Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
- Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
- С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
- Неумение играть тихо, спокойно.
- Болтливость.
- Мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей).
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг, и т.д.).
- Могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет специально приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Наличие у ребенка по крайней мере 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для диагноза «синдром дефицита внимания» (Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, 1994). Все проявления данного синдрома можно разделить на 3 группы: признаки гиперактивности (симптомы 1, 2, 9, 10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8, 12, 13) и импульсивности (симптомы 4, 5, 11, 14).
Игры для детей с гиперактивностью:
1. "Колобок"
Дать расшалившемуся ребёнку нитки или моток пряжи, сказать что это волшебный клубок и надо его намотать, чтоб успокоиться. Когда эта игра войдёт в привычку, ребёнок будет сам просить смотать клубочек.
2. "Запрещённое движение"
Взрослый показывает движения, которые ребёнок повторяет. После-выбирается одно движение, которое нельзя выполнять.
3. "Четыре стихии"
Ребёнок по команде взрослого выполняет определённые движения руками: земля - руки вниз, вода - руки вперёд; воздух - руки вверх, огонь - вращение руками.
4. "Найди отличие"
Ребёнок рисует картинку, отворачивается, взрослый дорисовывает что - нибудь, а ребёнок должен заметить, что изменилось.
5. "Археология" (игры с песком)
Закапыва и откапывать ручку ребёнка не дотрагиваясь до неё, если дотронулся, то меняться ролями.
6. "Послушай тишину"
Дети бегают по первому сигналу (бубен, колокольчик), по второму сигналу они должны быстро сесть и рассказать какие звуки они услышали.
7. "Говори!"
Взрослый говорит,что будет задавать вопросы, а дети должны ответить на них, НО только после команды - Можно!
8. "Несмеяна"
Выбирают Несмеяну, другие пытаются её рассмешить, надо продержаться не засмеявшись 15 - 20 сек.
9. "Лапки"
Взрослый даёт ребёнку возможность потрогать с закрытыми глазами какую - нибудь поверхность с разной шероховатостью, ребёнок пробует отгадать,ч то это за материал.
10. "Передай мяч"
Дети сидят на стульях или стоят, передавая друг другу мяч. Кто уронил - выходит из игры.