Модель деятельности педагога-психолога по подготовке детей 6-7 лет к школе

Воробьева Мария Александровна

Цель:

подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

 

Задачи:

1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

 

Модель рассчитана на один год.

 

Готовность к школьному обучению – это такой уровень физического, психического и социального развития, который необходим для успешного освоения шк. программы без ущерба для здоровья.

Готовность к школе:

•      Физиологическая.

•      Психологическая.

•      Социальная.

Физиологическая готовность определяется уровнем развития функциональных систем организма и состоянием здоровья

Физиологическая готовность включает

•      Уровень физического развития (длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки);

•      Уровень биологического развития – количество прорезавшихся постоянных зубов.

•      Состояние здоровья (5 групп здоровья)

 

Психологическая готовность включает:

•      - интеллектуальную готовность (словарный запас, кругозор, обучаемость, требования к памяти, восприятию и мышлению)

•      - личностную готовность (произвольность, мотивы учения, эмоционально-волевая готовность)

 

Социальная готовность – это готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель деятельности

педагога-психолога по подготовке

детей 6-7 лет к школе

Месяц

Работа

с детьми

Работа

с педагогами

подготовительных групп

Работа

с родителями

детей подготовительной группы

Сентябрь

1. Диагностика предпосылок готовности детей к школьному обучению:

- развитие школьно-значимых психофизиологических функций;

- развитие познавательной деятельности.  

1. Консультация для педагогов:

  • «Возрастные особенности детей 7-го года жизни»;
  • «Почему детям с нарушением зрения тяжело учиться в школе?»
  • «Основные направления работы педагога-психолога в учебном году по подготовке детей к школе».  

1. Оформление наглядной информации в группах.

2. Индивидуальные беседы с родителями по подготовке детей к школе.

Октябрь

1. Фронтальные занятия с детьми.

Цель: развитие познавательных процессов (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение).  

1. Консультации по индивидуальной работе с детьми 6-7 лет. Определение образовательного маршрута для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.  

1. Наглядная информация для родителей по подготовке детей к школе.

2. Выступление на групповом родительском собрании.

3. Индивидуальные консультации для родителей

 детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи при подготовке к школе.

Ноябрь

1. Фронтальные занятия с детьми.

Цель: развитие познавательных процессов (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение).  

1. Практические рекомендации педагогам подготовительных групп  по подготовке детей к школе.

1. Наглядная информация для родителей по подготовке к школе.

Декабрь

1. Фронтальные занятия с детьми.

Цель: развитие познавательных процессов (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение).  

2. Диагностика психологической и социальной готовности к школе.

1. Групповая консультация для педагогов: «Формирование мотивационной готовности детей 6-7 лет при подготовке к школе». Практические рекомендации.

1. Анкетирование родителей «Готов ли мой ребенок к школе».

2. Групповая консультация для родителей «Что такое мотивационная готовность?».

Январь

1. Фронтальные занятия с детьми.

Цель: развитие психологической готовности к школе.

1. Индивидуальные консультации для педагогов по результатам диагностики мотивационной готовности детей к школе.

1. Индивидуальные консультации для родителей

 детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи при подготовке к школе.

Февраль

1. Фронтальные занятия с детьми.

Цель: развитие психологической готовности к школе.

1. Групповая консультация-практикум для педагогов: «Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка».  

1. Групповая консультация-практикум для родителей по теме: «Развиваем мелкую моторику».

Март

1. Фронтальные занятия с детьми.

Цель: развитие психологической готовности к школе.

2. Экспресс-диагностика сформированности готовности к школьному обучению.

1. Индивидуальные консультации для педагогов по результатам экспресс-диагностики готовности детей к школе.

1. Наглядная информация для родителей.

2. Индивидуальные консультации для родителей детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и по результатам диагностики.

Апрель

1. Фронтальные занятия с детьми.

Цель: развитие школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, мелкая моторика, пространственная ориентировка, ЗМК).

1. Консультации для педагогов по их запросам.

1. Наглядная информация для родителей.

2. Индивидуальные консультации для родителей детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и по результатам диагностики.

Май

1. Фронтальные занятия с детьми.

Цель: развитие школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, мелкая моторика, пространственная ориентировка, ЗМК).

1. Консультации для педагогов по их запросам.

1. Групповая консультация: «В семье первоклассник».



Предварительный просмотр:

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Диагностика предпосылок готовности детей к школьному обучению

Фронтальные занятия с детьми.

Диагностика психологической и социальной готовности

Экспресс-диагностика сформированности готовности к школьному обучению

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Консультация для педагогов

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Оформление наглядной информации в группах

Индивидуальные беседы с родителями

Выступление на групповом родительском собрании

Групповая консультация для родителей

Анкетирование для родителей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1056»

Ул.Штурвальная, д.7, корп.2, Москва,125363

Телефон:(499)497-01-40

E-mail:1056@edu.mos.ru

www.sch1056sz.mskobr.ru

ОКПО 53820890, ОГРН 1027700590037,  ИНН/КПП 7733132610/773301001

 

«Модель деятельности педагога-психолога по подготовке детей 6-7 лет к школе».

                                                                            Выполнила                                                                                         Воробьева Мария Александровна

                                                                                                                                            (Ф.И.О.)

                                                                 

Москва 2015 г.

Цель:

подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

 

Задачи:

1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Модель рассчитана на один год.

Готовность к школьному обучению – это такой уровень физического, психического и социального развития, который необходим для успешного освоения шк. программы без ущерба для здоровья.

Готовность к школе:

  • Физиологическая.
  • Психологическая.
  • Социальная.

Физиологическая готовность определяется уровнем развития функциональных систем организма и состоянием здоровья

Физиологическая готовность включает

  • Уровень физического развития (длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки);
  • Уровень биологического развития – количество прорезавшихся постоянных зубов.
  • Состояние здоровья (5 групп здоровья)

Психологическая готовность включает:

  • - интеллектуальную готовность (словарный запас, кругозор, обучаемость, требования к памяти, восприятию и мышлению)
  • - личностную готовность (произвольность, мотивы учения, эмоционально-волевая готовность)

Социальная готовность – это готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Литература:

  1. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве».3-е изд.- М.: ТЦ «Сфера», 2013 г.-98 с.
  2. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2012г
  3. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 2012 г.
  4. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г.
  5. Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»
  6. Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.
  7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.; 1994.
  8. Гатина О.И. Социально-личностная готовность старших дошкольников к школе./ Воспитатель ДОУ. 2009. - №12. С.48-53.
  9. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.; 2000.
  10. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.
  11.  Фокина Э. Д. И др. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении. – СПб.; 1995.
  12. Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. /Психолог в детском саду. 2007. - №4 С. 47-65.