Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации к школьному обучению первоклассников "Большое морское путешествие"

Верютина Ирина Борисовна

Первый класс школы один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности самореализации в школьной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     средняя общеобразовательная  школа № 13

   Коррекционно-развивающая  программа

по адаптации первоклассников к школьному обучению

      «Большое морское путешествие» 

Верютина Ирина Борисовна

                                                        педагог-психолог МБОУ СОШ № 13

                                                          г. Приморско - Ахтарск

Актуальность

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе  достаточно (Дубровина И.В., Овчарова Р.В., Битянова М.Р. Микляева А.В., Румянцева П.В. и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми,  базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности самореализации в школьной среде.

Наблюдения за школьниками первых классов показали, что психологическая адаптации детей к школе может проходить по-разному, Первая группа детей адаптируется к школе быстро. Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей, у них хорошее настроение, они спокойны и добросовестно выполняют требования учителя.

Вторая группа имеет длительный период адаптации: дети не могут принять ситуацию обучения - они могут играть на уроках, не реагируют на замечания учителя и, как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы.

Третья группа — дети, у которых психологическая адаптация связана со значительными трудностями, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, на таких детей чаще всего жалуются учителя и дети: они «мешают работать в классе», «третируют детей»[3].
В программу работы по адаптации детей к школе входят:
- консультирование и просвещение педагогов по вопросам, касающимся организации психолого-педагогической  поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации;
- консультирование и просвещение родителей;
- проведение психолого-педагогической диагностики школьных трудностей первоклассников;
- проведение кррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися в состоянии средней и тяжёлой дезадаптации;

Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чужими или недоступными для усвоения. Для многих «камнем преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учёбе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность у некоторых переходит в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, «погрузил» в море неуспеха и лишил поддержки. Другим не даются отношения со сверстниками, педагогом. Неуспешность в общении приводит к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других. Ухудшается здоровье, нормой становятся слёзы или температура по утрам и больной живот по вечерам, появляются странные неприятные «привычки»: тики, заикание, покусывание ногтей, волос.

Для первоклассников, имеющих трудности в адаптации к школьному обучению, была разработана коррекционно - развивающая программа  «Большое морское путешествие».

Учебно -  тематический план работы

№ занятия

Тема

        Цель занятия

Кол-во часов

1

Знакомство

Знакомство с группой, снятие мышечного напряжения, осознание собственного тела и выразительности движений, умение действовать синхронно тексту. Развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие слухового восприятия и мелкой моторики.

  1

2

Страна Эмоций

Снижение уровня тревожности, развитие воображения, мелкой моторики, координации движений.

   1

3

Страна Рисовандия

Стимулирование общения; развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики; развитие самоконтроля

   1

4

Страна Точек

Развитие познавательных способностей (памяти, внимания, логического мышления, воображения), усидчивости, мелкой моторики, общения.

  1

5

Страна Математики

развитие логического мышления, мелкой моторики, мыслительных способностей, концентрации внимания.

1

6

Страна Русского языка

Развитие общей осведомлённости, внимания, мышления, быстроты реакции.

  1

7

Страна Литературия

Формирование правильного представления о себе; развитие логического мышления, зрительной памяти, моторики и зрительно-моторной координации, умения ориентироваться в пространстве, концентрировать своё внимание, расслабляться.

   1

8

Страна Литературия.

В гостях у Маленькой Бабы-Яги

Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления.

   1

9

Страна Вымышляндия

Развитие логического мышления, зрительно-моторной координации, зрительной памяти, концентрации внимания, усидчивости, коммуникативных качеств, эмоциональной сферы (эмоция радости).

10

Страна Природоведия

Развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, развитие мышления, памяти, внимания, моторики и зрительно-моторной координации, умения владеть своим телом.

2

11

Развитие внимания, воображения, логического мышления, моторики и зрительно-моторной координации, умения снимать психоэмоциональное-напряжение.

12

Страна Физкультурия

Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом, развитие моторики и зрительно-моторной координации; формирование позитивной самооценки.

   1

13

Страна «Мыльных пузырей»

Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического, образного мышления, воображения, внимания, зрительной памяти.

   1

Перечень средств необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер (ноутбук) – основная конфигурация  современного компьютера обеспечивает учащихся мультимедиа – возможности: видеоизображение, качественный аудиозвук.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную психологом. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения  большого  формата.

Не аппаратные средства

  • Функционально – ориентированные пособия (плоские и объёмные геометрические фигуры)
  • Спортивные пособия (мяч)
  • Арсенал для АРТ-терапии (сюжетные картинки, журналы, альбомные листы формата А1, А3, А4, краски, гуашь, кисти, баночка для воды, пластилин, клей, фурнитура, цветные карандаши, восковые мелки)
  • Рабочие тетради
  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, инструментальная музыка.

Литература:

  1. Деннисон.П., Деннисон Г. Гимнастика ума. Простые упражнения для раскрытия умственных возможностей. - М.: Издательский отдел ЦВЛД, 1993.
  2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011
  3. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004.
  4. Овчарова Р. В.Практическая психология образования: Учеб.пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2005.
  6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильцовой – М.: Мозаика- Синтез, 2010
  7. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 314, [1] с.: ил. (Психологический практикум).
  8. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод.руководство. — СПб: Иматон, 1999
  9. Лабиринт души: терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – 3-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2004
  10. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008.

Интернет – ресурсы

  1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» http://www.schoolpress.ru jornalissues/razvitie/index.php
  2. Газета «Школьный психолог»
  3. «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http:// festival. I september.ru
  4. «Педагогическая библиотека» - http://www.pedlih.rti
  5. «Мир Психологии» - http://psychology.net.ru
  6. МетодикаЛ.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ http://www.imaton.com/

Занятие 5. Страна Математики.

Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики, мыслительных способностей, концентрации внимания.

Вступление: Здравствуйте, ребята! Я снова рада видеть вас на палубе нашего корабля. И сегодня мы с вами отправимся к берегам  страны Математики. Но для начала нам необходимо набраться сил и поверить в себя.

Разминка. Упражнение «Здрасьте, это Я!»

- Я умею улыбаться

- Я умею хмуриться

- Я умею жмуриться

- Я могу сощуриться

- Я могу надуться

- Я могу свистеть

- Мы такие дружные, мы умеем петь.

Наш  парусный фрегат   не может двигаться самостоятельно, для этого нам нужен ветер.

Упражнение «Корабль и ветер» 

Цель: Настроить группу на рабочий лад.

Инструкция: Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер! (Упражнение повторяется 3 раза).

Дорога в эту страну Математики  нелёгкая. Соберите все буквы и слоги по стрелкам.

http://festival.1september.ru/articles/521720/f_clip_image002.jpg

И вот мы у  ворот  большой страны  и стражники здесь есть. Как зовут этих стражников вы знаете? (1 и 0) . Цифры 1 и 0 очень дружны. Скажите, если их поставить вместе, какое число получится? (10). Но в страну Математики не так просто попасть…. Для этого надо отгадать загадки.

ЗАГАДКИ:

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек.
Приходите все на чай,

Сколько чаек отвечай…(восемь)

Спросил меня голос в пустыне дикой:

«Много ли в море растёт земляники?»

- Столько же, сколько селёдок солёных,

Растёт на берёзах и ёлках зелёных.

Сколько растёт в море земляники? (Ни сколько.Земляника в море не растёт)

Как-то вечером к медведю,

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог,

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей
(Семь)

(Б.Заходер)

МОЛОДЦЫ! Вот мы и  в стране Математики.

Это очень необычная и интересная, многонациональная страна. В ней живут цифры и числа, геометрические фигуры и просто линии, и даже маленькие  точки.

Сказка о Точке

 В далеком математическом государстве жила-была маленькая Точка, которую никто не любил. Да и чего ее любить: сама крохотная, еле-еле видно, ни длины, ни ширины не имеет, а попробуй не поставить на нужном месте или пропустить!.. Сколько неприятностей, сколько двоек...

Точка, конечно же, чувствовала такое отношение к себе и очень обижалась: как трудно быть хорошей, когда тебя не любят! Задумала она сбежать из математического государства, да все решимости не хватало. «Все-таки страшно, ведь правда, маленькая я, - думала Точка, - одно слово - ни длины, ни ширины... Далеко не убежишь...»

«Kак я тебя понимаю!» - услышала Точка тяжелый вздох рядом с собой. Это была Стройная Прямая: «Я ведь тоже не имею определения! Все говорят: прямая, прямая... Проведите прямую, отметьте на прямой...  А что такое прямая - никто еще толком не сказал... Грустно! Давай-ка, точка, я тебе помогу! Прыгай на меня и беги, не останавливаясь. Я ведь ухожу в бесконечность! Хочешь увидеть бесконечность вместе со мной?»

«Конечно, хочу!» - пискнула Точка, прыгнула…. и закрыв глаза, представила себе, что катится она по прямой далеко, далеко, далеко…... Но потом, поняла, что уже через пять минут после её исчезновения числа начнут кричать и волноваться - некому их обозначить на числовом луче! Да и сами лучи на глазах растворяются: где точка, чтобы ограничить прямую с одного конца? А уж из чисел, желавших умножиться, целая очередь образуется: ведь вместо Точки в примерах на умножение пришлось бы ставить KосойKрестик. А что взять с Kрестика, к тому же Kосого?

Словом подумала, подумала маленькая Точки и поняла, что без неё, такой маленькой рухнуло бы математеческое государство на пятнадцатой минуте.

Обсуждение

- Понравилась сказка?

- Как вы думаете, о чём эта сказка?

- Почему маленькая Точка всё -таки не убежала?

- О чём она подумала?

Но точка не так одинока, как сразу могло показаться. У неё есть друзья – это цифры и числа, лучи и прямые. Иногда они вместе играют и рисуют.

Упражнение «Соедини точки»

http://www.coloring2000.com/img/point%20a%20relier/gentleman.jpg

Кинезиологическое  упражнение «Ленивая восьмёрка»

Нарисуйте в воздухе сначала правой рукой восьмёрку, которая устала и прилегла отдохнуть, а затем такую же восьмёрку в воздухе нарисуйте левой рукой (если у ребёнка не получается выполнить самостоятельно это упражнение, постарайтесь помочь ему рисованием такой же восьмёрки на доске с вашей помощью, а затем самостоятельно).

И вот мы с вами вышли на улицу Ребусов. А вы знаете, что такое ребусы? Ребусы – это загадки – картинки. А вы хотите попробовать разгадать ребусы?

Упражнение «Ребус»

http://luntiki.ru/uploads/images/3/0/b/7/5/14fe59dd60.jpg  каток

http://luntiki.ru/uploads/images/b/2/9/1/5/d752a5840b.jpg подвал

  школа

 Ребусы для детей 5 6 7 8 лет в картинках с ответами   скачать и распечатать

              марка

Какие вы молодцы! Решая ребусы, мы вышли в квартал Геометрических фигур. Здесь живут круги и овалы, квадраты и ромбы, трапеции и параллелепипеды, треугольники и прямоугольники и многие, многие другие.

Упражнение «Сосчитай фигуры»

5111852_df5ac9f24b85ab0b37d7650013516737__3 (502x646, 34Kb)

Игра «Найди домик»

Маленькие фигурки так заигрались, что забыли,  где их домики.

А вы как думаете, кто в каком домике живёт? Соедините фигуры и их домики разноцветными линиями (круги красной линией, треугольники синей, квадраты – зелёной линией). Сосчитайте, сколько больших фигур и сколько маленьких.

http://www.pochemu4ka.ru/zanyatia/matem/10.gif

Мы с вами вышли на Поляну Цветов.

Упражнение «Сосчитай цветы и бабочек»

http://ped-kopilka.com.ua/images/photos/artikl00/a6dd2d2a3cfc597155042130aea0690c.jpg

На этой поляне живёт Крокодил. Он очень любит придумывать математические примеры. А вы умеете решать примеры?

Упражнение «Крокодил»

 Но наш Крокодил загрустил, потому что художник забыл его разукрасить. Решите примеры и разукрасьте крокодила. Внизу  дан ключ, каким цветом необходимо разукрасить определённую часть Крокодила.

http://static4.read.ru/images/booksillustrations/206055.jpg

Вот и подошла к концу наша экскурсия по стране Математики. Вы сегодня очень хорошо потрудились. МОЛОДЦЫ!

Рефлексия

- Вам понравилась эта страна?

- Что вам больше всего понравилось?

- А что показалось сложным?

- Что нового вы узнали о Стране Математики?

Прощание