Система работы медико-психолого-педагогической службы МАОУ Земская гимназия
Система работы медико-психолого-педагогической службы МАОУ Земская гимназия в учетом реализации здоровьеразвивающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_psihol_sluzhby.ppt | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Служба психолого-медико-педагогического сопровождения (ПМПС) Положение о Службе (согласовано с председателем Управляющего совета гимназии и утверждено директором ОУ) Деятельность ПМСС осуществляется на основании письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПМПС Предупреждение возникновения проблем в развитии, обучении и социализации обучающихся ; Содействие в решении актуальных проблем в развитии, обучении и социализации обучающихся ; Психолого-педагогический мониторинг условий и результатов образовательного процесса ; Создание развивающей, психологически безопасной здоровьеразвивающей образовательной среды ; Формирование психологической культуры обучающихся, родителей, педагогических работников ; Профилактическая направленность в преодолении асоциальных явлений и их негативных последствий ; Разработка, апробация и внедрение эффективных технологий и методов направленных на полноценное интеллектуальное, личностное и нравственное развитие воспитанников ; Оказание своевременной адресной психологической помощи обучающимся и их родителям, оказавшимся в трудной жизненой или экстремальной ситуации, пережившим психологическую травму, находящимся в кризисном состоянии, конфликтной ситуации.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПС Сопровождение ФГОС основного общего образования и образовательных программ ; Психологическая диагностика ; Психологическое просвещение ; Психологическая профилактика Коррекционно-развивающая работа ; Психологическое консультирование
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Задачи : -определение психологических особенностей, потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения и воспитания ; - выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации ; - помощь в профессиональном самоопределении
ПСИХОДИАГНОСТИКА С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Методы контроля за свободой пололичностного развития мальчиков и девочек в учебном процессе В.Ф. Базарного : - Анкетирование и рисунки в начале и в конце учебного года (например : перескажи или нарисуй свой самый яркий сон, твоя сокровенная мечта, игры и увлечения, главные объекты твоего страха, любимый герой и т.д.) Анкетирование для школьников, прошедших обучение в начальной школе. Анкетирование для учащихся средних и старших классов. “ Незаконченное сочинение” (оценка динамики мыслетворческой свободы в развитии ребенка на средней ступени обучения: выявление эмоционально-нравственной составляющей; сопереживание обозначенной проблеме способствует актуализации нравственных задатков).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА, ПРОСВЕЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Задачи : предупреждение возможного неблагополучия психическом и личностном развитии детей, возникновения явлений дезадаптации разработка и реализация развивающих программ (развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, навыков ЗОЖ, решение проблем в сфере общения и поведения и т.д.) формирование психологической культуры обучающихся, родителей педагогических работников.
ПРОГРАММА “ ДОСТОИНСТВО, ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ” Программа предназначена для сохранения психического и нравственного здоровья детей. Программа направлена на становление основ духовно-нравственной, психологической и этической культуры. Актуальность программы-проблемы угасания психического и физического здоровья подрастающего поколения подвела к необходимости работы в данном направлении.
Программа решает следующие главные задачи : повышать уровень школьной мотивации снижать школьную тревожность, развивать творческие способности, создавать условия для их самовыражения ; развивать самопознание, самооценку, самоорганизацию и саморазвитие личности установление в классе отношений доверия, открытости, доброжелательности, сплочение детского коллектива. обеспечить учебную адаптацию ребенка и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому, поддерживать и развивать познавательную активность детей
Нетрадиционная форма проведения занятий позволяет использовать большое количество разнообразных методов, а именно: групповая дискуссия анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов создание проблемной ситуации, с их последующим анализом игры, драматизация, рисуночные методы тестирование и другие диагностики задания для наблюдения на дом.
Программа развивает у учащихся чувства : БЕЗОПАСНОСТЬ . воспитание отношения и поведения, которые способствуют возникновению чувства безопасности: надежность, личную ответственность, уважительное поведение, изучение того, как работать с непредвиденными обстоятельствами, нахождение путей улучшения условий вокруг нас, понимание ожиданий. Виды работ: *правила класса; *люди, которым я доверяю; *моя планета; *значимы кто-то и др.
САМОСТЬ . Учить определять свои достоинства, недостатки, свои сильные и слабые стороны, поощрять учеников к самопознанию. Виды работ: *я в виде книги; *кино моей жизни; *что и кого я люблю и др. ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ . Воспитывать потенциал принадлежности, а именно, чувствовать себя хорошо в обществе, быть связанным с другими и принятым ими, поддерживать дружбу, способность к сотрудничеству и выражению сочувствия к другим, учить делиться своими ощущениями и работать коллективно.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (умение ставить и достигать цели). Учить определять реальные и достижимые цели, умение следовать своему плану, чувствовать ответственность за свои поступки, учить видеть положительные перспективы своего будущего, усилить в себе мотивацию к действию, искать альтернативу в решении проблем и оценивать себя в соответствии с прошлыми достижениями. КОМПЕТЕНТНОСТЬ . Воспитывать чувство личной ответственности, которая развивает способности исследовать поставленные задачи, рассматривать альтернативы и принимать решения, приобретать опыт успеха. Чувствовать себя компетентным, осознавать не только свои сильные стороны, но и свои слабости. Виды работ: *письмо мои родителям; *дерево наших достижений; *корзина успехов; *цели на неделю; *обозрение учебного года; *мешок добрых качеств; *мои сильные слабые стороны и др.
Программа по формированию ценности здорового образа жизни у подростков. « Навстречу себе »
Особенности программы Программа «Навстречу себе» базируется на комплексном подходе к теме здоровья . В программе рассматриваются различные аспекты здоровья: физическое, психическое, нравственное здоровье в их непосредственной связи и взаимовлиянии. Идея ценности здоровья проводится косвенным путём через выводы, в процессе обсуждения упражнений. Содержание занятий хорошо структурировано, подробно и понятно описан алгоритм выполнения упражнений и их последующего обсуждения.
Основная идея программы - Программа ориентирована на актуальные для подросткового образа потребности и ценности: развитие навыков эффективной коммуникации и потребность в самореализации.
Цель программы Способствовать формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.
Задачи программы Сообщить объективную информацию по теме. Сформировать заинтересованное отношение к теме здоровья. Способствовать формированию поведенческих навыков ЗОЖ .
Структура программы Введение в программу. Первое занятие. Давайте знакомиться. Искусство общения. 4. Жизненные ценности. 5. Разрешаем конфликты. 6. Критическое мышление. 7. Толерантность. 8. Я абсолютно спокоен. 9. Мое будущее. Стратегии успеха. 10. Заключительное занятие. Подводим итоги.
Родительский клуб «ДОВЕРИЕ» как форма работы по повышению уровня социальной, психологической и педагогической грамотности участников образовательного процесса
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ Закон РФ “ Об образовании ” Конвенция о правах ребенка Устав МАОУ “ Земская гимназия ” Положение о Клубе
ЦЕЛИ РАБОТЫ КЛУБА: сохранение психологического здоровья детей и родителей ; оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям (и лицам, их заменяющим) путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем ; воспитание родительской ответственности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: Информационно-просветительское Организационно-педагогическое
Основные функции взаимодействия Групповые беседы; консультации; работа с семьями группы риска Индивидуальные дни открытых дверей; открытые уроки; вечера вопросов и ответов; л екции ; д искуссии, круглые столы; совместная творческая и проективная деятельность; тренинги психолого-педагогические практикумы для родителей
КАДРОВЫЙ СОСТАВ КЛУБА Педагоги-психологи Социальный педагог Педагоги Члены родительских советов классов Медицинский работник Возможно привлечение специалистов других ведомств (по согласованию)
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА I этап: подготовительный - сентябрь . ЗАДАЧИ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 1. Информирование родителей, педагогов об открытии и задачах клуба. 2. Разработка и утверждение документов, регламентирующих деятельность клуба. 3. Согласование тем для психолого- педагогического просвещения родителей . Анкетирование родителей. Проведение и выступление на Родительских собраниях . Привлечение единомышленников для поставленных задач. Определение содержания и способов взаимодействия. Наличие утвержденных документов, регламентирующих работу клуба. Налаживание комфортной и доброжелательной атмосферы в рамках взаимодействия.
II этап: основной - октябрь-апрель. ЗАДАЧИ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 1. Реализация содержательного аспекта Программы работы клуба. 2. Пропаганда семейного благополучия. Примерные темы встреч: “ Особенности воспитания мальчиков и девочек ” , « Подводные камни подросткового возраста ” , “ Особенности семейного воспитания ” « Профилактика суицида среди подростков ” “ Мода, вредные привычки и здоровье ” и т.д. Повышение общей психолого- педагогической грамотности родителей. Эмоциональное включение родителей в сферу взаимодействия и в образовательный процесс. Приобретение положительного опыта, положительных эмоций.
III этап: заключительный - май . ЗАДАЧИ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 1. Соотнесение результатов с целями и задачами Программы работы клуба. 2. Определение Социального эффекта данной программы Диагностика, социологический опрос. Рефлексия. Презентация деятельности клуба. Информирование на сайте ОУ и в СМИ . Адекватность полученных результатов поставленным целям и задачам. Сформированность положительной мотивации у родителей по отношению к ОУ, учебно- воспитательному процессу.
ОЖИДАЕМЫЕ РИСКИ малоактивная образовательная позиция родителей ; инертность родителей ; инертность части педагогов и их загруженность текущей работой .
ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ ОЖИДАЕМЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ : отслеживание промежуточных результатов реализации программы клуба ; быстрое реагирование и устранение проблем, регулярность их обсуждения; психолого-педагогическая и мотивационная поддержка членов клуба; разнообразие форм и содержания встреч в клубе.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ При особенностях с раздельным типом обучения : проблемы общения в раздельных классах ; проблемы толерантности, лидерских качеств, социальных ролей ; половозрастные особенности развития и обучения мальчиков и девочек особенности воспитания мальчиков и девочек.