Различные представления о предмете психологии.

Воробьева Мария Александровна

Что является предметом психологии очень сложный вопрос. В дословном переводе психология – наука о душе. Что такое душа (или психика)? Ответа на вопрос нет. Существование души несомненно для одних и условно для других, ее невозможно увидеть, ухватить, измерить. И в этом одна из специфик психологии как науки. Приходится искать другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор «вторичного объекта» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, т.е. того объяснительного принципа, который той или иной научной школой. Чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо проследить, как изменялся предмет психологии на протяжении всей истории науки.
Психика – это свойство вы-сокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Донаучный этап психологии включает: 1. Психологию как учение о душе, такое определение психологии дано более двух тысяч лет назад; 2. Психологию как науку о сознании (начинается в 17 в. с развитием естественных наук); 3. Ассоциативная психология (основана Дж. Локком в 18 в. в связи с развитием опытной психологии до 19 в. включительно). 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichnye_predstavleniya_o_predmete_psihologii.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Различные представления о предмете психологии.

Что является предметом психологии очень сложный вопрос. В дословном переводе психология – наука о душе. Что такое душа (или психика)? Ответа на вопрос нет. Существование души несомненно для одних и условно для других, ее невозможно увидеть, ухватить, измерить. И в этом одна из специфик психологии как науки. Приходится искать другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор «вторичного объекта» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, т.е. того объяснительного принципа, который той или иной научной школой. Чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо проследить, как изменялся предмет психологии на протяжении всей истории науки.
Психика – это свойство вы-сокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Донаучный этап психологии включает: 1. Психологию как учение о душе, такое определение психологии дано более двух тысяч лет назад; 2. Психологию как науку о сознании (начинается в 17 в. с развитием естественных наук); 3. Ассоциативная психология (основана Дж. Локком в 18 в. в связи с развитием опытной психологии до 19 в. включительно). 
1. Психология как учение о душе: Первые представления о душе носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой
А. Первобытный человек, осмысляя явления смерти, сна, считал, что душа – двойник человека: ее потребности и привычки те же, что и у живых людей. Это породило первоначальные формы религии. 
Б. Идеи о материальной природе души принадлежали натурфилософам: Фалес, Анаксимен, Гераклит. Душа – оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь); всеобщая одушевленность материи (гилозоизм) – своеобразная форма материализма. Атомисты развили эту идею: Демокрит, Эпикур, Лукреций. Душа – материально оживляющий тело орган, руководимый также материальным началом – духом, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни, они и сами телесны и образованы из атомов – материалистическое течение в психологии.
В. Платон ввел понятие о частях души выделив: а) разум; б) мужество; в) вожделение – и разместил их в а) голове; б) груди; в) брюшной полости. Он является родоначальник дуализма в психологии – учение трактующее тело и психику (материальное и духовное), как два самостоятельных и антагонистических начала – идеалистическое течение в психологии.
Г. Аристотель (4 вв. до н.э.) – трактат «О душе», родоначальник психологии. Он отстаивал опытный, объективный метод изучения душевной деятельности, впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Распространил понятие психического на все органические процессы, выделял растительную, животную и разумную души. Выдвинул теорию о формировании характера в реальной деятельности.
2. Психология как учение о сознании: Внутри самой категории психического зарождается понятие о сознании. Человек способен не только иметь восприятие и мысли, но и замечать, что они принадлежат ему, не только совершать произвольные действия, но и знать, что они от него исходят. В 15 в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания.
Основной метод изучения – интроспекция (наблюдение за самим собой) и описание фактов.
А. Декарт – «Страсти души». Приверженец дуализма – признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Тело обладает свойствами протяженности; душа – свойствами мышления. Дал основу двум разным учениям. Считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействие из вне. Человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Душу = сознанию, сознание, есть мышление.
Б. Спиноза – был «монистом» - утверждал наличие единой субстанции; в его системе таковой была природа, вездесущая и вечная. Человек познает природу через ее атрибуты (свойства); их много, но человеку доступны лишь два: мышление и протяженность. Все вещи, все процессы – это состояния субстанции или ее модусы. Человек – это сложный модус, образуемый модусомдушой и модусом-телом. Душа – это ум, как модус мышления и состоит из модусовидей. Часть духа бессмертна, но индивидуальность гибнет с телом. Положил начало закону ассоциаций, т.е. специфической связи, устанавливаемой между идеями.
3. Ассоциативная психология: Термин «ассоциация» ввел *Дж. Локк, у него ассоциация – один из механизмов мышления, причем главный. По Локку знания – есть опыт, его источники: ощущения и рефлексия (восприятие и суждение); из этих источников получает идеи все, что является объектом человеческого мышления. Врожденных идей нет. В разуме не ничего, чтобы не прошло через органы чувств. Выдвинул принцип атомистического анализа сознания, где ощущения неразложимые элементы и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. 
Принципы ассоцианизма: 1. Душа есть сознание, в его познавательной части; 2. В основе душевной жизни лежат простые элементы – ощущения; 3. Более сложные образования возникают как «сложение» более простых на основе принципа ассоциации. 4. Источник знаний – самонаблюдение. Ассоцианизм выработал ценные представления в области психологии памяти и мышления, но не объясняла всех психических процессов.
Научный этап психологии начинается с 1867 г. с открытия экспериментальной лаборатории в Лейпциге Вундом. Вунд считается родоначальником психологии как самостоятельной науки. Начало экспериментальной психологии – психология сознания, делал упор на исследование сознания с точки зрения структуры. Конец 19 – начало 20 века – кризис психологии сознания, обусловленный с одной стороны тем, что в рамках той парадигмы, в которой работали ученные, они не отвечали на насущные вопросы действительности. Шло развитие производства, и необходимы были знания психологии в этой сфере, особенно в США. Практически одновременно возникли три больших течения психологии, каждый из которых посвоему рассматривал свой предмет.
1. Бихевиоризм – направление в психологи, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику и личность к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Возникает в 30-е гг. 
направления – понятие ста-новления личности, представление о необходимости творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. В противовес бихевиоризму подчеркивается непригодность исследований животных для понимания человека, и личность рассматривается как интегративное целое. Интерес направлен на здоровую личность, в отличие от психоанализа. Предметом психологии является процесс личностного роста.
5. Трансперсональная психология – появившаяся в 60-е годы 20 века рассматривает предельные возможности человеческой психики («мистические переживания», «космическое сознание»), т.е. формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда на человека с нетрадиционной стороны. С центре – измененное состояние сознания, переживание которых может привести человека к духовному перерождению и обретению целостности. Лидер направления * Ст. Гроф, разработавший метод хлотропного дыхания. Предметом психологии является измененное состояние сознания.
1. Отечественная психология долгое время была во многом обособлена, развивалась с учетом идеологии и политического состояния страны в то время. Многое идеи марксизма легли в основу работ отечественных психологов. * Леонтьев в частности исследовал проблему деятельности в психологии.
2. На современном этапе предметом психологии является: психические явления. Психические явления можно разделить на 3 основных класса:
- психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые);
- психические состояния (подъем, угнетение, страх, бодрость и пр.);
- психические свойства личности (темперамент, характер, способности, направленность).


Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос или Либидо) – суть его в развертывании сексуальных инстинктов; инстинкт смерти (Танатос или Мортидо). Инстинкт имеет 4 основные параметра: источник, цель, объект и стимул. Две противоположные силы: сексуальная и агрессивная (деструктивная) всегда находятся в противоборстве. Стремление к удовлетворению – это энергетическая основа человека.
3. Гештальтпсихология - ( приблизительный перевод с немец. – психология формы) еще одно важное направление периода «открытого кризиса», связано с именами *Вертгеймера, Коффки и Келера. Предметом психологии здесь оказались целостные структуры (гештальты). В противовес теории ассоцианистов (образ создается через синтез отдельных частей), выдвинута идея целостного образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (восприятие не сводится к сумме ощущений). Классическим является открытый Вертгеймером фифиномен: восприятие движения возможно в отсутствии самого движения. Они показали, что в нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основании отношений, к самим элементам не сводящихся и механизмы эти врожденные. Гештальтпсихологи пытались обнаружить законы по которым фигура выделяется из фона, к этим законам относятся: закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и др. Законы фигуры и фона выступают в рассмотрении двойственных изображений. Был открыт новый способ психологического мышления. Однако в чистом виде это направление в современной психологии не представлено. Ряд положений теории оказали влияние на другие направления. 
* Курт Левин, например, привнес эти идеи в «теорию поля». Понятие «поля» связывается с системой объектов побудителей человеческой активности, существующих «здесь и сейчас» в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено, когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Напряжение нуждается в разрядке (в реализации намерений), после чего потребности теряют побудительную силу. 
4. Гуманистическая психология – одно из ведущих направлений психологии за рубежом. Основатель *А. Маслоу – 60-е гг. 20 века. В центре 
Поведение – (в бихевиоризме) система реакций в связи с научением организма в процессе приспособления к середе.
Адаптация к условиям меняющейся среды требует от организма постоянной выработки форм поведения, направленных на восстановление нарушенного равновесия или на достижение определенных целей. Эта непрерывная адаптация осуществляется благодаря процессам, которые в эволюции живого усложнились от рефлексов до мышления. Если рефлексы и инстинкты не могут претерпевать значительные изменения, то приобретенные поведенческие реакции могут существенно и стойко меняться. Эти изменения поведения возникают в результате научения.
Бихевиоризм подразделяется в зависимости от интерпретации самого процесса научения: 1. классическое обуславливание (Павлов, Вольпе и др.); 2. инструментальное или оперантное обуславливание (Торндайк и Скинер); 3. познавательные концепции или когнитивные теории научения (Толмен и Бандура).
2. Психоанализ - область психического шире области сознательного, это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Развитие проблемы бессознательного было связано с психоанализом. * З. Фрейд разработал теорию психоанализа.
Фрейд выделил 3 уровня сознания: сознание, предсознание и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности). Личность человека по Фрейду включает 3 структурных компонента:
Ид – представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовольствия инстинктивных побуждений. 
Эго – представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям Ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума.
Суперэго – формируется последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур: совести и эго-идеала

 Душа как предмет психологии.


Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на её структуру. Эти представления возникли в системе первобытных верований, в мифологии, они отражались в древней поэзии, художественном искусстве, сказках, позднее развивались в религии. Душа считалась чем-то сверхъестественным, тем, что заставляет человека действовать, быть активным. Древние люди иногда представляли себе душу в виде зверька или маленького человечка, находящегося в теле человека. Сон или транс они воспринимали как временное отсутствие души в теле, а смерть – исчезновение души навсегда. 
С возникновением философии психологические знания начинают развиваться научно. Происходит это в Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции и в Древнем Риме. Психологические вопросы были частью философии. От донаучных представлений первобытных людей эти знания отличаются несколькими важными свойствами: они направлены на объяснение души и её функций, изучение её структуры - в отличие от мифологических представлений, не требовавших объяснения. Так как в те времена происходило постоянное взаимодействие народов и различных культур, многие представления о душе созвучны в философских школах Древней Греции и Древнего Востока. 
Античная психология, которая развивалась в философских школах Древней Греции и Древнего Рима, во многом повлияла на дальнейшее развитие психологического знания и заложила его основы. В период античности были сформулированы основные проблемы психологии, которые решались потом на протяжении веков. 
Первые античные мыслители искали первооснову мира, и с помощью неё объясняли всё существующее и в том числе душу. Например, Фалес (7-6 века до н.э.) считал, что первоосновой мира является вода, и душа человека состоит из воды. Анаксимандр (7-6 века до н.э.) тоже считал воду началом жизни. Гераклит (6-5 века до н.э.) назвал первоосновой огонь. Мир в его учении является «вечно живым огнём», а души людей – «его искорками». Анаксагор (5 век до н.э.) считал, что мир состоит из гомеомерий – различных веществ, которые упорядочены разумом – «нусом». Душа, по его мнению, является сотканной из самых тонких гомеомерий. Таким образом, первые античные мыслители считали, что душа состоит из того же, из чего и весь мир.
В классической античности самыми яркими и важными для развития предмета психологии были следующие философы: Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель.
В 4-5 веках до н.э. Демокрит проанализировал взгляды философов и обобщил их. Он пришёл к выводу, что существуют атомы, которые движутся по неизменным законам. Из атомов состоит весь мир. Душа представляет собой самые подвижные атомы – атомы огня. Демокрит считал, что душа состоит из частей, которые располагаются в разных частях тела: в голове (разумная часть), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности тела и могут соприкасаться с микроскопическими копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе. Когда эйдол попадает в орган чувств, человек получает ощущение (зрительное, слуховое, тактильное и пр.) предмета, копией которого был этот эйдол. Эти копии отделяются (истекают) от всех предметов внешнего мира, а потому данная теория познания называется теорией истечений. Кроме ощущений, по Демокриту, душа человека обладает ещё мышлением. Мышление даёт большее количество знаний, чем ощущение. Развиваются мышление и ощущение параллельно.
Одним из важнейших философов античности был Сократ (470-399 до н. э.). Сократ понимал под душой прежде всего психические качества человека, его совесть и стремление к возвышенным целям. Душа, как считал Сократ, не является материальной и не состоит из элементов первоосновы мира. Человек должен стремиться к познанию истины, а истина заключена в абстрактных понятиях. Чтобы её познать, человек должен размышлять (при помощи своей души). Сократ изобрёл метод, помогающий человеку познать истину, и пользовался им, когда учил своих учеников. Этот метод представляет собой ряд наводящих вопросов, которые подталкивают человека к решению какой-либо задачи. Таким образом, Сократ связал душу не с физической активностью тела, как это делалось до него, а с разумом и способностью мыслить в абстрактных понятиях.
Следующий важнейший мыслитель античного периода - Платон (ок. 428 – 347 годов до н. э.). Платон продолжал идеи Сократа и связывал душу с разумом. По Платону, существует царство идей, которое недоступно органам чувств, и познать его можно только с помощью размышлений души. Идеи вечны и представляют собой идеальное отражение всех вещей. Вещи, которые мы можем видеть и ощущать в окружающем мире – лишь затемнённые копии настоящих идей. Душа является идеей, но перенесшейся в мир вещей и забывшей свой мир. Кроме того, Платон представлял душу не цельной, а состоящей из частей, которые находятся в постоянном конфликте, эти части - вожделеющая, страстная и разумная.
Ученик Платона Аристотель (384-322 годы до н.э.) переосмыслил его теорию и открыл новое понимание души как предмета психологии. Душа по Аристотелю не самостоятельная вещь, а форма, способ организации живого тела. Душа не может быть материальной. Душа – это сущность живого тела, по аналогии с тем, как острота является сущностью ножа. Аристотель предложил различные виды души в зависимости от того, сущностью какого организма она является. Так существует растительная душа, животная душа и разумная душа. Разумная душа присуща только человеку. 
У Демокрита, Платона и Аристотеля было множество последователей. Атомисты – ученики и продолжатели Демокрита, развивали идею мира, состоящего из многочисленных атомов, элементарных частиц, и связывали с атомами душу. Последователи Платона – платонисты и неоплатонисты, развивали свои идеи в период поздней античности и в средневековье. Основная их идея заключалась в представлении об идеальном мире идей, который может познать душа. Учениками Аристотеля являются перипатетики. Их школа была очень организованной и активно развивалась. Они занимались изучением и преподаванием многих наук, в том числе естествознания, истории, этики; комментировали труды Аристотеля.
Кроме философии, предмет психологии рассматривался в эпоху античности в рамках медицины того времени. Самыми известными учёными-врачами были Алкмеон, Гиппократ и Гален.
Алкмеон (6 век до н.э.) известен тем, что впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу. Гиппократ (460-377 годы до н.э.) придерживался идей Демокрита и был согласен с Алкмеоном, что мозг отвечает проявления души, а именно мышление, разум, этические ценности и ощущения. Гиппократ стал известным благодаря разработанной им теории темпераментов. В соответствии с его учением, люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Гален (2 век до н.э.) сделал несколько открытий о строении и функциях головного и спинного мозга. Гален развил учение Гиппократа о темпераментах и описал 13 типов темперамента, из которых только один является нормой, а все остальные – отклонениями. 
Завершение античного периода истории предмета психологии принято связывать с Аврелием Августином (354 – 430 годы н.э.), названным в православной традиции «Блаженным». Августин был философом, проповедником, известен как христианский богослов и политик. Он изучал неоплатонизм, продолжал идеи Платона и в своем творчестве связал их с идеями христианства. Августина принято считать основоположником христианской философии. Основная идея Августина, важная для развития предмета психологии, это учение об особом познании. Августин учил, что познание должно быть направлено не на внешний мир, а внутрь себя, в свою душу. Погружаясь в себя, человек должен преодолеть всё индивидуальное и найти истину. Чтобы добраться до этой истины, человеку необходима воля. Её Августин считал ядром человеческой души.
Душа являлась предметом психологии не только в период античности, но и в Средние века (5 – 13 века). Этот период истории характеризуется господством над философией и другими науками религии, становлением феодального общества. Некоторые учёные считают Средневековье временем тьмы и невежества, однако в эту эпоху трудились многие великие мыслители, были созданы разнообразные учения и сделаны знаменитые открытия. Психология в Средние века приобретает этико-теологический и мистический характер. В западных странах большое внимание начинает уделяться духовной жизни, этическим проблемам; и хотя происходит некоторое замедление изучения структуры, функций души и познавательных процессов, эти вопросы остаются активными в психологии стран Востока. Самыми известными исследователями средневекового Востока считаются Авиценна, Альгазен, Аверроэс. Они развивают учения античности вместе с активным исследованием физиологии человека и соотношением психологического с биологическим.
В европейской науке процветают другие ветви философии. Два важных направления, которые находились в борьбе между собой – реализм и номинализм. Реализм произошёл от идей Платона. Согласно этому учению, существуют общности, или универсалии, это идеи всех предметов. Важным в учении реалистов является то, что они представляли эти общности отдельно существующими предметами, находящимися в мире идей. Душа, как и в учении Платона, занимается их познанием. Номиналисты придерживались противоположной позиции. Они считали, что общности – это имена, абстрактные понятия, и в качестве отдельных предметов они не существуют. Номиналисты считали, что уделять внимание нужно самим предметам, изучать чувственный опыт, получаемый от них. Этот спор скрывает за собой важную для психологического знания проблему: происходит ли человеческое познание от ощущений или от идей, абстрактных понятий? Во времена наибольшего влияния на науку религии предпочтение отдавалось той позиции, в которой идеи оказывались первичными - реализму. Однако позднее роль религии снижается, этому способствуют многочисленные открытия в естественных науках – в исследовании природы, астрономии, математики. Номинализм становится всё более влиятельным направлением. 
В разгар этого спора возникают противоречащие друг другу учения двух известных мыслителей – Фомы Аквинского и Роджера Бэкона. 
Фома Аквинский (1225 – 1274 годы). Это самый известный представитель схоластики – религиозно-философского направления, сочетавшего христианские учения с трудами античных мыслителей, прежде всего Платона, Аристотеля, Августина. Фома Аквинский учил, что душа обладает бытием, отдельным от тела человека, хотя и помещается в теле. У души есть способности, часть из которых нуждаются в теле (это вегетативные и животные функции), а часть присущи только самой душе (разум, воля). Душа занимается познанием, и познание имеет два уровня: уровень познавательных органов и интеллектуальный уровень. Уровень познавательных процессов Фома Аквинский считает низшим, и утверждает, что душа должна заниматься интеллектуальным познанием. Интеллект обладает способностью находить всё более широкие обобщения, вершиной которых является Бог. Бог есть высшая и конечная цель познания. Чтобы дойти до этой цели, душа человека имеет ряд врождённых понятий – математические аксиомы, логические принципы познания. Эти врождённые знания, по Фоме Аквинскому, заложены в душу человека самим Богом, поэтому самая важная деятельность принадлежит разуму.
Совсем другую позицию поддерживал Роджер Бэкон (1214 – 1292) (не путать с Фрэнсисом Бэконом, английским философом 17 века!). Роджер Бэкон спорил со схоластами и превозносил значение опытов и наблюдения в познании, в отличие от чистой деятельности разума и интеллекта. Он считал, что невозможно игнорировать ощущения, и что без них интеллект не сможет развиваться. Чтобы познать душу, как считал Р.Бэкон, опыта недостаточно, но он необходим. Развитый через опыт интеллект способен испытывать некое внутреннее просветление, подобное озарению, через которое и открывается сущность души.
В 14 веке начинается эпоха Возрождения. Интерес к психологии возрастает на фоне возвращения к классическим идеям античности, развития естественнонаучных исследований. Философия постепенно отделяется от религии, и возникает множество новых учений, прежде не возникавших, хотя и нельзя ещё сказать, что в них совершенно не было религиозного влияния. Но всё же открытий становится всё больше, и особенно в медицине и физиологии. Учёные узнавали всё больше о человеческом теле, в котором, как известно, находится душа, и их представления о душе менялись. Учёные отказываются от описания общих вопросов и переходят к конкретному изучению души и её функций. Одним из первых исследователей, совершивших такой переход, был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). Он начал исследовать способности души, процессы, которые в ней происходят. Ф. Бэкон разделил душу на боговдохновленную (рациональную) и чувствующую. Способностями рациональной части души он назвал разум, рассудок, воображение, память, желание (или влечение), волю. К способностям чувствующей души относятся ощущение, выбор (стремление к благоприятным обстоятельствам и избегание неблагоприятных), произвольные движения. 
Фрэнсис Бэкон подготовил почву для развития учений о сознании, так как отказался от изучения души в качестве особого предмета и предложил исследование её функций. Кроме того, он сделал многое для становления экспериментального метода в науке, в противовес доверию одним только органам чувств. Это послужило началом прогрессивного развития наук, в том числе и психологического знания, прикрепившегося к естественнонаучным исследованиям.