ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

Воробьева Мария Александровна

На возможностях и особенностях исследования больших социальных групп как коллективных субъектов целесообразно остановиться подробнее по целому ряду причин.

Во-первых, для современной социальной психологии данное направление исследований является принципиально новым, так как психология таких групп с позиций субъектного подхода ранее глубоко не анализировать и профессионально не осмысливалась

Во-вторых, исследование психологии таких групп именно как субъектов, несомненно, будет способствовать пониманию более глубинных изменений, происходящих в современном российском обществе.

В-третьих, исследование психологии больших социальных групп с позиций субъектного подхода является вполне релевантным, позволяет расширить научное поле применения данного подхода, раскрыть его реальные теоретические возможности на новом конкретном объекте социально-психологического анализа и тем самым способствовать его развитию и совершенствованию – все это фактически может привести к развитию самого субъектного подхода в психологической науке.

В-четвертых, возрастающий интерес к возможностям субъектного подхода в изучении психологии больших социальных групп неизбежно усилит интеграционные междисциплинарные процессы социальной психологии, с одной стороны, и социологии и политологии, экономической и исторической наук, науки управлениями т.д. – с другой, так как каждая из них имеет свой актуальный интерес к большим социальным группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_issledovaniya_obshchestva.pptx91.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

Слайд 2

ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП КАК КОЛЛЕКТИВНЫХ СУБЪЕКТОВ

Слайд 3

ВВЕДЕНИЕ На возможностях и особенностях исследования больших социальных групп как коллективных субъектов целесообразно остановиться подробнее по целому ряду причин. Во-первых, для современной социальной психологии данное направление исследований является принципиально новым, так как психология таких групп с позиций субъектного подхода ранее глубоко не анализировать и профессионально не осмысливалась Во-вторых, исследование психологии таких групп именно как субъектов, несомненно, будет способствовать пониманию более глубинных изменений, происходящих в современном российском обществе. В-третьих, исследование психологии больших социальных групп с позиций субъектного подхода является вполне релевантным, позволяет расширить научное поле применения данного подхода, раскрыть его реальные теоретические возможности на новом конкретном объекте социально-психологического анализа и тем самым способствовать его развитию и совершенствованию – все это фактически может привести к развитию самого субъектного подхода в психологической науке. В-четвертых, возрастающий интерес к возможностям субъектного подхода в изучении психологии больших социальных групп неизбежно усилит интеграционные междисциплинарные процессы социальной психологии, с одной стороны, и социологии и политологии, экономической и исторической наук, науки управлениями т.д. – с другой, так как каждая из них имеет свой актуальный интерес к большим социальным группам.

Слайд 4

Краткий анализ состояния исследований больших социальных групп в современной психологии Обращаясь к рассмотрению психологии больших социальных групп как субъектов, нужно отметить, что в социальной психологии этот вид человеческих сообществ до сих пор не стал предметом систематического изучения, в отличие от малых групп. Исключение составляют большие организованные группы, исследование которых породило организационную психологию с ее понятийным аппаратом, концепциями, традициями эмпирических и научно- практических работ. Другим примером уже сложившейся системы научных представлений о закономерностях функционирования больших групп особого рода может служить психология стихийных групп. Проблема развития больших социальных групп также поднималось отечественными авторами. Так, Г.Г. Дилигенский определял три уровня развитости групп в контексте исторического развития общества: типологический, идентификации и солидарности. Ситуация в отечественной социальной психологии последних 15-17лет убедительно подтверждает это наблюдение, причем возрастание интереса касается именно исследования структурных элементов больших устойчивых социальных групп. Ведется теоретическая работа по операционализации самого понятия «устойчивая большая группа» в направлении выделения сходных характеристик групп этого типа. Близкий по направленности социетальный подход с большим трудом пробивал себе путь в западной социальной психологии. Достаточно сказать, что обобщающие коллективные монографии, раскрывающие макросоциальные подходы, сформировавшиеся к тому времени в Западной Европе, появились лишь в 1990-е годы. Большая группа выделяется как особая единица социально- психологического анализа, основанного прежде всего на жизнедеятельности реальных социальных групп. Неободимо подчеркнуть важность еще одного современного научного направления – исследования так называемых больших контактных групп, разрабатываемого в Казанском госуниверситете. Современная жизнь, новые экономико – политические условия порождают в нашем обществе социальные группы, которые в короткий срок формируются и становятся реальными групповыми субъектами, активно вступая во взаимодействие с властью и другими группами. Этот процесс группообразования, энергичной динамики и внутреннего изменения общественной структуры потребовал его осмысления и специального исследования.

Слайд 5

ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП КАК СУБЪЕКТОВ Если признать. Что большие социальные группы являются коллективными субъектами, то к ним может быть применена теоретическая схема анализа субъекта. Аналогия между индивидуальным и групповым субъектами в психологическом исследовании, естественно, имеет ряд ограничений, связанных с их природой, но в целом, на наш взгляд, допустима. В частности, это соответствует хорошо известному принципу изоморфизма, который имеет в отечественной социальной психологии примеры продуктивного использования. В случае приложения свойств индивидуального субъекта к субъекту групповому принцип изоморфизма может использоваться, прежде всего, при осмыслении структурных особенностей субъекта. Еще раз следует подчеркнуть и явную ограниченность, и некоторую условность использования принципа изоморфизма в анализе соотношения индивидуального и группового субъекта, однако нельзя не признать его полезность, особенно в теоретическом анализе изучаемых, по сути междисциплинарных, явлений. Недаром ведь он вполне успешно применяется в таких естественных науках, как биология, физиология и др. Рассматривая большую социальную группу как одну из возможных форм коллективного субъекта, мы будем опираться на идею о том , что существует различные проявления субъектности группы, главные из которых: потенциальная субъектность, субъектность как совместная активность и субъектность как групповая активность. В этой связи правомерно поставить вопрос о факторах, обусловливающих изменения в уровне субъектности больших групп. Опираясь на разработанные признаки коллективного субъекта, можно выделить несколько факторов, определяющих динамику субъектности больших социальных групп. Первый фактор характеризует тот общественно- политический строй, в котором существует групповой субъект.

Слайд 6

Второй фактор представляет собой актуальную общественную ситуацию, которая может характеризоваться как устойчивая, стабильная или неустойчивая, нестабильная. Третий фактор заключается в наличии традиции совместных действий и стойкой коллективной памяти о них, опыта совместной активности, которые определяются историко- культурными особенностями функционирования и развития группы. Четвертый фактор представляет собой систему взглядов, идей или целостную концепцию, которая внедряется в групповое сознание и становится регулятором социального поведения.

Слайд 7

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНЫХ КАЧЕСТВ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ОДНИМ ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕ ТОГО, КАК ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ВЫШЕ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЯ УЖЕ ИЗВЕСТНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ В ГРУППОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ, МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, САМООЦЕНКИ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СВОЕЙ ГРУППЫ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ И ДР. И КАК НА ИХ ОСНОВЕ СТАНОВЯТСЯ И РАЗВИВАЮТСЯ СОБСТВЕННО СУБЪЕКТНЫЕ КАЧЕСТВА БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, К КОТОРЫМ ОТНОСЯТСЯ. НАПРИМЕР: Социальная инициативность и активность; Социальная ответственность; Высокая степень самоорганизации и самоуправления; Навыки и опыт совершения согласованных групповых действий; Развитое гражданское сознание и самосознание; Относительная автономность, независимость и самодостаточность; Открытость для внутригруппового или межгруппового взаимодействия и др.

Слайд 8

Существующие внутренние условия в виде социальных потребностей, установок, идентичностей, внутригруппового самоуважения претерпевают испытание на прочность и адекватность новым социальным условиям. Произошедший эмоциональный отклик, например, в форме фрустрации, агрессии, страха, неудовлетворенности и т.п. реакции и состояний, порождает когнитивную активность, которая может считаться первым шагом к формированию субъектности группы. Можно выдвинуть предположение о некоторых признаках развитого гражданского сознания у членов большой социальной группы, среди которых необходимо назвать, как минимум, следующие: Развитая гражданская идентичность; Переживание социальной потребности в принадлежности к определенной гражданской общности; Чувство социальной защищенности вследствие принадлежности к гражданской общности; Положительная социальная установка на активную общественную деятельность, свободную от карьерных и меркантильных интересов; Потребность оказывать влияние на социальные процессы в общности, а также понимание самой возможности повлиять на них и уверенность в ней

Слайд 9

Специальному исследованию подвергаются все новые формы и виды больших социальных групп, которые вполне могут рассматриваться в качестве субъектов, по меньшей мере, групповых субъектов влияния, в том числе его совсем нестандартных форм. К ним, по нашему мнению, могут относиться следующие: Влияния предыдущих поколений на современные, и в этом смысле поколение может представлять собой групповой субъект; В межцивилизационном конфликте, изучаемом политологами, целая цивилизация может рассматриваться в качестве коллективного субъекта воздействия, влияния и т.п.; В соответствии с юнгтанскими представлениями, субъектом воздействия может выступать коллективное бессознательное; Работа с большими тренинговыми группами, получившая распространение в самые последние годы, также предполагает взаимодействие с ними как с субъектами влияния, воздействия, формирования. Развития и т.д. Поиск подобных групповых субъектов среди больших социальных групп и выделение их в качестве объектов специальных психологических исследований может рассматриваться как одна из современных тенденций, которая будет проявляться и далее, скорее всего, по нарастающей своей активности.

Слайд 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для разрешения отмеченных и других сложностей большое значение имеют теоретические разработки К.А. Абульхановой, выполненные именно в последние годы. Во-первых, психологической категории «субъект» ею обоснованно придан научный статус методологического принципа, который, как и другие известные принципы в психологии, служит «соотнесению теории, знаний и эмпирического исследования», является ориентиром «для выбора стратегии всего исследования, проверки и подтверждения гипотез» , содействует «установлению самых различных соотношений предмета и объекта познания», выполняет «не только науковедческую, но и научно – практическую роль». Во-вторых, через теоретическую трактовку объекта психологического исследования, в качестве которого рассматривается субъект, а само исследование наделяется характером взаимодействия исследователя с объектом его познания, К. А. Абульханова соотносит и реально показывает взаимное дополнение субъектного и психосоциального подходов в психологии, которые в настоящее время развиваются фактически единым крупным направлением. В-третьих, одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки, по мнению К. А. Абульхановой, является распространение нового методологического принципа субъекта, и даже более того – новой субъектной парадигмы. Такое распространение имеет непосредственное отношение к изучению рассмотренного здесь феномена коллективно субъекта. Отмеченные тенденции, безусловно, актуальны и имеют хорошие перспективы в исследовании жизнедеятельности самых разных больших социальных групп как субъектов.

Слайд 11

ОБРАЗОВАНИЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Слайд 12

ВВЕДЕНИЕ Образование в современном обществе – полисистемный процесс, в котором вовлечено множество субъектов с различными целевыми установками. Эти разнообразные целевые установки, степень гармонизации которых в значительной мере определяет слаженность работы различных компонентов образовательной системы и ее и ее эффективности в целом, объединяется в несколько макросистемных целевых функций, задающих общий вектор направленности образовательной системы. Одной из таких целевых функций является обеспечение конкурентоспособность нации в международный связях. Менталитет населения является важным фактором, опосредствующим экономические, правовые или политические преобразования в стране. В связи с этим чрезвычайно возрастает междисциплинарная релевантность психологической науки – востребованность результатов ее исследований другими смежными науками, причем не только перечисленными, но и биологическими, медицинскими, техническими и т.д., при решении ими сложнейших проблем, особенно крупных, междисциплинарных и общественно значимых. Высокая степень сложности анализируемой проблемы и оправданно ожидаемая трудоемкость ее решения не должны становиться причиной в том числе откладывания во времени рассмотрения данной весьма актуальной проблемы.

Слайд 13

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ НАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. РОЛЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ Одним из пионеров в исследовании психологических факторов, оказывающих влияние на экономическую активность нации, стал Д. Мак-Клелланд. Основываясь на идеях М. Вебера о связи духа пропротестантизма с капиталистическим производством и промышленной революции, Д. Мак-Клелланд выдвинул предположение, что высокая мотивация достижения у населения побуждает к активно предпринимательской деятельности, которая через реинвестирование прибылей и стимулирование технических достижений способствует экономическому росту. Более позднее исследования подтвердили экономическое значение мотивации достижения. Было показано, что высокая мотивация достижения, устанавливаемая контент – анализом литературных произведений ушедших эпох, предшествует эпохам экономического подъема, выражающегося, по мнению Х. Хекхаузана, в экспорте и импорте товаров.