ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
В статье рассматриваются понятия «подростки с девиантным поведением» и «особенности межличностного общения подростков с девиантным поведением»; описываются данные исследования особенностей межличностного общения подростков с девиантным поведением; приводится анализ результатов исследований, в которых доказывается, что для подростков с девиантным поведением в большей степени характерны властно- лидирующий, прямолинейный-агрессивный, зависимый-послушный стили межличностных отношений и тенденция избегания общения с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_mezhlichnostnogo_obshcheniya_podrostkov_s_deviantnym_povedeniem.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются понятия «подростки с девиантным поведением» и «особенности межличностного общения подростков с девиантным поведением»; описываются данные исследования особенностей межличностного общения подростков с девиантным поведением; приводится анализ результатов исследований, в которых доказывается, что для подростков с девиантным поведением в большей степени характерны властно- лидирующий, прямолинейный-агрессивный, зависимый-послушный стили межличностных отношений и тенденция избегания общения с другими людьми.
Ключевые слова: девиантное поведение; подростки; межличностные отношения; стиль межличностного общения.
Проблема возрастающего числа подростков с девиантным поведением – одна из центральных социально-психолого-педагогических проблем современной науки. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период глубоких социально-экономических реформ, проходящих в нашем государстве. Неудовлетворительное экономическое положение страны, изменение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний, умений и навыков жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело к серьезным социальным потрясениям и конф- ликтам. Особенно трудно в этот период пришлось подрастающему поколению.
Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность, резко возросла преступность. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Молодежь участвует в военизиро- ванных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления.
Все вышеизложенное обусловило возросший в последние годы интерес ученых – социальных работников, социологов, социальных педагогов, психологов к проблеме детей и подростков с девиантным поведением. Эта проблема активно и широко обсуждается в современной научной литературе, например в работах Л. А. Азаровой, Д. И. Фельдштейна, Л. Б. Шнейдера и т.д. [20], [25].
Особенности психологического и личностного развития подростков с девиантным поведением обуславливают специфику межличностного общения у данной категории детей.
Проблема межличностных отношений девиантных подростков представлена в работах С. А. Беличевой, Е. В. Змановской, Ю. А. Клейберга, В. Г. Степанова и др. [4], [23].
Объектом нашего исследования являются подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования - особенности межличностного общения у подростков с девиантным поведением.
Цель исследования: изучить особенности межличностного общения у девиантных подростков.
В качестве методов исследования мы использовали теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; экспериментальные методы: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; опросник межличностных отношений В. Шутца.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МОУ
«Саранская средняя общеобразовательная школа № 3». В ходе беседы с классными руководителями 8-9 классов, учителями-предметниками, работающими в данных классах, школьным психологом были выявлены 10 подростков с девиантным поведением, которые приняли участие в нашем исследовании. Возраст испытуемых – 14-15 лет.
Цель проведения исследования: изучение особенностей межличностного общения у подростков с девиантным поведением.
В исследовании были использованы следующие методики:
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [19].
Цель проведения: данная методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики также выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
- Опросник межличностных отношений В. Шутца [19].
Цель проведения: изучение особенностей межличностных отношений у подростков с девиантным поведением.
Описание результатов эмпирического исследования начнем с анализа данных, полученных в ходе проведения методики межличностных отношений Т. Лири. Процентное распределение по стилям межличностных отношений представлено в таблице 1.
Таблица 1
Стиль межличностных отношений у подростков с девиантным поведением
(по результатам проведения методики Т. Лири)
Стиль межличностных отношений | Кол-во подростков |
1. Властный-лидирующий | 20 % |
(2 чел.) | |
2. Независимый-доминирующий | 10 % (1 чел.) |
3. Прямолинейный-агрессивный | 40 % (4 чел.) |
4. Недоверчивый-скептический | 10 % (1 чел.) |
5. Покорный-застенчивый | - |
6. Зависимый-послушный | 20 % (2 чел.) |
7. Сотрудничающий-конвенциальный | - |
8. Ответственный-великодушный | - |
Властно-лидирующий стиль межличностных отношений характерен для 20
% подростков с девиантным поведением. Независимо-доминирующий стиль межличностных отношений выявлен у 10 % респондентов. Прямолинейно- агрессивный стиль межличностных отношений характерен для значительного числа подростков − 40 %. Недоверчиво-скептический стиль межличностных отношений выявлен у 10 % испытуемых. Зависимо-послушный стиль межличностных отношений выявлен у 20 % подростков с девиантным поведением.
По результатам исследования не были выявлены такие стили межличностных отношений, как сотрудничающе-конвенциальный, ответственно-великодушный и покорный-застенчивый.
Таким образом, для подростков с девиантным поведением в большей степени характерны властно-лидирующий, прямолинейный-агрессивный, зависимый-послушный стили межличностных отношений, в меньшей степени недоверчиво-скептический, независимый-доминирующий. Не свойственны
испытуемым данной группы сотрудничающе-конвенциальный, ответственно- великодушный и покорный-застенчивый стили межличностных отношений.
Далее перейдем к описанию результатов, полученных в ходе проведения методики В. Шутце, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты проведения методики В. Шутце с подростками с девиантным поведением
Шкала | Высокий показатель | Низкий показатель |
1. Потребность включения (выраженное поведение) | 30 % (3 чел.) | 70 % (7 чел.) |
2. Потребность включения (требуемое поведение) | 40 % (4 чел.) | 60 % (6 чел.) |
3. Потребность контроля (выраженное поведение) | 40 % (4 чел.) | 60 % (6 чел.) |
4. Потребность контроля (требуемое поведение) | 30 % (3 чел.) | 70 % (7 чел.) |
5. Потребность в аффекте (выраженное поведение) | 40 % (4 чел.) | 60 % (6 чел.) |
6. Потребность в аффекте (требуемое поведение) | 30 % (3 чел.) | 70 % (7 чел.) |
Согласно данным таблицы 2, 70 % подростков с девиантным поведением чувствуют себя неуютно среди других людей и стараются избегать общения с ними, лишь для 30 % респондентов характерна тенденция поиска общения с другими людьми. Для 60 % подростков свойственно общение с узким кругом людей, 40 % предпочитают многочисленные межличностные отношения. Избегают принятия решения на себя 60 % респондентов, лишь 40 % стараются брать ответственность на себя, для них характерна роль лидера. Потребность в зависимости и контроле выявлена у 70 % подростков с девиантным поведением, лишь 30 % не приемлют контроля над собой.
Проявляют осторожность при установлении близких межличностных отношений 60 % респондентов, 40 % склонны устанавливать близкие чувственные отношения. Проявляют осторожность при выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения, 70 % подростков. Вступают в отношения без разбора, не задумываясь 30 % испытуемых.
На основании проведенного исследования все подростки с девиантным поведением были объединены в три группы с разным уровнем межличностного общения.
Высокий уровень развития межличностного общения не выявлен ни у одного девиантного подростка.
Средний уровень развития межличностного общения характерен для 60 % (6 чел.) подростков.
Низкий уровень развития межличностного общения характерен для 40 % (4 чел.) подростков.
Таким образом, для межличностных отношений подростков с девиантным поведением характерна тенденция избегания общения с другими людьми, осторожность при установлении близких чувственных отношений, они испытывают потребность в зависимости и контроле, стараются избегать самостоятельного принятия решений.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
- Для подростков с девиантным поведением в большей степени характерны властно-лидирующий, прямолинейный-агрессивный, зависимый- послушный стили межличностных отношений, в меньшей степени недоверчиво-скептический, независимый-доминирующий. Не свойственны испытуемым данной группы сотрудничающе-конвенциальный, ответственно- великодушный и покорный-застенчивый стили межличностных отношений.
- Для межличностных отношений подростков с девиантным поведением характерна тенденция избегания общения с другими людьми, осторожность при установлении близких чувственных отношений, они испытывают потребность в зависимости и контроле, стараются избегать самостоятельного принятия решений.
- Средний уровень развития межличностного общения характерен для
60 % (6 чел.) подростков; низкий − для 40 %. Высокий уровень развития межличностного общения не выявлен ни у одного девиантного подростка.
Список литературы:
- Ананьев, Б. Г. Проблемы подросткового возраста / Б. Г. Ананьев. – Курск : КГУ, 2001. – 235 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Академия, 2007. – 156 с.
- Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток / Р. Т. Байярд. – М. : Феникс, 2000. – 267 с.
- Беличева, С. А. Этот «опасный» возраст / С. А. Беличева. – М. : Педагогика, 1999. – 399 с.
- Битянова, М. И. Социальная психология : учеб. пособие / М. И. Битянова. – М. : Владос, 2005. – 679 с.
- Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. − М. : Просвещение, 2005. − 189 с.
- Гонеев, А. Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков / А. Д. Гонеев. – Курск : Книга, 2002. - 234 с.
- Гриценко, Г. Д. Подрастающее поколение как группа риска в современном обществе / Г. Д. Гриценко, Л. А. Часовская. – Ставрополь : Изд-во СГПИ, 2009. – 145 с.
- Грищенко, Л. А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся / Л. А. Грищенко, Б. Н. Алмазов. – Свердловск : СГУ, 1997. – 285 с.
- Девиантология : хрестоматия / под ред. Ю. А. Клейберга. – СПб. : Речь, 2007. – 376 с.