Основы тренерского мастерства

Воробьева Мария Александровна
Личностные – развитие определенных качеств, необходимых тренеру, осознание и формирование особой иерархии ценностей;
Операциональные – методический инструментарий и поведенческий репертуар, используемый ведущим группы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы тренерского мастерства. Базовый курс

Слайд 2

Дабы достичь чего-либо – вложите правильно ваше время Цель Мотив Ресурс Результат

Слайд 3

Задачи психологического тренинга 1. Задача мотивирования и формирования позитивных отношений к новой деятельности (хотеть это делать) . 2. Задача формирования системы представлений клиента (знать, как это делать). 3. Задача формирования умений (уметь это делать) .

Слайд 4

СУЩНОСТЬ ТРЕНИНГОВЫХ МЕТОДОВ

Слайд 5

Тренер реализует тренинговые методы на трех уровнях: 1) в группе — с отдельным участником 2) с группой — как единым целым 3) через группу — с отдельным участником средствами самой группы

Слайд 6

Важнейшие принципы реализации тренинговых методов Принцип событийности Принцип метафоризации Принцип трансспективы

Слайд 7

ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПРОШЛЫМИ СОБЫТИЯМИ метод регрессии (активизация произошедшего события в психологическом пространстве); метод обмена опытом (активизация произошедшего события в пространстве дискурса); метод имитации (активизация произошедшего события в пространстве физической реальности).

Слайд 8

ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ СО «СЛУЧАЮЩИМИСЯ» СОБЫТИЯМИ метод концентрации присутствия (активизация происходящего события в психологическом пространстве); метод групповой рефлексии (активизация происходящего события в пространстве дискурса); метод построения диспозиций (активизация происходящего события в пространстве физической реальности).

Слайд 9

ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С КОНСТРУИРУЕМЫМИ СОБЫТИЯМИ метод символического самовыражения (активизация конструируемого события в психологическом пространстве); метод группового решения проблем (активизация конструируемого события в пространстве дискурса); метод операционализации (активизация конструируемого события в пространстве физической реальности).

Слайд 10

ТИПОЛОГИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП Тренинговая группа «Черная дыра» Тренинговая группа «Скопление астероидов» Тренинговая группа «Звездная система» Тренинговая группа «Галактический совет»



Предварительный просмотр:

Описание программы психологического тренинга 

(примерная структура)

Титульная страница, на которой представлено название программы и имя автора-составителя (поскольку многие практические психологи чаще всего пользуются уже известными тренинговыми играми и упражнениями и их программа имеет обычно компилятивный характер, то называться автором программы не вполне этично).

Пояснительная записка (обозначаются цели и задачи, обосновывается содержание программы и используемые методы, раскрываются важнейшие теоретические положения, указываются организационные условия проведения занятий и общее количество часов).

Тематический план занятий (номера и названия тем, примерное количество занятий и часов, обозначается последовательность блоков или тренинговых модулей).

Структура занятий (выделяются и кратко описываются этапы, присутствующие в каждом занятии).

Содержание тренинга (является основной частью программы, представляются сценарные планы всех занятий с достаточно подробным описанием используемых упражнений, игр, психотехник и т.п.; упражнения, которые являются оригинальными авторскими разработками, рекомендуется каким-то образом выделить, например звездочкой после названия; упражнения, заимствованное из литературных или иных источников, — даже в случае их модификации — желательно снабдить ссылками или примечаниями с указанием номера источника из списка литературы).

Список литературы


Каждое занятие можно строить примерно по одной схеме

По завершении тренинга -  проанализировать свою работу, учесть ошибки и достижения, обобщить накопленный опыт. Например, полезным может стать написание «Анализа реализации программы тренинга...», в котором раскрыть особенности протекания группового процесса, выделить успешные и неуспешные моменты работы, оценить эффективность разработанной программы и сделать выводы.

Для облегчения проведения такого анализа представляется целесообразной постоянная фиксация важнейших параметров в течение всего периода реализации программы. Поэтому необходимо анализировать итоги каждого занятия сразу по его завершении. Подводя итоги каждого проведенного тренингового занятия, можно воспользоваться простой, но, как показывает опыт, удобной схемой. Регулярное заполнение этого бланка позволит ведущему накапливать важный и интересный материал, который наверняка пригодится в дальнейшем


Схема анализа тренингового занятия

1. Занятие и время проведения___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

2. Состав участников занятия____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

1.План занятия (проводимые упражнения)

Запланированное:                                                                      Реально проведенное:

__________________________________                                 _______________________________________

__________________________________                                 _______________________________________

2. Наиболее удачные упражнения и психотехники_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________

3. Неудавшиеся упражнения и психотехники____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

4. Интересный случай на занятии______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

5.Особенности поведения участников___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

6.Ошибки, которые следует учесть_____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

7.Важные достижения, методические находки____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________


Девятишаговая модель подготовки к тренингу

Шаг первый. Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата. 

Шаг второй. Определение состава тренинговой группы.

Шаг третий. Определение временных ресурсов.

Шаг четвертый. Формулировка проблем.

Шаг пятый. Формулировка задач.

Шаг шестой. Подбор соответствующих психотехник.

Шаг седьмой. Выделение блоков тренинговой программы и занятий на каждый блок.

Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга. 

Шаг девятый. Написание краткого сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социально-психологический тренинг - область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Основной контингент участников социально-психологического тренинга составляют представители профессий, предполагающих интенсивное общение, и люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов.

Слайд 2

Бизнес-тренинги: тренинг продаж, тренинг телефонных продаж, тренинг по управлению, тренинг командообразования, тренинг коммуникации, тренинг презентации, тренинг принятия эффективных решений и т.п. Профессиональные тренинги (например, актёрские) Психологические тренинги тренинг межличностных отношений; Группы встреч тренинг уверенности в себе; группы транзактного анализа; тренинг телесной терапии; группы психодраммы и т.д. Тренинг тренеров и др.

Слайд 3

Специфические черты тренинга соблюдение ряда принципов групповой работы ; нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии ; наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек); определенная пространственная организация ; акцент па взаимоотношениях между участниками группы ; применение активных методов групповой работы ; объективация субъективных чувств и эмоций ; атмосфера раскованности и свободы общения .

Слайд 4

Основные парадигмы тренинга тренинг как своеобразная форма дрессуры ,; тренинг как тренировка ; тренинг как форма активного обучения ; тренинг как метод создания условий для самораскрытия .

Слайд 5

Групповые нормы "Здесь и теперь" Искренность и открытость Принцип Я Активность Конфиденциальность

Слайд 6

Понятие о групповой сплоченности Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой

Слайд 7

факторы, способствующие групповой сплоченности : совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы; достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю – нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати); атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников; привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника; квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности; наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении; присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то , а в борьбе против кого-то ).

Слайд 8

Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить : возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга); знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга – это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы; неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы; отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.

Слайд 9

Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп 1) пол; 2) возраст; 3) образование; 4) уровень интеллекта; 5) социальный статус; 6) тип личности и стиль поведения; 7) психологические проблемы; 8) убеждения и ценностные ориентации; 9) цели участия в группе.

Слайд 10

Стадии изменения поведения участника тренинга Первая стадия – подготовка Вторая стадия – осознание Третья стадия – переоценка Четвертая стадия – действие

Слайд 11

Стадии развития групп со спонтанной динамикой 1 этап : заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, попек тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности. 2 этап : – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов. 3 этап : самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия. 4 этап : выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.

Слайд 12

Стадии развития групп с управляемой динамикой 1 этап : заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи. 2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта. 3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем. 4 этап : изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия. 5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.

Слайд 13

Девятишаговая модель подготовки к тренингу Шаг первый . Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата. Шаг второй. Определение состава тренинговой группы. Шаг третий. Определение временных ресурсов. Шаг четвертый. Формулировка проблем. Шаг пятый. Формулировка задач. Шаг шестой. Подбор соответствующих психотехник. Шаг седьмой. Выделение блоков тренинговой программы и занятий на каждый блок. Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга. Шаг девятый . Написание краткого сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.

Слайд 14

Содержательные блоки тренинговой программы Стадии групповой динамики 1-й блок. Введение . 2-й блок. Развитие толерантности 3-й блок. Снижение агрессии 4-й блок. Формирование коммуникативной компетентности 5-й блок. Усиление сплоченности. 6-й блок. Завершение. } Подготовка } Осознание } Переоценка } Действие } Рефлексия, снятие эффекта «оранжереи»

Слайд 15

Цели тренинговой работы Цели групповой работы в тренинге Изучение психологических основ общения Развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения Улучшение психологического здоровья Помощь в исследовании и решении психологических проблем Содействие личностному росту и развитию Группы решения психологических проблем Группы психического здоровья и качества жизни Группы социально-психологического тренинга Группы тренинга развития самосознания Группы личностного роста

Слайд 16

Блочная структура занятия Организационный момент (ритуалы приветствия, разминочные упражнения) Подведение итогов (эмоциональное отреагирование – осмысление) Домашнее задание (подразумевается не всегда) Ритуал прощания Основная часть (настрой – как подготовка к восприятию нового материала, введение нового содержания, его закрепление)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Подсказки тренеру

Стадии тренинга

Сложные моменты, трудные ситуации, типичные вопросы

Возможные причины

Что делать

Подготовка

Вы не знаете, с чего начать подготовку к тренингу.

Видимо, у вас пока отсутствует опыт ведения групп и вы не очень хорошо представляете, для чего это вообще нужно.

Четко сформулируйте цель, которую вы хотите достичь с помощью тренинга. Если ее нет, не стоит и начинать. На основе изучения имеющихся программ составьте свою программу тренинга, расписав все планируемые упражнения и примерно указав время для каждого.

Перед первой встречей с группой вы волнуетесь.

Вы чувствуете свою ответственность перед началом значимого дела

Волнуйтесь на здоровье! Вот полнейшее спокойствие новичка подозрительный признак. Переживают перед началом работы и опытные тренеры. Волнение способствует мобилизации ваших ресурсов и включает внутреннюю энергетику. Самое главное не перейти точку разрушения эффективности, поэтому с помощью релаксационных процедур снизьте волнение до приемлемого уровня.

Составляя сценарий занятия, вы не уверены, что правильно распределили временные затраты.

Вы плохо представляете, сколько на самом деле времени может занять то или иное упражнение.

Ваши сомнения безусловно оправданны. В разных группах одна и та же психотехника может занимать очень разное время. Понятно, что худший вариант, когда вы не знаете, чем заполнить возникший остаток времени на занятии. Поэтому на своей карточке со сценарием встречи запишите несколько «резервных» игр вам будет спокойней. Кроме того, возможно, в процессе работы вы почувствуете, что лучше использовать их вместо запланированных.

Стадия мотивации

Группа не особо мотивирована на занятия.

1. Участники не понимают толком, что такое тренинг.

2. У участников имеется предыдущий негативный опыт общения с психологами.

В любом случае часть первого занятия необходимо потратить на «разогрев группы (да и самого себя), Кратко объясните людям, что такое тренинг. Нужно замотивировать участников на предстоящую работу. Создать интерес к тренингу можно, например, с помощью «психологических конфеток» игр, наверняка увлекательных для участников. Такие игры совсем не трудны и позволяют снять естественное напряжение у членов группы.

Начав работать с группой, вы почувствовали, что она вам не нравится.

Вы заранее сформировали у себя представление об идеальной группе.

Живые люди, простите, не доллары, чтобы всем нравиться. Замените в своей голове придуманный образ группы на реальный. Поищите (и найдёте!) позитивные характеристики участников. После первой же встречи измените программу, сделав ее более соответствующей реалиям вашей группы. В будущем откажитесь от конкретных, да еще и завышенных ожиданий.

Стадия осознания

Можно ли менять сценарные планы занятий?

Вероятно, вы рассматриваете тренинговое занятие с традиционно педагогических позиций есть стандарт, есть обязательный минимум знаний, есть конкретная тема урока и положенное количество часов...

В тренинге менять можно (и нужно почти всегда!) практически все от сценария до общей атмосферы, от процедуры начала до распределения социометрических ролей. При этом спланировать и продумать заранее в деталях весь процесс предстоящего тренинга крайне важно, потому что при этом вы его буквально проживаете, получая опыт еще не состоявшегося события. А в процессе работы не бойтесь ломать программу, если вы чувствуете, что это надо. Идите за участниками, работайте на них, а не на задуманный вами проект.

Вы сомневаетесь, как  себя вести на тренинговых занятиях: подражать известным вам образцам хороших тренеров или быть собой?

Вы еще не сформировали свой личностный стиль ведения групп.

Конечно, лучше быть собой (если вы четко понимаете, что это значит...). Но, думается, в начале работы можно попытаться «примерить» на себя те стили, которые вы считаете продуктивными. Только не застревайте в одном! Экспериментируйте. В конце концов вам удастся найти такой стиль, который будет отвечать именно вашим личностным особенностям, и тогда это будет не вынужденная профессиональная маска, а конструктивный способ использования ваших личностных потенциалов.

Вам не удается сосредоточить внимание участников на себе, во время занятия шумно.

Если вы работаете с подростковой группой, то нечему особенно удивляться: вполне возможно, они просто устроили вам проверку или хотят прояснить границы дозволенного на занятиях.

Ни в коем случае не переходите на крик и обвинения участников! Если это произошло, станьте крест на успешности тренинга. Существует масса приемов привлечения внимания: можно начать говорить шепотом (парадоксальное решение), начать подавать невербальные сигналы руками (смена модальностей способствует включению внимания), совершить неожиданное короткое действие (нарисовать на доске или плакате большой круг, встать на стул, замереть с расставленными руками), включить музыку, просто спокойно дождаться тишины и т.п.

Кризис

Участники группы проявили агрессию в отношении вас.

Существует несколько возможных причин: во-первых, вы сами могли спровоцировать агрессию своим поведением; во-вторых, вы могли увидеть агрессию там, где ее не было, то есть это всего лишь проекция ваших негативных чувств; в-третьих, группа может находиться на стадии кризиса, когда агрессия на ведущею вполне закономерная вещь.

Оставайтесь спокойным, Ни при каких обстоятельствах не отвечайте на агрессию по принципу  «Сам дурак!». Внимательно присмотритесь к группе: не является ли агрессия иллюзией? Если нет, то кто носитель агрессии вся группа или отдельные участники? Очень маловероятной является ситуация общегруппового нападения на вас (это еще суметь надо заслужить! Не впадайте в панику и не вздумайте спасаться бегством хлопая дверью и заливаясь слезами. Это худшее, что можно придумать. Не пытайтесь встать в позицию оправдывающегося если вы не отвечаете агрессией на агрессию, практически всегда в группе найдется человек, который встанет на вашу защиту. Возникшую дискуссию следует использовать в продуктивных целях для анализа групповой ситуации. Если неприятие все-таки вызвали ваши действия, то признайте свою неправоту и извинитесь, не теряя достоинства и самообладания. Может быть, негативные, агрессивные чувства являются первым прорывом истинных переживании. И это нужно рассматривать как достижение в вашей работе. Их стоит обсудить и... идти дальше. 

Стадия переоценки

Кто-то из участников (или вся группа) отказывается выполнять упражнение.

Он (они) к этому упражнению не готов(-ы). Слишком велики напряжение и тревога. Вы затронули что-то болезненное. Возможно, это упражнение предлагается слишком рано.

Если кто-то из участников категорически отказывается выполнять упражнение, не нужно настаивать. Пусть посмотрит со стороны. По завершении упражнения можно обсудить, почему он не стал участвовать. В самом начале тренинга следует договориться с группой об обязательных для всех правилах (в частности, о «Правиле активности»). Однако если кто-то просит разрешения «посидеть, посмотреть», то можно обратиться за этим разрешением к группе. В целом же ведущий должен вести себя со спокойной решительностью, своим видом не допуская мысль об отказе участия в работе:  «Так, а теперь все встаем, Послушайте внимательно инструкцию». Это особенно важно в начале работы группы.

Стадия действия

Включать в группу новичков или нет? Иными словами, группа должна быть открытой или закрытой?

После первых занятий слух прошел «по всей земле великой» и к вам потянулись другие ребята, желая поучаствовать в чем-то интересном.

Если вы ведете тренинг общения, то оснований для запрещения вводить в группу новых участников нет никаких. Напротив, это будет полезно для расширения репертуара общения. В тренингах личностного роста это не всегда возможно. Лучше решить этот вопрос совместно с группой. Если уровень интимности отношений уже высок и группа встречается давно, новых участников вводить не стоит.

Если кто-то из участников заявляет, что больше ходить на встречи не будет, можете ли вы ему запретить это?

Либо этот участник уже получил все, что ему было нужно, либо почувствовал угрозу своей психологической безопасности, либо не увидел в работе группы ничего для себя полезного.

Уйти из группы это все-таки право каждого участника. Как ведущий вы можете только высказать ему сожаление и свое желание видеть его на занятиях. Если же группа приобрела психотерапевтический характер и групповая динамика находится в развитии, то уход даже одного участника обязательно окажет сильное влияние на групповые процессы. Кроме того, уходя из группы, участник берет на себя ответственность за те процессы, которые были запущены в нем в группе, которые происходят и которые еще не завершены. Об этом его необходимо предупредить.

Завершение тренинга

Вы предполагаете, что завершать работу группы лучше так, чтобы все плакали перед расставанием.

По-видимому, вы рассматриваете успешность работы по количеству пролитых слез.

Расставаться лучше смеясь (так же, как человечество расстается со своим прошлым). Заканчивать группу следует на мажоре, чтобы ребята почувствовали прилив оптимизма и желание применить все, чему научились в процессе тренинговых занятий, в жизни.



Предварительный просмотр:

Схема анализа тренингового занятия

1. Занятие и время проведения___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

2. Состав участников занятия____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

1.План занятия (проводимые упражнения)

Запланированное:                                                                      Реально проведенное:

__________________________________                                 _______________________________________

__________________________________                                 _______________________________________

2. Наиболее удачные упражнения и психотехники_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________

3. Неудавшиеся упражнения и психотехники____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

4. Интересный случай на занятии______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

5.Особенности поведения участников___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

6.Ошибки, которые следует учесть_____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

7.Важные достижения, методические находки____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типология тренинговых групп

Слайд 2

Критерии Центрация субъекта Способность к рассмотрению себя и общности как целостности Придание субъектной ценности себе и другим Совместность деятельности

Слайд 3

Тренинговая группа «Черная дыра» Возможные стратегии, технологии и приемы

Слайд 4

Первая стратегия — «центрационная». Речь идет о таком поведении тренера, которое направлено на преодоление ситуации «рассыпанности» центрации участников, ее более ясном оформлении. Исходя из логики развития группы, наиболее перспективной на этом этапе видится работа по центрированию участников на самих себе. Здесь имеет смысл использовать технологию «психологических автопортретов». Поскольку одна из важнейших трудностей участников в этой ситуации состоит в низком уровне самопонимания, предлагаются упражнения, развивающие способности оценивать Собственные личностные качества, мотивы поведения. Это могут быть самоописания, ответы на простейшие личностные тесты и т. п.

Слайд 5

Вторая стратегия — « познавательная». Это такая стратегия, которая нацелена на оказание помощи участникам в осознавании собственной целостности и группы как целостности. При переходе к следующему этапу далеко не всегда удается добиться того, чтобы каждый участник ощущал себя частью единой группы. Здесь полезна технология «вопросов на осознавание». Тренер постоянно акцентирует внимание на причинах возникающих ситуаций и их возможных следствиях, спрашивая участников: «Почему ты это сделал? Что ты чувствовал, когда вступил в диалог с N.? Как ты считаешь, как могла бы развиваться ситуация дальше? К чему приведет твой поступок в будущем?».

Слайд 6

Третья стратегия — «отношенческая». Тренер акцентируется на работе с отношениями между участниками и не способствует развитию позитивного самооотношения каждого. Могут быть использованы упомянутые выше технологии «психологических автопортретов» и «вопросов на осознавание», но большее внимание уделяется аффективным аспектам, переживаниям, осознаванию своих чувств в отношении других и себя.

Слайд 7

Четвертая стратегия — «преобразовательная». Основная работа сосредоточена в области выработки умений целеполагания, эффективны технологии «игр-выборов». Участникам предлагаются специальные игры, сконструированные по принципу разветвляющихся алгоритмов. Выбор поведения, сделанный участником в некоторой игровой ситуации, ведет к определенным последствиям, с которыми ему придется считаться. Другой выбор определяет и совсем другие возможности. Таким образом, члены группы учатся предвидеть и осознавать отсроченные результаты своих действий.

Слайд 8

Тренинговая группа «Скопление астероидов» Возможные стратегии, технологии и приемы

Слайд 9

Первая стратегия — «центрационная». Суть стратегии на этом этапе — помощь участникам в преодолении «замкнутой» (эгоистической) центрации. Для этого хорошо подходят технологии «игр-альтернатив». Эти чрезвычайно интересные игры из обоймы тех средств, которые используют психологи для развития умений понимать друг друга, эффективно взаимодействовать, сделать шаг навстречу партнеру. Они обладают, кроме того, еще и мощным дидактическим потенциалом, что позволяет рассматривать их как полигон для испытания нравственных установок и способности к прорыву на более высокий уровень самосознания. Широко известен один из вариантов игр такого типа под названием «Дилемма узника». В конечном итоге они приводят к прочувствованному пониманию достаточно тривиальной истины: кроме игры против кого-то, когда мой выигрыш — это обязательно проигрыш другого, есть ситуации, когда выиграть можно только вместе. Даже в бизнесе, где, казалось бы, царит «закон джунглей», можно добиться большего, выбирая стратегию на общий выигрыш.

Слайд 10

Вторая стратегия — «познавательная». Ее содержательное наполнение связано с достижением сплоченности группы и осознания каждым участником своего единства с группой. Здесь работают технологии «решения общей задачи»: игры на преодоление препятствий, соревнования с «внешним соперником», дискуссии по проблемным ситуациям и т.д.

Слайд 11

Третья стратегия — «отношенческая». Основная цель — развитие умений видеть ценность в партнере. Полезны технологии «игр-альтернатив» и «вопросов на осознавание». В последнем случае тренер задает участникам вопросы, направленные на выяснение их мнений о мыслях и чувствах партнеров по взаимодействию. Вопросы могут быть, например, такими: «Как ты думаешь, что подумал N., когда ты поступил с ним так? Какие переживания у него возникли? По каким признакам ты это понял? Соответствовали ли твои поступки его ожиданиям?».

Слайд 12

Четвертая стратегия — «преобразовательная». Тренер работает на формирование навыков совместной деятельности. Следует обратить внимание, что основной целью в рамках этой стратегии должно стать не обучение навыкам манипулирования в общении (порой в тренингах делового взаимодействия это бывает именно так), а развитие умений вчувствоваться в партнера, сопереживать ему, видеть в нем субъектную ценность. Используются технологии социально-психологического тренинга.

Слайд 13

Тренинговая группа «Звездная система» Возможные стратегии, технологии и приемы

Слайд 14

Первая стратегия — «центрационная». В рамках этой стратегии тренер помогает участникам выйти за пределы «шаблонной» центрации и превратить ее в «объединяющую». Целесообразно использование «технологии взаимопонимания». Имеются в виду системы специальных упражнений, нацеленных на развитие умений открытого и предельно искреннего, принимающего взаимодействия, способностей к позитивному отношению к миру, к другим людям, развитие готовности к диалогу в самых разнообразных ситуациях.

Слайд 15

Вторая стратегия — «познавательная». Осуществляется работа по расширению пределов познания мира и себя, для чего могут быть привлечены (при соблюдении всех необходимых требований!) некоторые модификации духовных практик, например технологии «медитаций-визуализаций». Задачами здесь становятся расширение самосознания, личностная трансценденция, подключение неосознаваемых ресурсов. Участники обучаются не только эффективной саморегуляции, но и умениям использовать ресурсы измененных состояний сознания.

Слайд 16

Третья стратегия — «отношенческая». Реализация этой стратегии определяется задачей развития творческого отношения участников тренинга к миру. Для этого нужны «технологии креативности». В рамках этих технологий особенно активно используются различные методы метафоризации, психодраматические и арттерапевтические методы, способствующие проявлению творческих потенциалов участников.

Слайд 17

Четвертая стратегия — «преобразовательная» . Важнейшая цель — преодолеть «оранжерейный эффект» группы и проверить готовность участников к самостоятельному Построению экологического мира. Можно применять технологии « домашних заданий»: тренер поручает участникам использовать полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях их реальной жизни в промежутках между тренинговыми занятиями; на последующих встречах разбираются успехи и неудачи такой «экспансии в обыденность».

Слайд 18

Тренинговая группа «Галактический совет»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг тренеров и его особенности

Слайд 2

Важнейшая методическая задача ведущего — соблюсти баланс между двумя стратегическими линиями развития группы : между собственно групповой динамикой и процессом движения к главной цели тренинга .

Слайд 3

Содержание и структура тренинга тренеров На первом этапе - значительные информационные блоки Второй этап характеризуется постепенной передачей ведущим своих функций участникам группы третьем этапе участники обучаются способам разработки новых тренинговых техник и получают задание создать оригинальные авторские упражнения

Слайд 4

Описание программы психологического тренинга Титульная страница Пояснительная записка Тематический план занятий Структура занятий Содержание тренинга Список литературы

Слайд 5

Схема каждого занятия Организационный момент (ритуалы приветствия, разминочные упражнения) Подведение итогов (эмоциональное отреагирование – осмысление) Домашнее задание (подразумевается не всегда) Ритуал прощания Основная часть (настрой – как подготовка к восприятию нового материала, введение нового содержания, его закрепление)

Слайд 6

Девятишаговая модель подготовки к тренингу Шаг первый . Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата. Шаг второй. Определение состава тренинговой группы. Шаг третий. Определение временных ресурсов. Шаг четвертый. Формулировка проблем. Шаг пятый. Формулировка задач. Шаг шестой. Подбор соответствующих психотехник. Шаг седьмой. Выделение блоков тренинговой программы и занятий на каждый блок. Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга. Шаг девятый . Написание краткого сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.

Слайд 7

Стадии изменения поведения участника тренинга Первая стадия – подготовка Вторая стадия – осознание Третья стадия – переоценка Четвертая стадия – действие

Слайд 8

Стадии развития групп со спонтанной динамикой 1 этап : заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, попек тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности. 2 этап : – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов. 3 этап : самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия. 4 этап : выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.

Слайд 9

Стадии развития групп с управляемой динамикой 1 этап : заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи. 2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта. 3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем. 4 этап : изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия. 5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.

Слайд 10

Понятие о групповой сплоченности Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой

Слайд 11

факторы, способствующие групповой сплоченности : совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы; достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю – нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати); атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников; привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника; квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности; наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении; присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то , а в борьбе против кого-то ).

Слайд 12

Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить : возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга); знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга – это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы; неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы; отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.

Слайд 14

ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНИК Этапы работы по созданию тренинговых техник I. Вычленение проблемы, которую необходимо решить в тренинговой работе. II. Формулирование цели будущей психотехники. III. Выбор тренингового метода, в рамках которого наиболее целесообразно разрабатывать психотехнику. IV. Создание необходимых тренинговых техник в рамках выбранного метода.

Слайд 15

Модификации 1.Подбор психотехник, направленных на достижение тех же целей. 2. Разложение известной техники по функциям (компонентам, составным частям) — создание «психотехническою конструктора» 3. Подбор психотехник с подобной структурой. 4. Анализ сходства и различил в способах реализации компонентов игр. 5 . Изменение одной функции и анализ произошедших изменений в психотехнике . 6. Перестановка составных частей в структуре психотехники. 7. Создание психотехники на основе случайно выбранных компонентов по аналогии с известными играми и упражнениями. 8. Последовательное изменение всех элементов психотехники. 9. Психотехника-калька (создание упражнения по имеющейся модели). 10. Перевод вычлененной проблемы на язык метафоры.



Предварительный просмотр:

Коммуникации в команде

______________________________________________________________________________

Тренинг:

«Коммуникации в команде»

Рабочая тетрадь участника

Ф.И.О.

______________________________

Москва, 2011 г.


ВВЕДЕНИЕ

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  1. Эффективные коммуникации – это:

  1. Конфликт – это:

  1. Конфликт  это плохо, если:

  1. Конфликт  это хорошо, если:


КОНФЛИКТ

Напишите определение конфликту – это….

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

Наша классификация конфликтов


ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ И ВЕРТИКАЛЬНАЯ

КОММУНИКАЦИЯ

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________


ПЯТЬ СТРАТЕГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Инструкция

«Вам предлагается на выбор два утверждения. Выберете то из них, которое кажется вам более подходящим. Обведите соответствующую букву в бланке ответов на странице 8».

Вопросы:

1. 

а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; 

б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. 

а) Я стараюсь найти компромиссное решение; 

б) я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. 

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; 

б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради, интересов другого человека.

4. 

а) Я стараюсь найти компромиссное решение; 

б) я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. 

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого; 

б) я стараюсь делать все, чтобы избежать болезненной напряженности.

6. 

а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя; 

б) я стараюсь добиться своего.

7.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно; 

б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого, более важного.

8. 

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; 

б) я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. 

а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то разногласий; 

б) я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10. 

а) Я твердо стремлюсь добиться своего; 

б) я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. 

а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; 

б) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. 

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызывать споры; 

б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении.

13. 

а) Я предлагаю среднюю позицию; 

б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. 

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах; 

б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. 

а) Я пытаюсь успокоить другого и сохранить наши отношения; 

б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. 

а) Я стараюсь не задеть чувств другого; 

б) я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. 

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; 

б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. 

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем; 

б) я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. 

а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы; 

б) я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. 

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия; 

б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. 

а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому; 

б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. 

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека; 

б) я отстаиваю свою позицию.

23. 

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас; 

б) иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

24. 

а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу; 

б) я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. 

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте; 

б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. 

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию; 

б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. 

а) Зачастую стремлюсь избежать споров; 

б) если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. 

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; 

б) улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. 

а) Я предлагаю среднюю позицию; 

б) думаю, что не всегда следует волноваться из-за возникающих трудностей.

30. 

а) Я стараюсь не задеть чувств другого; 

б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

п/п

А

Б

Б

А

А

Б

А

Б

А

Б

Б

А

Б

А

А

Б

Б

А

А

Б

А

Б

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

А

Б

Б

А

А

Б

А

Б

Б

А

Б

А

А

Б

Б

А

А

Б

Б

А

А

Б

А

Б

А

Б

Б

А