Тренинг личностного роста и креативности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Креативность – способность к творчеству, присущая от природы каждому человеку. Именно благодаря этому качеству, а точнее - комплексу особенностей интеллекта и разнообразных качеств и свойств человеческой личности мы имеем возможность ориентироваться в новых, непривычных обстоятельствах, при недостатке информации, находить продуктивные решения проблем, а также создавать нечто новое, оригинальное и изменять, улучшать старое.
Креативность хорошо поддается развитию и тренировке. При этом область деятельности неспецифична: творческие навыки, полученные в одной ситуации, легко переносятся на любые другие обстоятельства. Тем не менее, программа тренинга разделена на 4 тематических блока, охватывающих сразу несколько аспектов креативности, применимых в повседневной жизни людей нетворческих профессий.
По полученным нами данным, уровень креативности личности напрямую связан с уровнем самооценки. Исходя из этого, некоторые упражнения тренинга направлены непосредственно на повышение самооценки.
Цель тренинга: актуализация и развитие креативности.
Задачи тренинга:
1) Мотивирование участников на работу по развитию творческих способностей;
2) Формулирование каждым участником своей зоны ближайшего развития в области креативности;
3) Создание условий, максимально способствующих проявлению креативности, в частности - комфортной безоценочной среды в группе;
4) Формирование навыков нестандартного, творческого поведения;
5) Формирование положительной высокой самооценки;
6) Передача участникам психотехник по активизации креативности для использования их после прохождения тренинга.
Оптимальное количество участников – 7-12 человек.
Программа рассчитана на два тренинговых дня, по 7 часов каждый, с двумя 15-минутными перерывами и одним большим перерывом 40 мин. на обед.
Необходимые ресурсы: бумага А4, ручки, цветные мелки и карандаши, маркеры, ножницы, клей-карандаши, плотная альбомная бумага, достаточное количество иллюстрированных журналов, рулон светлых обоев, скотч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_treninga_kreativnosti.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Московская Открытая Социальная Академия |
Тренинг личностного роста и креативности. |
Автор-составитель Воробьева М.А. |
Москва, 2012 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Креативность – способность к творчеству, присущая от природы каждому человеку. Именно благодаря этому качеству, а точнее - комплексу особенностей интеллекта и разнообразных качеств и свойств человеческой личности мы имеем возможность ориентироваться в новых, непривычных обстоятельствах, при недостатке информации, находить продуктивные решения проблем, а также создавать нечто новое, оригинальное и изменять, улучшать старое.
Креативность хорошо поддается развитию и тренировке. При этом область деятельности неспецифична: творческие навыки, полученные в одной ситуации, легко переносятся на любые другие обстоятельства. Тем не менее, программа тренинга разделена на 4 тематических блока, охватывающих сразу несколько аспектов креативности, применимых в повседневной жизни людей нетворческих профессий.
По полученным нами данным, уровень креативности личности напрямую связан с уровнем самооценки. Исходя из этого, некоторые упражнения тренинга направлены непосредственно на повышение самооценки.
Цель тренинга: актуализация и развитие креативности.
Задачи тренинга:
- Мотивирование участников на работу по развитию творческих способностей;
- Формулирование каждым участником своей зоны ближайшего развития в области креативности;
- Создание условий, максимально способствующих проявлению креативности, в частности - комфортной безоценочной среды в группе;
- Формирование навыков нестандартного, творческого поведения;
- Формирование положительной высокой самооценки;
- Передача участникам психотехник по активизации креативности для использования их после прохождения тренинга.
Оптимальное количество участников – 7-12 человек.
Программа рассчитана на два тренинговых дня, по 7 часов каждый, с двумя 15-минутными перерывами и одним большим перерывом 40 мин. на обед.
Необходимые ресурсы: бумага А4, ручки, цветные мелки и карандаши, маркеры, ножницы, клей-карандаши, плотная альбомная бумага, достаточное количество иллюстрированных журналов, рулон светлых обоев, скотч.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
День 1.
- Знакомство, мотивация, разминки – 1 час.
- Блок I – «АКТИВ», 2 ч. 30 мин.
- Блок II – «Невербальная креативность», 2 ч. 30 мин.
День 2.
- Разминки, просмотр домашнего задания – 1 час.
- Блок III – «Вербальная креативность», 2 ч. 30 мин.
- Блок IV – «Медитатив», 2 ч. 30 мин.
- Подведение итогов, завершение работы – 30 мин.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
День 1.
- Знакомство, объяснение целей и задач тренинга, принятие общих правил, мотивация участников на работу, психогимнастические упражнения.
- Блок I – «АКТИВ». Упражнения, направленные на включение в работу, раскрепощение, сплочение группы.
- Блок II – «Невербальная креативность». Упражнения, направленные на развитие навыков визуализации, развитие образного мышления, с использованием арт-терапевтических методов (рисование, коллажи).
- Подведение итогов по дню, шеринг, домашнее задание.
День 2.
- Шеринг, просмотр домашних заданий, разминка.
- Блок III – «Вербальная креативность». Упражнения на словотворчество, анализ и трансформирование слов, рефлексию речевых образов.
- Блок IV – «Медитатив». Упражнения на самопознание, работа с ассоциациями, интуитивными решениями, техники активизации каналов восприятия.
СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГА
ДЕНЬ 1.
ПЕРВИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО, СБОР ОЖИДАНИЙ УЧАСТНИКОВ = 10 мин.
Ведущий: Здравствуйте! Давайте знакомиться, а затем я расскажу про цели, задачи и правила тренинга. Предлагаю по кругу представиться и поделиться с нами своими ожиданиями от тренинга, с чем вы сегодня пришли, какое у вас настроение, что хотели бы получить от сегодняшнего дня.
ОБЪЯСНЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ТРЕНИНГА = 10-15 мин.
Прекрасно, вот мы познакомились, сейчас познакомимся еще лучше. Расскажу о том, на что направлена программа нашего тренинга креативности. Креативность рассматривается нами как творческие способности, изначально присущие каждому человеку. Зачем нужно развивать креативность, для чего она нужна нам в повседневной жизни? Именно благодаря своим врожденным творческим способностям мы адаптируемся в жизни, подстраиваемся под меняющиеся условия, планируем свои действия, а также самореализуемся, самовыражаемся, создаем и меняем свою жизнь и влияем на жизнь окружающих.
Творчество – это не только искусство. Для того чтобы творить, не обязательно иметь талант. Творчество в повседневной жизни – это преобразование реальности, изменение мира вокруг нас, нашего жизненного пространства. Поэтому все мы творцы, и это стоит осознать и использовать. Многие полагают, что креативный человек – это тот, кто может создать нечто новое из ничего, из пустого места. Но это не так. Творчество в нашем мире – это процесс создания нового из имеющихся ресурсов. Перекомбинация, новый взгляд на привычное. Многие говорят: у меня недостаточно воображения, чтобы придумать такое, как некоторые гении. Интересный факт: психологами давно доказано, что воображение формируется в процессе творческого конструирования, а не наоборот. То есть сначала нужно начать делать, начать менять, пробовать, наблюдать, осознавать, и только тогда ваше воображение получит пищу для развития.
Еще один интересный факт: развивая креативность в каком-нибудь одном виде деятельности, мы автоматически развиваем свои творческие способности в целом. Таким образом, выполняя упражнения в нашем сегодняшнем тренинге, вы не просто учитесь тем конкретным вещам, которые подразумевают наши задания, а тренируете свою креативность в целом.
Непосредственные задачи нашего тренинга: в ходе занятий вы попробуете сформулировать свою так называемую «зону ближайшего развития» в творчестве. Что именно вы хотите развить? Что мешает на пути к достижению этой цели?
Теперь пара слов о Правилах, которые всем нам необходимо принять для плодотворной работы.
- Первое – правило активного участия. Это общее правило для любого тренинга. Возможно, в какой-то момент вы почувствуете, что упражнение, которое мы выполняем, «не ваше», как говорится – оно у вас «не пойдет». В таком случае, пожалуйста, попробуйте все-таки его выполнить, как получится, а затем при обсуждении расскажите о сложностях, которые у вас возникли.
- Второе – полное отсутствие критики. Здесь и сейчас мы имеем возможность в безопасной, комфортной обстановке попробовать выражать себя так, как захочется, как придет в голову. Принимайте любое высказывание, любую идею и действие остальных и сами старайтесь высказываться и действовать свободно. Здесь нет и не может быть неправильных ответов!
- Третье – мы не случайно собрались в группе. Учитесь друг у друга! Как я уже говорила, никто из нас не создает нечто из пустоты. Мы всегда используем чужие идеи и наработки. Итак, да здравствует плагиат! Хвалите друг друга за хорошие мысли и не стесняйтесь тут же ими пользоваться. Чем больше идей мы рождаем и отдаем, тем больше производим их в дальнейшем! Это как поток энергии – не давайте ему застояться.
- Четвертое правило, опять же, общее для любого тренинга – все, что происходит с нами здесь, остается между нами. Запомните это и не рассказывайте за пределами этих стен ничего, что касается не лично вас. Это важно для нашей безопасности на тренинге.
- Давайте договоримся, что в процессе тренинга будем называть друг друга на «ты», независимо от возраста или степени знакомства. Все согласны?
- Еще один момент, хочу спросить у всех вас разрешения сфотографировать вас несколько раз в процессе занятий. Это нужно Лере для защиты дипломной работы. Гарантируем полную анонимность тем, кто не учится в нашем институте, и обещаем, что эти фотографии нигде не будут распространяться.
Предлагаю провести первую разминку.
- Разминка «Образец креативности» (= 15-20 мин.)
(автор неизвестен, модификация В.Кандиновой)
Ресурсы: мел для тренера
Цели: продолжение знакомства, включение в тему тренинга, создание позитивного настроя, присоединение участников к их эталону креативности.
Инструкция: Вспомните, пожалуйста, человека, с которым Вы лично знакомы сейчас или были знакомы раньше и который на сегодняшний день служит для Вас образцом человека творческого, неординарного, нестандартного. Вам нужно проанализировать и выделить в вашем знакомом черты, которые для вас означают его высокую креативность. У вас 5 минут. (5 мин). Все готовы? Теперь по очереди назовите свое имя и скажите, какие качества, особенности поведения Вашего знакомого дают Вам основания считать его креативным, творческим, а я буду фиксировать эти качества на доске (тренер встает, идет к доске). Обратите внимание: нужно назвать свое имя и сразу перечислить качества, не рассказывая ничего больше. (Следим, чтобы не говорили ничего лишнего). Тренер при этом стоит у доски и фиксирует мелом названные признаки (не повторяющиеся).
Эти качества наша группа сформулировала, как наиболее характерные для креативной личности. Это наша область для работы и развития!
- Разминка «Любопытный ведущий»
(автор А.Грецов)
Ресурсы: не требуются.
Инструкция: Сейчас я назову букву, вам нужно будет ее запомнить. Затем я стану задавать вопросы каждому из вас, в случайном порядке. Ваша задача – как можно быстрее ответить мне на вопрос словом, начинающимся на загаданную букву. Вопросы и ответы могут сложиться в какой-то связный рассказ, а могут быть никак не связаны друг с другом. Самое главное – отвечать как можно быстрее! Когда кто-то из участников думает больше 1-2 секунд или называет слово не на ту букву, он становится ведущим, загадывает новую букву и задает всем вопросы.
Пример: я загадываю букву «К» и спрашиваю, например, тебя: кто? Ты сразу же отвечаешь – кот! Я тут же спрашиваю тебя (другого) – где? Ты тут же – в кафе! И так далее.
Игра длится около 15 минут, тренер объявляет «стоп».
Перерыв 15 мин.
БЛОК 1. «АКТИВ» (с 12:00 до 14:30) = 2,5 часа
Сейчас мы с вами проведем тренинговый блок под условным названием «Актив». Немного поиграем, поделимся друг с другом своим опытом, будет интересно. Итак, начнем!
- Разминка «Воображаемый предмет» (= 20 мин.)
(автор М.Кипнис)
Ресурсы: не требуются.
Внимание: играем молча! Никаких вопросов, никаких комментариев. Первый участник показывает нам невербально некий предмет, что-то с ним «делает» и «передает» следующему по кругу. Задача следующего участника – догадаться, что это был за предмет (молча!!!), принять его, проделать с ним какое-то другое действие, исходя из его возможных функций, и передать следующему. После того, как предмет обошел весь круг, каждый называет, что, по его мнению, он получал. Начать может сам тренер. (Например: первый участник показал руками круглый мяч и как будто бы постучал им об пол; второй участник решил, что это воздушный шар и показал, как тот улетает и т.п.)
Обсуждение: не требуется.
- Упражнение «Презентация конструкции» (45-50 мин.)
(автор неизвестен)
Ресурсы: непрозрачный пакет, не менее 18 мелких предметов.
Цели: тренировка навыка комбинирования элементов, работа в проблемной недирективной творческой среде, развитие способности к соединению идей и образов из разных областей опыта, тренировка умения понимать и принимать взгляд других участников.
Рассчитываемся на первый-второй-третий, делимся на 3 группы. Ведущий подносит к одному из каждой подгруппы пакет с мелкими вещами: один член группы должен набрать оттуда 5 вещей на ощупь.
Задача: сейчас в течение 20 минут каждая подгруппа должна собрать предметы в единую конструкцию (нужно обязательно использовать все 5 предметов и не использовать ничего, кроме них), придумать этому устройству название и минимум 5 функций, для которых оно может быть использовано. Подготовьте оригинальную коллективную презентацию своего изобретения.
По истечении 20 минут команда выступает с презентацией устройства. Оцениваются количество функций, их оригинальность, а также креативность самой презентации (что за вещь, для чего, должно появиться желание приобрести). Команда-соперник имеет право задать 3 уточняющих вопроса.
Победителя озвучивать не нужно, просто поаплодировать друг другу.
Обсуждение: насколько вы оцениваете свою включенность в работу? Удалось ли вам создать и продвинуть какую-то идею для общего дела? Какие возникали сложности?
- Упражнение «Драматический этюд» (40-45 мин.)
(автор А.Грецов)
Ресурсы: два листа с заготовленными наборами слов.
Цели: развитие умения генерировать ассоциации, объединять разрозненные фрагменты информации единым сюжетом, тренировка экспрессии и командной работы.
Участники разбиваются на две команды. Каждая подгруппа получает набор из 8-10 слов, не имеющих логической связи между собой (напр. «бумага», «медведь», «асфальт», «небо», «коробка», «полотенце» и т.п.) Задача каждой из подгрупп – придумать сюжет, в котором эти слова оказались бы объединены единым действием, и продемонстрировать драматический этюд по этому сюжету (15 мин. на подготовку). В процессе демонстрации этюда можно разговаривать и озвучивать «воображаемые» предметы, называть героев. После завершения показа можно прочитать изначальный список слов.
Обсуждение: как вам показалось, какие навыки мы сейчас развивали? Какие есть соображения, для чего нам могут в жизни пригодиться эти умения? Примеры.
(Если предположений мало, объясняет тренер: умение сочетать несочетаемое – один из главных инструментов творчества. Все мы пользуемся уже существующими ресурсами – словами, знаками, красками, нотами, звуками, и всё, что мы делаем – это перекомбинируем их так, как этого еще не делали до нас, или делали очень редко.)
- Упражнение « Три В» (40-45 мин.)
(автор неизвестен, модификация В.Кандиновой)
Ресурсы: листы А4, ручки.
Цели: поднятие самооценки, самоуважения, обмен творческим опытом, навык использования чужих идей для собственного творчества.
Сейчас вам нужно вспомнить и описать на бумаге ситуацию, за которую вы испытываете личную гордость. Какой-нибудь случай, когда вам удалось проявить свои творческие способности в наибольшей мере. Выйти из сложной ситуации оригинальным способом, создать своими руками или воображением некое произведение, улучшить, оптимизировать какой-нибудь процесс на работе, придумать необычный подарок, создать идею для праздника или вечеринки и так далее. Помимо описания самого случая, попробуйте описать, как именно вам пришла в голову такая идея. Брали ли вы с кого-то пример, переделали увиденное где-то, если придумали сами – каким путем, как вам кажется, вы пришли к этой мысли. Листок подписывать не нужно. (Дается 5-7 мин.)
Затем листки складываются и сдаются ведущему. Тот перемешивает их и раздает заново наугад. Если кому-то попался его листок – меняет.
Теперь ваша задача – прочитать полученную историю и написать к ней три «В»: одну важность, одно восхищение и одно вдохновление. Важность – это значение данного достижения, возможности его практического применения – помимо того, которое прямо указано в ситуации. Например, если кто-то придумал оригинальный подарок другу, то можно предложить изготавливать такие подарки для бизнеса, создать интернет-магазин. Восхищение – это ваша искренняя похвала креативности автора. Расскажите, чем именно вас восхитила эта идея. Вдохновление – это ваша собственная мысль, которая посетила вас в связи с прочитанным. Она может развивать поданную идею, а может касаться ее лишь косвенно. (Дается 15 мин.)
Затем зачитывание по кругу. Можно признаваться, чья ситуация к кому попала, а можно промолчать.
Обсуждение + завершающий шеринг по блоку: ваши впечатления от обратной связи других участников? Знали ли вы, какое на самом деле впечатление могут произвести ваши достижения? Что нового вы вынесли для себя из данного блока? (15-20 мин.)
ОБЕД = 40 мин.
БЛОК 2. «НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ» = 2ч 15 мин.
К моменту начала блока на стол выложены все необходимые ресурсы – мелки, карандаши, бумага, ножницы, журналы, клей.
Ведущий: второй блок нашей программы будет направлен на развитие образного мышления. Будем развивать навык визуализации – то есть перевода наших ощущений, эмоций, внутреннего опыта во внешний план с помощью создания зрительных образов. То есть порисуем, поклеим коллажи и тому подобное. Сразу предупреждаю вас: умение рисовать здесь абсолютно не требуется! Никто не будет оценивать ваши рисунки с точки зрения художественной ценности, смысл и цель у нас совершенно другие. (=5 мин)
- Разминка: Несуществующее создание (=15 мин.)
(автор неизвестен, модификация В.Кандиновой)
Ресурсы: листы А4, ручки.
Цели: активизация визуального воображения, опыт создания и наблюдения случайных образов, позволяющий расширить привычные границы восприятия.
В кругу. Всем по листу А4. Сложите листок пополам вот так (показать). Сейчас каждый рисует на верхней половине верхнюю часть какого-либо живого существа. Это может быть что или кто угодно, человек, животное, инопланетянин, мутант. Рисуем его строго до пояса, после сгиба даем намек, где должен быть продолжен рисунок, придумываем название нашему существу – оно должно быть оригинальным, необычным, дающим простор фантазии! Пишем это название в нижней пустой части листа, складываем так, чтобы сосед не видел верхней половины и передаем соседу слева от вас. Второй человек должен, ориентируясь на название, дорисовать нижнюю половину тела. На каждую половину дается по 5 минут.
После завершения каждый разворачивает получившийся у него рисунок, зачитывает название и показывает его всем.
Обсуждения скорей всего не будет, это упражнение разминочного характера, легкое и веселое.
- Упражнение «Метафорический рисунок» (25-30 мин.)
(модификация В.Кандиновой)
Ресурсы: листы А4 (лучше плотные), маркеры, фломастеры, цветные мелки, журналы, ножницы, клей-карандаши, скотч.
Цели: развитие образного мышления, визуализации, опыт интуитивного самовыражения.
Язык бессознательного – это символы, образы, метафоры. Их можно научиться расшифровывать, интерпретировать. А можно еще и не только понимать этот язык, но и говорить на нем, минуя контроль сознания, обращаясь напрямую к самым темным и неизведанным уголкам нашей психики. Для этого многие психологи используют сказки, в которых бессознательно улавливает скрытую символику и очень чутко реагирует на нее.
Очень глубокие и точные метафоры скрыты не только в сказках, но и в поговорках, пословицах, прижившихся в нашем языке выражениях, привычных мыслеобразах. Давайте сейчас выполним такое упражнение.
Рассчитайтесь на первый-второй-третий. Каждая тройка берет лист А4, в свободном доступе цветные мелки, журналы. Ваша задача – отобразить некий образ коллективного бессознательного, выраженный в таких метафорах:
1 – «Жизнь прожить – не поле перейти».
2 – «Чужая душа - потёмки».
3 – «Счастливые часов не наблюдают».
4 – «В тихом омуте черти водятся».
Задается время на выполнение: 15 минут.
Затем презентация, рассказ о рисунке.
- Упражнение-коллаж «Мои ресурсы» (25-30 мин.)
(автор В.Кандинова)
Следующее задание мы будем выполнять индивидуально. Перед вами довольно большое количество разных журналов. Сейчас вам нужно набрать себе из них картинок для создания своего коллажа. Тему я пока называть не буду. Старайтесь брать те фотографии, которые вам чем-то интуитивно приглянулись. Просто вырывайте нужные вам страницы и забирайте себе. У вас на это 5 минут.
После того, как все закончили набирать материал, тренер раздает каждому по плотному листу бумаги. В свободном доступе ножницы, клей и пр.
Теперь ваша задача – собрать из того, что у вас есть, коллаж на тему «Мои ресурсы». На это вам дается 20 минут. Это будет некий образ вашего внутреннего мира, та его часть, которая дает вам возможность творить и самовыражаться. Возможно, по ходу работы вы узнаете некоторые фигуры, которые окажутся на выбранных вами фотографиях. Это могут быть знакомые вам люди. Это могут быть ваши субличности, то есть какие-то части вас, в которых вы черпаете энергию и вдохновление. Может быть, это будет природа, музыка, какие-то бытовые предметы, которые помогают вам творить, создают настроение, подходящую обстановку. Решать вам!
Обсуждение: что у вас получилось? Как вы проинтерпретировали свою работу? Насколько выбранные вами фотографии соответствуют вашему представлению о том, что является для вас ресурсами в творчестве? (Тренер активно слушает, задает уточняющие вопросы, при необходимости пробует подвести итог («значит, получается, что возможно – ваш ресурс это ваш дом, уютная привычная комфортная обстановка?»), если кто-то говорит, что ничего не получилось - воспринимает это спокойно, выслушивает, комментирует «Ничего страшного, бывает и так».)
- Упражнение 3. Цветущий великан (= 35-40 мин.)
(автор В.Кандинова)
Ресурсы: два обреза обоев, склеенных в один лист, маркеры, фломастеры, цветные мелки, журналы, ножницы, клей-карандаши, скотч.
Цели: опыт коллективного интуитивного самовыражения, позитивной визуализации.
На всю группу берется кусок обоев, длина – около 2,5 м, ширина – две-три склеенные полосы.
Представьте, что в неком чудесном краю живет Цветущий Великан. Он всемогущий волшебник и творец. Он свободен и чист, как ребенок, вся его жизнь – это радость, свобода, творчество. Он умеет создавать прекрасные, удивительные вещи. Все, что только рождается в его могучем воображении, он может воплотить в реальность. Сейчас вы дадите Великану возможность появиться и в нашем мире.
Выбирается один участник (это, конечно, может быть и женщина). Обои прикрепляются к стене (к двери) рисунком внутрь (на скотч), участник встает, прижавшись спиной к обоям, остальные обрисовывают его контур (предложите принять интересную, свободную позу, выражающую радость и т.п.). Следите, чтобы были хорошо обрисованы ладони, пальцы.
Теперь ваша задача – заполнить эту фигуру! Можно рисовать, писать, приклеивать вырезки из журналов. Можно творить и за пределами контура. Постарайтесь делать все интуитивно, но пробуйте внутренне объяснять себе, что для вас означает то, что вы сейчас выражаете. Что вы хотите этим сказать?
Дается время – 25-30 минут. После завершения Великан остается висеть на стене.
Завершающий шеринг: каждый участник на заключительном шеринге рассказывает, что и куда он приклеил-пририсовал и что это для него означало, как он воспринял образ Великана в целом, какие это вызвало у него эмоции, а также рассказывает о своих впечатлениях от блока, кто что вынес нового для себя; что было сложно, что понравилось и почему. (=15 мин.)
Перерыв (10 мин)
ОБЩИЙ ШЕРИНГ ПО ДНЮ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (20-25 мин.)
Ведущий: Наше сегодняшнее занятие завершено. Давайте выскажемся, какие впечатления у вас в целом за день, с чем вы сегодня уйдете домой. Какое у вас настроение? Были ли какие-то сложности, которые оставили неприятный осадок? Что нового вы узнали сегодня о себе?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Создать из любых подручных средств и принести на следующее занятие наглядный пример словосочетания «разрыв шаблона». Можно посмотреть в интернете. Ваша задача – составить свое представление об этом термине и в соответствии с ним подобрать пример.
ДЕНЬ 2.
УТРЕННИЙ ШЕРИНГ, РАЗМИНКИ (60 мин.)
Ведущий: Здравствуйте! У нас сегодня есть новые участники, так что будем знакомиться. Предлагаю такую легкую разминку-знакомство: сейчас каждый назовет свое имя, а затем слово-ассоциацию на ту же букву, которое будет отражать ваше актуальное состояние, настроение на данный момент. Например: Лера-Лестница! (продолжает сосед) (…)
А теперь предлагаю изменить условия и усложнить задание. Сейчас первый участник назовет свое имя и какое-нибудь животное, которое ассоциируется у него с его сегодняшним состоянием. Следующий участник должен повторить имя и животное предыдущего, а затем назвать свои. Третий участник повторяет первого и второго, говорит за себя, и так далее.
Отлично, теперь давайте посмотрим, кто у нас подготовил домашнее задание? Нужно было найти в интернете значение фразы «разрыв шаблона» и принести примеры. (Смотрим, показываем свои варианты).
И еще одна разминка для включения в работу!
- Разминка «Хокку»
(модификация В.Кандиновой)
Один из самых известных жанров японской поэзии - Хокку, постичь их тайный смысл написания способен не каждый. Мы постараемся объяснить основные принципы написания хокку, они обычно состоят из трехстрочного изречения. В японской истории Хокку олицетворяет вечную неразрывную связь человека и природы. Существуют правила написания хокку, которые невозможно нарушить. Первая строка должна состоять из пяти слогов, вторая из семи, третья, как и первая – из пяти. Хокку описывает определённый момент времени и эмоции, относящиеся к этому моменту. Пишется обычно в настоящем времени. Хокку, не будучи стихами о природе, должны, как правило, включать в себя элемент природы, желательно с намёком на время года. Высший пилотаж, когда первая строка отвечает на вопрос: Где? Вторая — на вопрос: Что? Третья — на вопрос: Когда? (здесь могут быть обстоятельства, время года и пр.)
Итак, сейчас мы разделимся на тройки (первый-второй-третий). (Если один человек лишний – добавляем его к одной из троек в качестве «подающего идеи». Если двум участникам не хватает третьего – к ним присоединяется тренер). Задача каждой тройки – написать хокку о сегодняшнем дне, соблюдая все правила этого жанра. Один из тройки придумывает первую строчку – «Где?», состоящую из пяти слогов. Второй – вторую строчку «Что?», состоящую из семи слогов. Третий – третью строчку «Когда?», состоящую из пяти слогов. У вас есть 10 минут.
По истечении данного времени все возвращаются в круг, садятся тройками, в порядке сочинения (первая строчка, вторая, третья) и зачитывают то, что получилось.
БЛОК 3. «ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ» = 2,5 часа + перерыв
Сейчас мы проведем блок под условным названием «Вербальная креативность». Будем работать со словом. Речь – это то, что отличает человека от животного. Мы постоянно ведем внутренний монолог сами с собой. Без речи это было бы невозможно. Через речь мы определяем окружающий мир и самих себя, мы даем название всему, что видим и чувствуем, и таким образом структурируем реальность. Очень часто то, как мы называем то или иное явление, отражает наше к нему отношение и восприятие. В каждом слове может быть скрыта масса информации, и бывает очень полезно научиться распознавать и понимать ее. В этом блоке мы поработаем со словотворчеством, поупражняемся в изменении и, возможно, новом понимании привычных определений. (=5 мин.)
- Разминка: Телеграмма (20-25 мин.)
(автор неизвестен)
Ресурсы: листы А4, ручки.
Участники делятся на две команды.
Сейчас вам будет необходимо составить текст телеграммы, которую вы сообщите второй команде. Тема может быть любая. Текст должен состоять из слов, начинающихся на первые буквы имен и фамилий участников. (Дается 15 мин.) Затем участники каждой команды выстраиваются в порядке очередности имен-произносимых слов и зачитывают текст другой команде.
- Упражнение «Перевертыши» (50 мин.)
(модификация В.Кандиновой)
Ресурсы: листы А4, ручки.
Цели: развитие вербальной креативности, опыт «примерки» чужого хода мысли, создание позитивного настроя.
Участники делятся на две команды. Каждая команда берет листок и ручку и вспоминает 3 строчек: 1 – известную пословицу, 2 – строку из стихотворения, 3- строчку из известной песни. После этого каждое слово в строчке нужно заменить на антоним – противоположное по смыслу. На это дается 20 минут. Следите, чтобы вас не подслушали соперники из второй команды!
Пример: «Позови меня тихо по имени, ключевой водой напои меня». Перевертыш: «Прогоню тебя громко без отчества, бутылочным пивом оболью тебя».
А теперь по очереди загадываем строчки второй команде. Нужно давать подсказку, что загадываете – пословицу, песню и т.д.
Обсуждение: что было сложнее – придумывать антонимы или угадывать их? Почему?
Перерыв 10 мин.
- Упражнение «СУПЕРМЕНЫ» (30-35 мин.)
(автор неизвестен)
Ресурсы: листы А4, ручки.
Цели: поднятие самооценки, рефлексия.
Каждый берет лист бумаги и ручку. Разделите лист по вертикали на три больших раздела.
В первом из них нужно написать в столбик 10 (не меньше) имен реальных исторических личностей, вымышленных персонажей книг, фильмов, мультфильмов - не суть важно, реальны они или нет. Важно другое - они должны вам нравиться (диапазон: от нравится до «я восхищаюсь»). У вас 5 мин.
Теперь, после того как написали 10 имен, во втором разделе напишите в столбик (напротив каждого имени) 2-3 качества, которые вас в этом персонаже особенно привлекают, восхищают… Они могут повторяться, у разных персонажей встречаться одно и то же качество. На это дается 10 мин.
Третий раздел особенный. Подсчитайте повторяющиеся качества из первого столбика и напишите их в порядке убывания. Например, если слово «мужество» повторялось три раза, слово «харизма» - пять раз, а «терпение» - только один раз, то и записать нужно в столбик: харизма, мужество, терпение. 5 мин.
А теперь свежим взглядом перечитайте то, что вы написали. Что видим? По сути - это вы и есть. Потому что подобное тянется к подобному - вы никогда не выбрали бы качества, которые не звучали бы в унисон с вашей душой. Значит, все перечисленное скорей всего вам свойственно.
Обсуждение: по желанию зачитывается список персонажей и качеств (1 и 3 колонка). Похоже ли это на вас? Ваши впечатления – удивлены ли, приятно или нет.
- Упражнение «Анализ слов» (25-30 мин.)
(автор В.Кандинова)
Ресурсы: листы А4, ручки.
Цели: развитие вербального мышления, новый взгляд на язык, речь как инструмент и как продукт бессознательного.
Берем листочки и ручки.
Сейчас я покажу вам технику работы с вербальными образами. Наверняка многие из нас присваивают своим знакомым и друзьям какие-нибудь необычные ассоциативные образы. Интересно то, что такие ассоциации иногда приходят из бессознательного, и не всегда можно понять логическую связь между реальным явлением и внутренним образом.
Эту технику можно использовать очень разнообразными способами, и не только по отношению к людям – скажем, для лучшего запоминания имен, но и в каких-то жизненных ситуациях, в которых сложно сделать выбор и полезно бывает положиться на свою интуицию, или просто по-новому взглянуть на положение вещей.
Итак, первая часть нашего следующего упражнения – подобрать слова, которые очень точно будут отражать наше отношение к каким-либо волнующим нас явлениям. Возьмите ручки с бумагой, определите для себя, какую проблему вам сейчас хотелось бы разрешить, например - отношения с каким человеком вас сейчас беспокоят. Напишите первую ассоциацию к этому явлению – то, что лежит на поверхности. Например, привычное имя или прозвище человека, или слово, объединяющее в себе все ваши сегодняшние сложности – например, «работа». Постарайтесь выбрать значимую для вас проблему, но будьте готовы озвучить ее перед группой, это не должно быть слишком болезненной темой для вас.
Приступаем ко второму этапу – работа с выбранным вами словом. Мы начинаем его трансформировать. Выделите корень этого слова, как в школе, осознайте происхождение этого слова. Какие чувства у вас это вызвало? Все записывайте. Превратите это слово в прилагательное. В глагол. Если чувствуете, что результат вызвал в вас какой-то эмоциональный отклик – записывайте это ощущение. Двигайтесь дальше: переходите к ассоциациям. Отключайте логику, пусть рука пишет сама. Ищите подсказки. Решение – в вашем отношении к ситуации, в вас самих. Если инсайта не происходит, просто продолжайте ассоциативный ряд, не останавливаясь.
Через 5 мин – стоп.
Обсуждение: Зачитываем, что написали. Какие впечатления от проделанной работы? Произошел ли какой-то инсайт? Удивлены ли вы написанным? Обратите внимание, что когда внутренний цензор отключился, ваше бессознательное начало выдавать символы – именно символы являются его продуктом. «Ваша» или «не ваша» техника?
Завершающий шеринг, впечатления от блока, что вынесли для себя нового. (15 мин.)
ОБЕД (40 мин.)
БЛОК 4. «МЕДИТАТИВ» = 2 часа.
Ведущий: Наш заключительный блок направлен на работу с интуицией, с ассоциациями, с вашим бессознательным. В этом блоке мы попробуем с помощью предлагаемых техник задействовать непривычные для нас способы восприятия окружающей действительности. Эти способы могут пригодиться нам, когда мы ищем ответ на волнующий нас вопрос – принять решение должны мы сами, но сделать это сложно, порой мы ходим вокруг да около, зацикливаемся на привычном восприятии и не можем увидеть выход, который, возможно, совсем недалеко. Мы потренируемся обращать внимание на более широкий круг объектов, чем обычно. (= 5 мин.)
- Упражнение «Осознанность» (= 20-25 мин.)
(модификация В.Кандиновой)
Ресурсы: листы А4, ручки.
Цели: наработка навыка смещения активного внимания на непривычные объекты, получение новых впечатлений как стимул и ресурс для творчества.
Тренер (говорит медленно, спокойно, размеренно, в процессе выполнения участниками задания): Для того чтобы обострить свои ощущения, очень помогает простая техника. Если в течение всего тренинга вы сидели на одном и том же месте, сейчас пересядьте на совершенно другие места, можно вне круга. Приготовьте ручку и бумагу, чтобы записывать все, что приходит к вам. Абстрагируйтесь, сделайте пару глубоких вдохов. Сконцентрируйтесь на том, что происходит здесь и сейчас. Осмотритесь. Теперь направьте свое внимание (главный инструмент осознанности) на готовность восприятия всеми каналами. Осознайте, что вы чувствуете в данный момент. Посмотрите, как развивается это ощущение, которое вы поймали. Обратите внимание на запах. Какой запах вы ощущаете? А какой вкус? Может быть, вы сможете уловить какие-то осязательные ощущения. Позвольте себе открыть образный канал и зафиксировать, какие образы проходят перед вашим мысленным взором. Если вы сразу ничего не чувствуете, это нормально. Это первая реакция цензуры. Так и записывайте: "ничего не чувствую". А затем продолжайте снимать информацию со всех каналов и записывать ее. Важно все время записывать, не останавливаясь.
Тренер дает паузу 5 мин., молчит, затем объявляет «стоп».
Обсуждение: зачитываем по очереди, что записали. Осознали ли вы, что в обычном состоянии вы используете только часть каналов восприятия? Появилось ли ощущение расширения границ? Что нового, неожиданного вы отметили?
- Упражнение «Дождливые люди» (30-35 мин.)
(автор неизвестен)
Ресурсы: не требуются.
Цели: получение опыта необычного эмоционального общения и обратной связи, продуцирование интуитивно-ассоциативных образов по заданному стимулу, отработка навыка комбинирования элементов из несходных категорий, активизация эмоций, эмпатии.
Давайте встанем. Мне нужен доброволец. Сейчас ты будешь оценивать участников группы очень необычным образом. Тебе нужно будет расставить всех в линейку, от большего к меньшему, по наличию какого-либо качества. То есть в начале – «самый-самый», а в конце – тот, кто совсем этим качеством не обладает. Но качества будут предложены очень интуитивные и творческие. Очень важно: старайтесь ориентироваться ни в коем случае не на внешние показатели, а на свои впечатления от внутреннего мира, характера участников. Даже если вы практически незнакомы, прислушайтесь к своим первым ощущениям от каждого человека. Итак, расставь всех участников по принципу «самый солнечный». Так, теперь самый солнечный расставляет всех…
- самый кошачий - самый лунный
- самый прозрачный - самый звездный
- самый газированный - самый апельсиновый
- самый зеленый - самый огненный
- самый дождливый - самый воздушный
- самый ритмичный - самый четкий
- самый реальный - самый пушистый
Если участники «вошли во вкус», можно предложить им самим придумывать качество для расстановки (даже намного раньше, чем закончится запас подготовленных у тренера слов). Например, тот, кто расставил, загадывает слово следующему ведущему. Обсуждать, задавать вопросы и комментировать выборы по ходу игры НЕЛЬЗЯ! Только во время последующего обсуждения.
Обсуждение: по какому принципу выбирали ассоциации; впечатления от «расставляемых» - каково было узнать, что ты самый газированный и т.п.
- Упражнение «Случайный предмет» (25-30 мин.)
(автор А.Грецов)
Ресурсы: листы А4, ручки.
Цели: тренировка ассоциативного мышления, работа логики и интуиции, объединенная одной целью.
Сформулируйте и кратко запишите свою актуальную проблему на листе бумаги. (1 мин.)
Теперь ваша задача – порыться в своих карманах, сумке, или побродить по аудитории и выбрать какой-нибудь приглянувшийся предмет, который привлечет ваше внимание - неважно какой. Дается 5 мин.
После этого вернитесь на свое место, перечитайте свою запись, держа найденный предмет в руках или в поле зрения, и постарайтесь выдвинуть как можно больше идей-ассоциаций, как могут быть связаны ваша проблема и этот предмет как возможный способ, путь ее разрешения. (Участники приступают к работе, тренер мягко, постепенно продолжает наговаривать) Начните с простого описания того, что вы видите. Форма, цвет, материал предмета, его основные и другие возможные функции. Что для вас символизирует этот предмет? Какие он вызывает чувства, ассоциации, воспоминания?
Дается 5 минут на поиск и 10 минут на написание ассоциаций. Затем по кругу зачитываем, что получилось и озвучиваем свои впечатления.
Обсуждение: удалось ли получить какой-то полезный для вас ответ? Был ли выбор предмета изначально связан с вашей проблемой, или выбирали случайно, интуитивно?
Завершающий шеринг, впечатления от блока, что вынесли нового для себя. (15 мин.)
ПОСЛЕДНЕЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛИСТ ТВОРЧЕСТВА» (= 30 мин.)
(модификация В.Кандиновой)
Ресурсы: листы А4, маркеры, фломастеры, цветные мелки, журналы, ножницы, клей-карандаши, скотч.
Это заключительно упражнение, упражнение-пожелание от всех участников дргу другу. Сформулируйте свой актуальный запрос на тему творчества. Чего вам не хватает в себе или в вашей сегодняшней жизни, чего вы хотели бы достичь, что развить, что освоить… Напишите на листе крупно ваше имя и запрос и отправьте по кругу. На листах, которые приходят вам от других участников, отвечайте интуитивно, при помощи любых выразительных средств: рисуйте, пишите, сочиняйте или цитируйте стихи или песни, приклеивайте вырезки из журнала… Получив обратно ваш листок, обошедший всех участников, сохраните его, заберите домой, возможно вам захочется повесить его на видное место. Это ваш ресурс.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ШЕРИНГ, ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА, ПРОЩАНИЕ
Участники разбиваюся на пары, встают во внутренний и внешний круг лицом друг к другу, говорят друг другу впечатления от совместной работы и пожелания, затем круги меняются местами. (15-20 мин.) либо шеринг по кругу: кто с чем уходит, впечатления, достижения, что поняли для себя и про себя.
Ведущий: наш тренинг завершен! Благодарю вас за отличную работу, за активное участие! Надеюсь, новый опыт, который вы получили, обязательно пригодится вам в дальнейшем.
Заключение
По завершению тренинга проанализировав свою работу можно выделить несколько ошибок:
1. разминка проведена очень быстро, можно было пустить еще пару кругов воображаемого предмета;
2. на первом упражнении участники в командах сидели слишком близко;
3. не точно были сформулированы правила упражнений, участники путались, приходилось повторять.
Так же можно выделить достижения:
1. был отработан навык тренерского мастерства;
2. упражнения прошли успешно, все участники были довольны;
3. с чужими людьми работается легче.
По моему мнению мой блок, по названием "Актив", был не слишком активным, можно было бы заменить насколько упражнений на более подвижные.
Исходя из изложенного можно сделать вывод: в свою копилку знаний и умений отложились определенные качества которые понадобятся мне в будущем. Мой блок, и тренинг в общем, прошел хорошо, участники были довольны.
Cписок литературы.
1. Грецов А.Г., Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. - Спб.: Питер, 2008. - 208 с.
2. Кипнис М., Тренинг креативности. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2008. - 128 с.
3. Шевцова И.В., Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста, СПб.: Речь, 2006. - 128 с.
4. Сидоренко Е.В., Технологии создания тренинга. От замысла к результату. - Спб.: Речь, ООО Сидоренко и Ко, 2007. - 336 с.