Рабочая программа "Целеполагание и построение жизненной перспективы"
Программа групповых занятий педагога-психолога по формированию жизнестойкости у студентов лицея. Расчитана на 18 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 51.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕБРИХИНСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР ДИРЕКТОР КГБПОУ
___________ Е.Н.БУДРИС «РЕБРИХИНСКИЙ ЛИЦЕЙ
«_____»__________ 2014Г. ПРОФЕССИНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ»
______________ Г.А.ЧИКИЛЬДИК
«_____»_____________ 2014Г.
РАССМОТРЕНО
НА ЗАСЕДАНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
ПРОТОКОЛ №
«______»________ 2014Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА
«ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ»
с.Ребриха
2014
Программа психологического курса разработана в целях профилактики антивитального поведения среди обучающихся на основе приказа Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края №4882 от 17.09.2014 г. «О мерах по повышению жизнестойкости студентов профессиональных образовательных организаций» и методического пособия «Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании».
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ребрихинский лицей профессионального образования».
Разработчик: Осипова Т.Н. - педагог – психолог первой квалификационной категории.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
| 5 |
| 7 |
| 9 |
| 11 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все обучающиеся требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации подростков. Это может приводить к ухудшению психического здоровья молодых людей.
Вопросы жизнестойкости и жизнестойкого совладания являются предметом многочисленных исследований в психологии. Это обусловлено тем, что многие трудные жизненные ситуации, зачастую оцениваются современным человеком как ситуации невозможности, имеют пагубные последствия как для физического, так и для психологического здоровья. Такие ситуации в современном мире получили самое широкое распространение. Они встречаются практически во всех сферах жизни, включая работу, учебу, семью, межличностные отношения. В силу этого возникает необходимость снижения остроты переживаний трудных жизненных ситуаций, и превращения их в собственные ресурсы. И здесь неоценимую помощь может оказать такой мощнейший личностный ресурс как жизнестойкость. Он есть у каждого человека, однако не каждый может его обнаружить и использовать. Программа психологического клуба «Бумеранг» направлена на активизацию личностного потенциала обучающегося с целью повышения его качества жизни.
Жизнестойкость является формируемой интегральной характеристикой личности, которая определяется оптимальной смысловой регуляцией личности, ее адекватной самооценкой, развитыми волевыми качествами, высоким уровнем социальной компетентности,развитыми коммуникативными умениями и характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Также понятие жизнестойкость отражает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровьячеловека. Такой подход позволяет сделать вывод о том, что жизнестойкость − тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.
Данная программа представляет собой систему занятий с обучающимися, направленную на их психолого-педагогическую поддержку в трудные периоды жизни, на психологическую подготовку к их проживанию с наименьшими личностными потерями, развитие рефлексии, временной перспективы и способности к целеполаганию.
Психологический курс реализуется в объёме 18 практических занятий с элементами тренинга в группах 1 и 2 курсов в несколько этапов:
- Диагностический этап. Измерение уровня развития компонентов жизнестойкости с помощью «Теста жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), методики «Шкала тревожности» (15-17 лет).
- Формирующий этап. Включает в себя практические занятия с элементами тренинга, направленные на развитие компонентов жизнестойкости.
- Диагностический этап. Повторная диагностика компонентов жизнестойкости подростков, которая осуществляется с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе.
Паспорт программы
Полное наименование программы | Рабочая программа психологического курса «Целеполагание и построение жизненной перспективы» КГБПОУ «Ребрихинский лицей профессионального образования» |
Основания для разработки | Приказ Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края №4882 от 17.09.2014 г. «О мерах по повышению жизнестойкости студентов профессиональных образовательных организаций» и методического пособия «Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании». |
Цель программы | Профилактика авитального поведения. |
Основные задачи | Организация психолого-педагогического сопровождения формирования социально успешной личности, умеющей противостоять жизненным трудностям Помощь юному человеку в понимании и раскрытии себя, формирование уверенности в себе, развитие волевых качеств. Формирование ценности жизни и здоровья, пропаганда общечеловеческих ценностей и толерантности. Расширение информационного поля обучающихся в вопросах межличностного конструктивного взаимодействия, социального давления, эффективных способов выхода из сложных жизненных ситуаций, саморегуляции и саморазвития эмоциональной сферы личности, формирования жизнеутверждающих установок, активной жизненной позиции. |
Этапы реализации программы |
|
Требования к результатам освоения курса | Знания: - понятие и значимость в жизни человека жизнестойкости; - особенности межличностного взаимодействия; - способы решения проблем; - жизнеутверждающие установки; - ценности личности; - понятие социального давления; - кризис – как возможность саморазвития; - стратегии поведения в кризисной ситуации; - активная жизненная позиция. Умения: - адекватного принимать в свой адрес, как положительной информации, так и отрицательной; - конструктивного взаимодействовать с людьми; - понимать и принимать точки зрения другого человека; - выражать позитивную оценку окружающим; - сопротивляться давлению; - находить конструктивный выход из трудной ситуации; - преодолевать тревожность и волнение; - разрабатывать собственную стратегию успеха; - планировать собственное будущее. |
ФИО, должность, телефон руководителя программы | Осипова Татьяна Николаевна, педагог- психолог, 8385(82)21150 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем психологического курса.
Психологический курс реализуется в объёме 18 практических занятий с элементами тренинга по 45 минут.
2.2. Тематический план и содержание психологического курса
«Целеполагание и построение жизненной перспективы».
№ | Тема занятия | Количество часов |
1-2. | «Жизнестойкий человек. Как им стать?». Цель: познакомить с понятием жизнестойкости и её значимостью в жизни человека; исследовать уровень развития компонентов жизнестойкости и уровень тревожности у обучающихся с помощью «Теста жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), методики «Шкала тревожности» (15-17 лет);способствовать развитию умения адекватного принятия в свой адрес как положительной информации, так и отрицательной, осознанию внутренних проблем. | 2 |
3. | «Как успешно общаться и налаживать контакты». Цель: познакомить с особенностями межличностного взаимодействия; способствовать представлению о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитию базовых коммуникативных умений. | 1 |
4. | «Мозаика общения» Цель: предоставить участникам возможность вступить во взаимодействие друг с другом, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. | 1 |
5. | «Мои проблемы». Цель: способствовать осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению; актуализировать личностные ресурсов. | 1 |
6. | «Стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях» Цель: проанализировать имеющиеся проблемы; познакомить с различными стратегиями решения проблем; способствовать формированию индивидуальной стратегии поведения в сложной жизненной ситуации. | 1 |
7. | «Позитивное мироощущение». Цель: способствовать формированию жизнеутверждающих установок, активации позитивно окрашенных реакций на различные, в том числе стрессовые ситуации в жизни подростков. | 1 |
8. | «Есть проблема? Нет проблем!» Цель: способствовать формированию адекватного отношения к проблемам; способствовать развитию умения менять отношение к трудным ситуациям. | 1 |
9. | «Регуляция стресса». Цель: способствовать формированию навыков саморегуляции для снятия негативных последствий стресса. | 1 |
10. | «Стрессу - нет!» Цель: обучение приемам снижения эмоционального напряжения, отработка релаксационных упражнений. | 1 |
11. | «Я не такой как все и все мы разные» Цель: укрепить уважение подростков к себе и окружающим, чувство собственного достоинства, повысить коммуникабельность. | 1 |
12. | «Сопротивление давлению». Цель: способствовать формированию навыков сопротивления давлению, позитивного отношения к стремлению быть индивидуальностью. | 1 |
13 | «Хорошо ли быть уверенным в себе?» Цель: создать условия для развития личностных возможностей, развивать навыки самоанализа собственных слов, действий, поступков и давать адекватную оценку самого себя и сложных ситуаций; научить сохранять спокойствие и невозмутимость в тех ситуациях, которые раньше вызывали тревогу, управлять собственными чувствами и эмоциями; повысить уверенное поведение и умение противостоять групповому давлению. | 1 |
14. | «Кризис: выход есть!». Цель: организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения; расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения в сложных жизненных ситуациях. | 1 |
15. | «Разрешение проблемных ситуаций». Цель: развитие рефлексии, временной перспективы и способности к целеполаганию. актуализация активной позиции участников в решении проблем конструктивными способами; создание алгоритма, который может помочь в построении стратегии разрешения проблемной ситуации; развитие навыков помощи себе и другим в сложной ситуации. | 1 |
16. | «Ценности личности». Цель: способствовать формированию отношения подростков к ценностям как очень важной составляющей личности, которое определяет наше отношение к жизни вообще. | 1 |
17. | «Ценить настоящее» Цель: помочь обучающимся обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям жизни. | 1 |
18. | «Жить по собственному выбору». Цель: способствовать формированию активной жизненной позиции, оптимистического взгляда на собственное будущее; повторно исследовать уровень развития компонентов жизнестойкости и уровень тревожности у обучающихся с помощью «Теста жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), методики «Шкала тревожности» (15-17 лет). | 1 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРАТИКУМА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия просторного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- мультимедийный проектор
3.2. Информационное обеспечение психологического практикума.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками, издательство Питер, 2006.
- Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. Справочник практического психолога. Москва «ЭКСМО», 2004.
- Мастерская психолога НПО: тренинги, семинары, психологические практикумы для педагогов, учащихся и их родителей, Минск.
- Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании. Методическое пособие. Барнаул, 2014.
- Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Москва «ВАКО», 2005.
- Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия/ сост. М. Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я. К. Нелюбова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- //Справочник педагога-психолога, №9,20014.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения психологического практикума осуществляется за счёт измерения уровня развития компонентов жизнестойкости и уровня тревожности с помощью «Теста жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), методики «Шкала тревожности» (15-17 лет) на начальном этапе и заключительном.
Сравнение результатов диагностического исследования до прохождения психологического практикума и после даст возможность увидеть изменения показателей уровня жизнестойкости и тревожности (динамику либо её отсутствие).