ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Филатова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются понятия «подростки с девиантным поведением» и         «особенности      межличностного общения    подростков         с        девиантным поведением»; описываются данные исследования особенностей межличностного общения подростков с девиантным поведением; приводится анализ результатов исследований, в которых доказывается, что для подростков с девиантным поведением в большей степени характерны властно- лидирующий, прямолинейный-агрессивный, зависимый-послушный стили межличностных отношений и тенденция избегания общения с другими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Филатова Ольга Владимировна

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются понятия «подростки с девиантным поведением» и        «особенности        межличностного        общения        подростков        с        девиантным поведением»; описываются данные исследования особенностей межличностного общения подростков с девиантным поведением; приводится анализ результатов исследований, в которых доказывается, что для подростков с девиантным поведением в большей степени характерны властно- лидирующий, прямолинейный-агрессивный, зависимый-послушный стили межличностных отношений и тенденция избегания общения с другими людьми.

Ключевые слова: девиантное поведение; подростки; межличностные отношения; стиль межличностного общения.

Проблема возрастающего числа подростков с девиантным поведением – одна из центральных социально-психолого-педагогических проблем современной науки. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период глубоких социально-экономических реформ, проходящих в нашем государстве. Неудовлетворительное экономическое положение страны, изменение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний, умений и навыков жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело к серьезным социальным потрясениям и конф- ликтам. Особенно трудно в этот период пришлось подрастающему  поколению.

Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность, резко возросла преступность. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Молодежь участвует в военизиро- ванных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления.

Все вышеизложенное обусловило возросший в последние годы интерес ученых – социальных работников, социологов, социальных педагогов, психологов к проблеме детей и подростков с девиантным поведением. Эта проблема активно и широко обсуждается в современной научной литературе, например в работах Л. А. Азаровой, Д. И. Фельдштейна, Л. Б. Шнейдера и т.д. [20], [25].

Особенности психологического и личностного развития подростков с девиантным поведением обуславливают специфику межличностного общения у данной категории детей.

Проблема межличностных отношений девиантных подростков представлена в работах С. А. Беличевой, Е.  В. Змановской, Ю. А. Клейберга,  В. Г. Степанова и др. [4], [23].

Объектом нашего исследования являются подростки с девиантным поведением.

Предмет исследования - особенности межличностного общения у подростков с девиантным поведением.

Цель исследования: изучить особенности межличностного общения у девиантных подростков.

В качестве методов исследования мы использовали теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; экспериментальные методы: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; опросник межличностных отношений В. Шутца.


Экспериментальное        исследование        было        проведено        на        базе        МОУ

«Саранская средняя общеобразовательная школа № 3». В ходе беседы с классными руководителями 8-9 классов, учителями-предметниками, работающими в данных классах, школьным психологом были выявлены 10 подростков с девиантным поведением, которые приняли участие в нашем исследовании. Возраст испытуемых – 14-15 лет.

Цель проведения исследования: изучение особенностей межличностного общения у подростков с девиантным поведением.

В исследовании были использованы следующие методики:

  1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [19].

Цель проведения: данная методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики также выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

  1. Опросник межличностных отношений В. Шутца [19].

Цель проведения: изучение особенностей межличностных отношений у подростков с девиантным поведением.

Описание результатов эмпирического исследования начнем с анализа данных, полученных в ходе проведения методики межличностных отношений Т. Лири. Процентное распределение по стилям межличностных отношений представлено в таблице 1.

Таблица 1

Стиль межличностных отношений у подростков с девиантным поведением

(по результатам проведения методики Т. Лири)

Стиль межличностных отношений

Кол-во подростков

1. Властный-лидирующий

20 %


(2 чел.)

2. Независимый-доминирующий

10 %

(1 чел.)

3. Прямолинейный-агрессивный

40 %

(4 чел.)

4. Недоверчивый-скептический

10 %

(1 чел.)

5. Покорный-застенчивый

-

6. Зависимый-послушный

20 %

(2 чел.)

7. Сотрудничающий-конвенциальный

-

8. Ответственный-великодушный

-

Властно-лидирующий стиль межличностных отношений характерен для 20

% подростков с девиантным поведением. Независимо-доминирующий стиль межличностных отношений выявлен у 10 % респондентов. Прямолинейно- агрессивный стиль межличностных отношений характерен для значительного числа подростков − 40 %. Недоверчиво-скептический стиль межличностных отношений выявлен у 10 % испытуемых. Зависимо-послушный стиль межличностных отношений выявлен у 20 % подростков с девиантным поведением.

По результатам исследования не были выявлены такие стили межличностных отношений, как сотрудничающе-конвенциальный, ответственно-великодушный и покорный-застенчивый.

Таким образом, для подростков с девиантным поведением в большей степени характерны властно-лидирующий, прямолинейный-агрессивный, зависимый-послушный стили межличностных отношений, в меньшей степени недоверчиво-скептический,    независимый-доминирующий.    Не   свойственны


испытуемым данной группы сотрудничающе-конвенциальный, ответственно- великодушный и покорный-застенчивый стили межличностных отношений.

Далее перейдем к описанию результатов, полученных в ходе проведения методики В. Шутце, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты проведения методики В. Шутце с подростками с девиантным поведением

Шкала

Высокий показатель

Низкий показатель

1. Потребность включения (выраженное поведение)

30 %

(3 чел.)

70 %

(7 чел.)

2. Потребность включения (требуемое

поведение)

40 %

(4 чел.)

60 %

(6 чел.)

3. Потребность контроля (выраженное

поведение)

40 %

(4 чел.)

60 %

(6 чел.)

4. Потребность контроля (требуемое

поведение)

30 %

(3 чел.)

70 %

(7 чел.)

5. Потребность в аффекте (выраженное

поведение)

40 %

(4 чел.)

60 %

(6 чел.)

6. Потребность в аффекте (требуемое

поведение)

30 %

(3 чел.)

70 %

(7 чел.)


Согласно данным таблицы 2, 70 % подростков с девиантным поведением чувствуют себя неуютно среди других людей и стараются избегать общения с ними, лишь для 30 % респондентов характерна тенденция поиска общения с другими людьми. Для 60 % подростков свойственно общение с узким кругом людей, 40 % предпочитают многочисленные межличностные отношения. Избегают принятия решения на себя 60 % респондентов, лишь 40 % стараются брать ответственность на себя, для них характерна роль лидера. Потребность в зависимости и контроле выявлена у 70 % подростков с девиантным  поведением, лишь 30 % не приемлют контроля над собой.

Проявляют осторожность при установлении близких межличностных отношений 60 % респондентов, 40 % склонны устанавливать близкие чувственные отношения. Проявляют осторожность при выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения, 70 % подростков. Вступают в отношения без разбора, не задумываясь 30 % испытуемых.

На основании проведенного исследования все подростки с девиантным поведением были объединены в три группы с разным уровнем межличностного общения.

Высокий уровень развития межличностного общения не выявлен ни у одного девиантного подростка.

Средний уровень развития межличностного общения характерен для 60 % (6 чел.) подростков.

Низкий уровень развития межличностного общения характерен для 40 %  (4 чел.) подростков.

Таким образом, для межличностных отношений подростков с девиантным поведением характерна тенденция избегания общения с другими людьми, осторожность при установлении близких чувственных отношений, они испытывают потребность в зависимости и контроле, стараются избегать самостоятельного принятия решений.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.


  1. Для подростков с девиантным поведением в большей степени характерны властно-лидирующий, прямолинейный-агрессивный, зависимый- послушный стили межличностных отношений, в меньшей степени недоверчиво-скептический, независимый-доминирующий. Не свойственны испытуемым данной группы сотрудничающе-конвенциальный, ответственно- великодушный и покорный-застенчивый стили межличностных отношений.
  2. Для межличностных отношений подростков с девиантным поведением характерна тенденция избегания общения с другими людьми, осторожность при установлении близких чувственных отношений, они испытывают потребность в зависимости и контроле, стараются избегать самостоятельного принятия решений.
  3. Средний  уровень  развития  межличностного  общения  характерен для

60 % (6 чел.) подростков; низкий − для 40 %. Высокий уровень развития межличностного общения не выявлен ни у одного девиантного подростка.

Список литературы:

  1. Ананьев, Б. Г. Проблемы подросткового возраста / Б. Г. Ананьев. – Курск : КГУ, 2001. – 235 с.
  2. Андреева,  Г.  М.  Социальная  психология   /   Г.   М.   Андреева.   –   М. : Академия, 2007. – 156 с.
  3. Байярд,  Р.  Т.  Ваш  беспокойный   подросток   /   Р.   Т.   Байярд.   –   М. : Феникс, 2000. – 267 с.
  4. Беличева,  С.  А.  Этот  «опасный»   возраст   /   С.   А.   Беличева.   –   М. : Педагогика, 1999. – 399 с.
  5. Битянова,   М.   И.   Социальная   психология    :    учеб.    пособие    / М. И. Битянова. – М. : Владос, 2005. – 679 с.
  6. Бодалев,  А.  А.  Восприятие   и   понимание   человека   человеком   /  А. А. Бодалев. − М. : Просвещение, 2005. − 189 с.
  7. Гонеев, А. Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков / А. Д. Гонеев. – Курск : Книга, 2002.  - 234 с.
  8. Гриценко, Г. Д. Подрастающее поколение как группа риска в современном обществе / Г. Д. Гриценко, Л. А. Часовская. – Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2009. – 145 с.
  9. Грищенко, Л. А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся / Л. А. Грищенко, Б. Н. Алмазов. – Свердловск : СГУ, 1997. – 285 с.
  10. Девиантология  :  хрестоматия  /  под  ред.  Ю.  А.  Клейберга.   –  СПб. : Речь, 2007. – 376 с.