Психологическая безопасность образовательной середы
Именно хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она, подобно доброму наставнику, отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей).
А. Маслоу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih_bezop_v_obr_srede.ppt | 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Именно хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она, подобно доброму наставнику, отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей). А. Маслоу
Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни среды как фактора образования является подсистемой социокультурной среды
Среда – «совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка,… для образования не есть нечто однозначное и наперёд заданное…» Образовательная среда «…начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между её отдельными элементами начинают выстраиваться определённые связи и отношения» В.И. Слободчиков
Образовательная среда школы характеризуется категорией «со-бытийность общности» Со-бытийная общность – есть целостно-смысловое объединение людей, создающее условия для развития предметной деятельности, среды, индивидуальных способностей человека (В. И. Слободчиков)
Структура образовательной среды образовательного учреждения КОМПОНЕНТЫ: 1. Пространственно-семантический 2. Содержательно-методический 3. Коммуникационно - организационный
1. Пространственно-семантический компонент включает: архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении; - символическое пространство школы (символика, атрибуты, традиции и др.).
2. Содержательно-методический компонент включает: - содержательную сферу (концепция жизнедеятельности школы, концепция и программа воспитательной работы, программы основного и дополнительного образования); - технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в образовательном учреждении (мероприятия, игры, дела, структуры управления и самоуправления и др.), подготовки и проведения мероприятий и коллективных творческих дел в школе
3. Коммуникационно-организационный компонент включает: особенности субъектов образовательной среды образовательного учреждения; коммуникационную сферу; организационные условия (особенности управленческой культуры).
Психологическая безопасность состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношения ее участников Модель психологически безопасной образовательной среды включает: 1. защищенность от психологического насилия; 2. референтную значимость окружения; 3. удовлетворенность в личностно-доверительном общении. (И.А. Баева)
Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются : «опасность», «риск», «угроза»
Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами; Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта; Угроза – конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил (обстоятельств); совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства.
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия. Следствие – получение ребенком психологической травмы
Формы психологического насилия 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребёнка); 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания); 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)
Проявления психологического насилия в образовательной среде: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение.
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза психическому здоровью
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью
Психологически безопасная образовательная среда комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании): гуманистической образовательной системы школы; единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей школу среде; включённости самого ребенка в образовательный процесс в субъектной позиции; наличия значимых для ребёнка сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.
Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде школы принцип опоры на развивающее образование и воспитание принцип психологической защиты личности принцип помощи в формировании социально-психологической умелости
Социально-психологическая умелость - набор умений, дающий возможность компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности (И.А. Баева)
Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды детского оздоровительного лагеря и защищенности от психологического насилия во взаимодействии
Условия организации безопасной образовательной среды в школе - целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений самих участников образовательного процесса; - адресная помощь ребенку в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях школы (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.);
Условия организации безопасной образовательной среды в школе - активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе; - эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации; - повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.
Основные задачи организации безопасной образовательной среды в школе - выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях школы (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником – учителем, педагогом дополнительного образования, психологом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих образовательному учреждению); - отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду школы как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития современного ребенка (экспериментальная модель «Школа без стрессов»);
Основные задачи организации безопасной образовательной среды в школе - обосновать условия организации такого типа образовательной среды и требования к ее эффективной организации, относящихся ко всем участникам, отвечающим за обучение, воспитание, развитие детей, включая систему задач и действий, для каждого участника педагогической ситуации; - обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, детей в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в ходе учебно-воспитательного процесса в школе; - составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации; - сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
Литература: 1. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб 2002. 2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.,2002. 3. Дерябо С. Д. Диагностика эффективности образовательной среды. М., 1997. 4. Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI в. М., 2002. 5. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. 6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.
Спасибо за внимание!