Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации к школьному обучению первоклассников "Большое морское путешествие"
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности самореализации в школьной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 470.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
Коррекционно-развивающая программа
по адаптации первоклассников к школьному обучению
«Большое морское путешествие»
Верютина Ирина Борисовна
педагог-психолог МБОУ СОШ № 13
г. Приморско - Ахтарск
Актуальность
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно (Дубровина И.В., Овчарова Р.В., Битянова М.Р. Микляева А.В., Румянцева П.В. и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности самореализации в школьной среде.
Наблюдения за школьниками первых классов показали, что психологическая адаптации детей к школе может проходить по-разному, Первая группа детей адаптируется к школе быстро. Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей, у них хорошее настроение, они спокойны и добросовестно выполняют требования учителя.
Вторая группа имеет длительный период адаптации: дети не могут принять ситуацию обучения - они могут играть на уроках, не реагируют на замечания учителя и, как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы.
Третья группа — дети, у которых психологическая адаптация связана со значительными трудностями, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, на таких детей чаще всего жалуются учителя и дети: они «мешают работать в классе», «третируют детей»[3].
В программу работы по адаптации детей к школе входят:
- консультирование и просвещение педагогов по вопросам, касающимся организации психолого-педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации;
- консультирование и просвещение родителей;
- проведение психолого-педагогической диагностики школьных трудностей первоклассников;
- проведение кррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися в состоянии средней и тяжёлой дезадаптации;
Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чужими или недоступными для усвоения. Для многих «камнем преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учёбе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность у некоторых переходит в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, «погрузил» в море неуспеха и лишил поддержки. Другим не даются отношения со сверстниками, педагогом. Неуспешность в общении приводит к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других. Ухудшается здоровье, нормой становятся слёзы или температура по утрам и больной живот по вечерам, появляются странные неприятные «привычки»: тики, заикание, покусывание ногтей, волос.
Для первоклассников, имеющих трудности в адаптации к школьному обучению, была разработана коррекционно - развивающая программа «Большое морское путешествие».
Учебно - тематический план работы
№ занятия | Тема | Цель занятия | Кол-во часов |
1 | Знакомство | Знакомство с группой, снятие мышечного напряжения, осознание собственного тела и выразительности движений, умение действовать синхронно тексту. Развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие слухового восприятия и мелкой моторики. | 1 |
2 | Страна Эмоций | Снижение уровня тревожности, развитие воображения, мелкой моторики, координации движений. | 1 |
3 | Страна Рисовандия | Стимулирование общения; развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики; развитие самоконтроля | 1 |
4 | Страна Точек | Развитие познавательных способностей (памяти, внимания, логического мышления, воображения), усидчивости, мелкой моторики, общения. | 1 |
5 | Страна Математики | развитие логического мышления, мелкой моторики, мыслительных способностей, концентрации внимания. | 1 |
6 | Страна Русского языка | Развитие общей осведомлённости, внимания, мышления, быстроты реакции. | 1 |
7 | Страна Литературия | Формирование правильного представления о себе; развитие логического мышления, зрительной памяти, моторики и зрительно-моторной координации, умения ориентироваться в пространстве, концентрировать своё внимание, расслабляться. | 1 |
8 | Страна Литературия. В гостях у Маленькой Бабы-Яги | Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления. | 1 |
9 | Страна Вымышляндия | Развитие логического мышления, зрительно-моторной координации, зрительной памяти, концентрации внимания, усидчивости, коммуникативных качеств, эмоциональной сферы (эмоция радости). | |
10 | Страна Природоведия | Развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, развитие мышления, памяти, внимания, моторики и зрительно-моторной координации, умения владеть своим телом. | 2 |
11 | Развитие внимания, воображения, логического мышления, моторики и зрительно-моторной координации, умения снимать психоэмоциональное-напряжение. | ||
12 | Страна Физкультурия | Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом, развитие моторики и зрительно-моторной координации; формирование позитивной самооценки. | 1 |
13 | Страна «Мыльных пузырей» | Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического, образного мышления, воображения, внимания, зрительной памяти. | 1 |
Перечень средств необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер (ноутбук) – основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащихся мультимедиа – возможности: видеоизображение, качественный аудиозвук.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную психологом. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Не аппаратные средства
- Функционально – ориентированные пособия (плоские и объёмные геометрические фигуры)
- Спортивные пособия (мяч)
- Арсенал для АРТ-терапии (сюжетные картинки, журналы, альбомные листы формата А1, А3, А4, краски, гуашь, кисти, баночка для воды, пластилин, клей, фурнитура, цветные карандаши, восковые мелки)
- Рабочие тетради
- Записи для релаксации и рисования: звуки природы, инструментальная музыка.
Литература:
- Деннисон.П., Деннисон Г. Гимнастика ума. Простые упражнения для раскрытия умственных возможностей. - М.: Издательский отдел ЦВЛД, 1993.
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011
- Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004.
- Овчарова Р. В.Практическая психология образования: Учеб.пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2005.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильцовой – М.: Мозаика- Синтез, 2010
- Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 314, [1] с.: ил. (Психологический практикум).
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод.руководство. — СПб: Иматон, 1999
- Лабиринт души: терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – 3-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2004
- Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008.
Интернет – ресурсы
- Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» http://www.schoolpress.ru jornalissues/razvitie/index.php
- Газета «Школьный психолог»
- «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http:// festival. I september.ru
- «Педагогическая библиотека» - http://www.pedlih.rti
- «Мир Психологии» - http://psychology.net.ru
- МетодикаЛ.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ http://www.imaton.com/
Занятие 5. Страна Математики.
Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики, мыслительных способностей, концентрации внимания.
Вступление: Здравствуйте, ребята! Я снова рада видеть вас на палубе нашего корабля. И сегодня мы с вами отправимся к берегам страны Математики. Но для начала нам необходимо набраться сил и поверить в себя.
Разминка. Упражнение «Здрасьте, это Я!»
- Я умею улыбаться
- Я умею хмуриться
- Я умею жмуриться
- Я могу сощуриться
- Я могу надуться
- Я могу свистеть
- Мы такие дружные, мы умеем петь.
Наш парусный фрегат не может двигаться самостоятельно, для этого нам нужен ветер.
Упражнение «Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад.
Инструкция: Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер! (Упражнение повторяется 3 раза).
Дорога в эту страну Математики нелёгкая. Соберите все буквы и слоги по стрелкам.
И вот мы у ворот большой страны и стражники здесь есть. Как зовут этих стражников вы знаете? (1 и 0) . Цифры 1 и 0 очень дружны. Скажите, если их поставить вместе, какое число получится? (10). Но в страну Математики не так просто попасть…. Для этого надо отгадать загадки.
ЗАГАДКИ:
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек.
Приходите все на чай,
Сколько чаек отвечай…(восемь)
Спросил меня голос в пустыне дикой:
«Много ли в море растёт земляники?»
- Столько же, сколько селёдок солёных,
Растёт на берёзах и ёлках зелёных.
Сколько растёт в море земляники? (Ни сколько.Земляника в море не растёт)
Как-то вечером к медведю,
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог,
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей (Семь)
(Б.Заходер)
МОЛОДЦЫ! Вот мы и в стране Математики.
Это очень необычная и интересная, многонациональная страна. В ней живут цифры и числа, геометрические фигуры и просто линии, и даже маленькие точки.
Сказка о Точке
В далеком математическом государстве жила-была маленькая Точка, которую никто не любил. Да и чего ее любить: сама крохотная, еле-еле видно, ни длины, ни ширины не имеет, а попробуй не поставить на нужном месте или пропустить!.. Сколько неприятностей, сколько двоек...
Точка, конечно же, чувствовала такое отношение к себе и очень обижалась: как трудно быть хорошей, когда тебя не любят! Задумала она сбежать из математического государства, да все решимости не хватало. «Все-таки страшно, ведь правда, маленькая я, - думала Точка, - одно слово - ни длины, ни ширины... Далеко не убежишь...»
«Kак я тебя понимаю!» - услышала Точка тяжелый вздох рядом с собой. Это была Стройная Прямая: «Я ведь тоже не имею определения! Все говорят: прямая, прямая... Проведите прямую, отметьте на прямой... А что такое прямая - никто еще толком не сказал... Грустно! Давай-ка, точка, я тебе помогу! Прыгай на меня и беги, не останавливаясь. Я ведь ухожу в бесконечность! Хочешь увидеть бесконечность вместе со мной?»
«Конечно, хочу!» - пискнула Точка, прыгнула…. и закрыв глаза, представила себе, что катится она по прямой далеко, далеко, далеко…... Но потом, поняла, что уже через пять минут после её исчезновения числа начнут кричать и волноваться - некому их обозначить на числовом луче! Да и сами лучи на глазах растворяются: где точка, чтобы ограничить прямую с одного конца? А уж из чисел, желавших умножиться, целая очередь образуется: ведь вместо Точки в примерах на умножение пришлось бы ставить KосойKрестик. А что взять с Kрестика, к тому же Kосого?
Словом подумала, подумала маленькая Точки и поняла, что без неё, такой маленькой рухнуло бы математеческое государство на пятнадцатой минуте.
Обсуждение
- Понравилась сказка?
- Как вы думаете, о чём эта сказка?
- Почему маленькая Точка всё -таки не убежала?
- О чём она подумала?
Но точка не так одинока, как сразу могло показаться. У неё есть друзья – это цифры и числа, лучи и прямые. Иногда они вместе играют и рисуют.
Упражнение «Соедини точки»
Кинезиологическое упражнение «Ленивая восьмёрка»
Нарисуйте в воздухе сначала правой рукой восьмёрку, которая устала и прилегла отдохнуть, а затем такую же восьмёрку в воздухе нарисуйте левой рукой (если у ребёнка не получается выполнить самостоятельно это упражнение, постарайтесь помочь ему рисованием такой же восьмёрки на доске с вашей помощью, а затем самостоятельно).
И вот мы с вами вышли на улицу Ребусов. А вы знаете, что такое ребусы? Ребусы – это загадки – картинки. А вы хотите попробовать разгадать ребусы?
Упражнение «Ребус»
каток
подвал
школа
марка
Какие вы молодцы! Решая ребусы, мы вышли в квартал Геометрических фигур. Здесь живут круги и овалы, квадраты и ромбы, трапеции и параллелепипеды, треугольники и прямоугольники и многие, многие другие.
Упражнение «Сосчитай фигуры»
Игра «Найди домик»
Маленькие фигурки так заигрались, что забыли, где их домики.
А вы как думаете, кто в каком домике живёт? Соедините фигуры и их домики разноцветными линиями (круги красной линией, треугольники синей, квадраты – зелёной линией). Сосчитайте, сколько больших фигур и сколько маленьких.
Мы с вами вышли на Поляну Цветов.
Упражнение «Сосчитай цветы и бабочек»
На этой поляне живёт Крокодил. Он очень любит придумывать математические примеры. А вы умеете решать примеры?
Упражнение «Крокодил»
Но наш Крокодил загрустил, потому что художник забыл его разукрасить. Решите примеры и разукрасьте крокодила. Внизу дан ключ, каким цветом необходимо разукрасить определённую часть Крокодила.
Вот и подошла к концу наша экскурсия по стране Математики. Вы сегодня очень хорошо потрудились. МОЛОДЦЫ!
Рефлексия
- Вам понравилась эта страна?
- Что вам больше всего понравилось?
- А что показалось сложным?
- Что нового вы узнали о Стране Математики?
Прощание