«Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первокурсников"
Программа нацелена на осуществление психолого-педагогических мероприятий, способствующих успешной адаптации обучающихся нового набора к образовательно-воспитательному процессу в ПОО, а также создание комфортной эмоциональной среды для начала успешной самореализации личности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа сопровождения адаптации | 34.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 70»
Рассмотрено на Методическом совете Протокол №__ «____»_______20____г. | Утверждаю: директор КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 70» ______________ Г.А.Чикильдик «____»______20____г. |
.
ПРОГРАММА «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА»
.
Составитель программы:
Осипова Т.Н., педагог-психолог
Ребриха, 2013
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к системе начального профессионального образования в КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 70» |
Цель программы | Осуществление психолого-педагогических мероприятий, способствующих успешной адаптации обучающихся нового набора к образовательно-воспитательному процессу в училище, а также создание комфортной эмоциональной среды для начала успешной самореализации личности обучающихся. |
Задачи программы | - формирование позитивных учебных мотивов; - обеспечение механизмов оптимизации периода адаптации в условиях нового учебного заведения с учетом психологических особенностей обучающихся-первокурсников; - создание благоприятного психолого-педагогического микроклимата в группах, установление и поддержание социального статуса обучающихся в новом коллективе; - взаимодействие с обучающимися и родителями, с целью предупреждений отклоняющегося поведения, преодоление трудностей в учебе, решение личностных проблем в адаптационный период; - раннее выявление и предупреждение возможных нарушений в период социализации личности обучающегося посредством психодиагностики и консультирования; -повышение психолого-педагогическую компетентность педагогов, обучающихся и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний; - выявление дезадаптированных обучающихся группы риска; - оказание консультативной или иной другой помощи по ликвидации проблемных ситуаций в микросреде обучающихся. |
Сроки реализации программы | 2013-2016 г. |
Этапы реализации | I –сентябрь-октябрь II –ноябрь-декабрь III –январь-апрель IV-май |
Ожидаемые результаты |
|
ФИО разработчика программы | Осипова Т.Н., педагог-психолог |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Формирование конкурентоспособного молодого специалиста, разносторонне образованного, нестандартно мыслящего, обладающего широким кругозором профессионала, граждански активного, духовно, нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности является важнейшей задачей, которая стоит перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования. С момента зачисления обучающихся в училище начинается работа по их адаптации к новой жизни.
Целью педагогического процесса в КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 70» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Первый год обучения в училище особенно труден для обучающегося. Переходный период от обучения в школе к обучению в системе НПО характеризуется значительными изменениями места юноши или девушки в системе доступных им отношений, да и всего образа жизни в целом. Поэтому организации работы с первокурсниками по их адаптации к обучению в училище должно быть уделено очень большое внимание.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса. Адаптация обучающихся к обучению в училище имеет свои особенности. Вхождение подростков в систему обучения училища, приобретение ими нового социального статуса требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у обучающегося снижается активность и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнять привычные для него виды деятельности.
Известно, что процесс адаптации к обучению в училище – явление весьма сложное. Выделяют две стороны адаптации обучающихся:
-профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
-социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.
Различают следующие формы адаптации первокурсников к условиям училища: адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления обучающихся к новому окружению, к структуре училища, к содержанию обучения в нем, требованиям к своим обязанностям;
-адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп первокурсников и интеграция этих же групп с окружением обучающихся в целом;
-адаптация дидактическая, касающаяся подготовки обучающихся к новым формам и методам учебной работы в училища. Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается "активный поиск себя".
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающихся к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в училище определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. Училищная жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в училище является залогом дальнейшего развития каждого обучающегося как человека, будущего специалиста. Для одних процесс адаптации протекает легко, безболезненно, другие обучающиеся еще долгое время после поступления не могут влиться в новый коллектив, усвоить новые требования и правила. Опыт работы показывает, что ряд факторов мешает успешной адаптации первокурсников к обучению в училище:
- недостаточная способность обучающихся к успешной самостоятельной работе с большим объемом учебной информации;
- большая учебную загруженность;
- низкий социальный статус в группе;
- несформированность социальной компетентности (неумение разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения, вступать в конструктивный диалог и т.д.).
Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы.
- ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации психолого-педагогических мероприятий, способствующих успешной адаптации обучающихся нового набора к образовательно-воспитательному процессу в училище, а также создание комфортной эмоциональной среды для начала успешной самореализации личности обучающихся.
Целью данной программы является организация помощи первокурсникам в более быстрой и успешной адаптации к училищным требованиям и нормам, а также создание комфортной эмоциональной среды для начала успешной самореализации личности обучающихся.
Задачи программы:
- формирование позитивных учебных мотивов;
- обеспечение механизмов оптимизации периода адаптации в условиях нового учебного заведения с учетом психологических особенностей первокурсников;
- создание благоприятного психолого-педагогического микроклимата в группах, установление и поддержание социального статуса обучающихся в новом коллективе;
- взаимодействие с обучающимися и родителями, с целью предупреждений отклоняющегося поведения, преодоление трудностей в учебе, решение личностных проблем в адаптационный период;
- раннее выявление и предупреждение возможных нарушений в период социализации личности обучающегося посредством психодиагностики и консультирования;
-повышение психолого-педагогическую компетентность педагогов, обучающихся и их родителей, используя различные формы и методы пропаганды психологических знаний;
- выявление дезадаптированных обучающихся группы риска;
- оказание консультативной или иной другой помощи по ликвидации проблемных ситуаций в микросреде обучающихся.
Итогом процесса адаптации обучающихся к училищу является состояние социально-психологической адаптированности, предполагающее самостоятельное и продуктивное выполнение учебных заданий, соответствие ролевым ожиданиям, предъявляемым группой. Прежде всего, это выражается в таких личностных образованиях, как самостоятельность, продуктивность учебной деятельности, осознание своих способностей и потребностей в учении.
3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Юность - важный этап развития умственных способностей: существенно развивается теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, которые предполагают проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Также характерной чертой обучающихся младших курсов является склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности, уровень знаний и самостоятельности.
Особенности интеллектуальной сферы личности прямо связаны со всеми другими ее подструктурами и личностью в целом. Развитие мышления создает предпосылки для формирования мировоззрения, устойчивость и мотивированность которого обеспечивает продвижение в личностном плане. В результате интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентаций происходит формирование жизненных планов, профессиональное самоопределение и становление активной жизненной позиции молодого человека.
Мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных разрозненных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл.
Центральное психологическое новообразование юношеского возраста - становление устойчивого самосознания и стабильного образа "Я". В это время отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других. У юношей формируется собственная модель личности, с помощью которой они определяют свое отношение к себе и другим. Причем в этом возрасте усиливается внимание к личностным, внутренним качествам людей, а внимание к внешности, одежде, манерам снижается.
Эмоциональная сфера в этом возрасте характеризуется периодическим переживанием неудовлетворенности жизнью, собой, другими людьми. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этих эмоциональных состояний на решение сложных и значимых для студента задач неудовлетворенность может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе.
В новых условиях жизни у молодого человека может возникнуть ложное ощущение свободы, которое обусловливается необходимостью самостоятельно организовывать свою работу и распределять собственные силы.
Существует также проблема установления межличностных контактов среди первокурсников. В новой среде по-новому происходит ролевое распределение, и в условиях другой системы отношений студенту приходится самостоятельно "отстаивать" свое положение.
4.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Промежуточные результаты:
1.Своевременное выявление дезадаптивных обучающихся.
2. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи в соответствии с выявленной проблемой.
3. Профилактические мероприятия, способствующие успешной адаптации.
4. Повышение психологической культуры педагогов и родителей в процессе сопровождения адаптации.
Итоговые результаты:
1.Снятие у обучающихся психологического напряжения.
2.Повышение у обучающихся уверенности в себе.
3.Сплочение групп и проживающих в общежитии.
4.Формирование готовности к самопознанию и самосовершенствованию.
5.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Адаптационная работа начинается с изучения индивидуально-психологических особенностей обучающихся нового набора. Проводятся тренинговые занятия на сплочение группы и проживающих в общежитии. Для первокурсников проводится вечер знакомства «Добро пожаловать, первокурсник!», психологические тренинги на адаптацию.
Проведение тестирований позволяет выявить психологические особенности личности обучающихся, лидеров в группе и студентов «группы риска», что способствует структурированию дальнейшей работы со всеми категориями обучающихся. В соответствии с результатами психологических исследований, наблюдения и бесед с обучающимися составляются психологические портреты обучающихся с рекомендациями для руководителей групп. Психологическая адаптация лучше всего осуществляется в коллективе, поэтому разрабатываются рекомендации для сплочения коллектива. В училище проводятся массовые психологические акции, в которые включаются и первокурсники.
Программа работы по психолого-педагогическому обеспечению адаптации рассчитана на весь первый год обучения. Осуществляется в соответствии с общим планом воспитательной работы училища. Результаты работы программы отражаются в соответствующих анализах и отчетах.
Работа по реализации программы осуществляется в 4 этапа.
Сроки реализации | Задачи |
I этап (сентябрь, ноябрь) | · определить индивидуально-личностные особенности первокурсников , - определить социометрический статус обучающихся и сплоченность нового коллектива, - изучить мотивацию учения, |
II этап (октябрь- декабрь) | · выявить основные проблемы адаптации обучающихся к новым образовательным условиям и указать пути их решения; - проведение занятий с элементами тренинга, направленных на сплочение и командообразование. |
III этап (январь, апрель) | · Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе. |
IV этап (Май, июнь) | - повторная диагностика уровня адаптированности и включения в группу; - изучение результатов психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников. |
6.СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этап | Сроки проведения | Содержание мероприятий | Методы (названия тестов, анкет, занятий) | Ответственные |
I этап | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Изучение инд.-личностных особенностей первокурсников | «Опросник Айзенка» «Самооценка психических состояний (Айзенка)» «Мотивация учения» | Педагог-психолог |
Изучение процессов адаптации и социального статуса первокурсников в группе | Опросник социализированности (Рожкова) Социометрия Метод определения соц. адаптации человека (А.Антоновский) | Педагог-психолог, кл.рук-ли | ||
II этап | Октябрь -декабрь | Тренинговые занятия на сплочение и командообразование | «Давайте познакомимся!» (4 занятия, в группах первокурсников) «Вместе мы команда» (10 занятий), для проживающих в общежитии | Педагог-психолог |
Выступление на пед.совете | «Адаптация обучающихся нового набора» | Педагог-психолог | ||
Консультирование руководителей групп по вопросам организации взаимодействия и способствования успешной адаптации первокурсников | МО руководителей групп, Инд.консультирвоание | Педагог-психолог | ||
Составление инд. и групповых планов психоразвивающей работы | Планы | Педагог-психолог | ||
III этап | Январь - апрель | Проведение инд. и групповой психоразвивающей работы | Согласно выявленным проблемам и «группам риска» | Педагог-психолог |
IV этап | Май, июнь | Повторная диагностика | «Самооценка психических состояний (Айзенка)» «Мотивация учения» Опросник социализированности (Рожкова) Социометрия Метод определения соц. адаптации человека (А.Антоновский) | Педагог-психолог |
7.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Показателями успешной адаптации являются низкий уровень тревожности, фрустрации и агрессивности, высокий уровень учебной мотивации, социометрический статус «предпочитаемого», «лидера» или «звезды» группы, выше среднего уровень социализированности и социальной адаптации.
Критерии оценки: | Метод оценивания: |
- уровень тревожности | «Самооценка психических состояний» (Айзенка) |
- уровень агрессивности | «Самооценка психических состояний» (Айзенка) |
- уровень фрустрации | «Самооценка психических состояний» (Айзенка) |
- уровень учебной мотивации | Мотивация учения |
- социометрический статус | Социометрия |
- уровень социализированности | Опросник социализированности (Рожкова) |
- уровень социальной адаптации | Метод определения соц. адаптации человека (А.Антоновский) |
Литература
1. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1.- С. 92-100.
2.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностик/ Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.. СПб., 2000.
3. Зотова,О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 1979. - С. 220.
4.Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов/ Грецов А., Бедарева Т. – СПб.: Питер, 2008.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Ильин Е.П. - СПб.,2000.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Овчарова Р.В. - М.,1996.
7. Психологический тренинг с подростками /Л.Ф. Анн.-СПб.,2003.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога./ Рогов Е.И. – М.,2001.
9.Романова Е.А., Малюнкин А.Б. Рабочая книга социального педагога./ Романова Е.А., Малюнкин А.Б. – М.,2002.