Принципы и этапы проведения конcультативной беседы.
Консультативная беседа-это...
Принципы ее проведения.
Условия реализации данных принципов.
Этапы консультативной беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Консультативная беседа- основной метод психологического консультирования Основным методом психологического консультирования является консультативная беседа. На первый взгляд это выглядит очень просто: психолог-консультант разговаривает со своим клиентом, и ничем особенным эта беседа не отличается от общения в других ситуациях, например с другом или приятелем. Один человек рассказывает другому о том, что его волнует, о своих переживаниях, страхах и проблемах. Однако эта кажущаяся поверхностная простота. Профессиональная консультативная беседа обладает своими внутренними принципами и законами организации, соблюдение которых делает возможным оказание в ходе беседы психологической помощи и поддержки. Трудность овладения навыками ведения консультативного диалога заключается в том, что этому нельзя научиться, читая книги или слушая лекции. Только на практике , работая совместно с тренером или супервизором, который поможет анализировать ход беседы, будет отслеживать и затем обсуждать динамику процесса, указывать и исправлять ошибки, можно достичь успехов в профессиональной подготовке.
Принципы поведения психолога-консультанта Принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту Принцип добровольности Принцип профессиональной мотивированности консультанта Принцип отказа психолога от советов или рецептов. Разграничение личных и профессиональных отношений.
Реализация принципов психологического консультирования возможна при таких условиях Клиент , который обращается к психологу, должен иметь реальную проблему психологического характера и осознаваемое желание поскорее ее решить. Консультант-психолог, к которому обратились за помощью, должен иметь опыт психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку. Затраты времени на консультирование должны быть достаточными для понимания и поиска оптимального решения проблемы, которая волнует клиента, а также для успешного ее преодоления совместно с клиентом. Клиент должен точно соблюдать предоставленные психологом-консультантом рекомендации . Создание благоприятного и соответствующего психологическому консультированию климата .
ЭТАПЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЫ I этап II этап III этап IV этап 1 подэтап 2 подэтап 1 подэтап 2 подэтап Слово «Этап» обозначает отдельный момент, стадию в развитии чего-либо.
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы. Длительность данного этапа 5 - 10 минут при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 минут - 1 час 10 минут. На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия: Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее». После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45 - 60 секунд, чтобы клиент мог собраться с мыслями и оглядеться. Начать собственно знакомство До начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео записи, После решения всех перечисленных выше вопросов можно переходить к расспросу клиента, что будет обозначать начало второго этапа психологического консультирования. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая позволяла бы осуществлять этот переход
Этап 2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез Длительность данного этапа 25 - 35 минут при средней продолжительности консультативной беседы 45 минут - 1 час 10 минут. Формирование консультативных гипотез Проверка консультативных гипотез. Эмпатическое слушание. Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Структурирование беседы. Осмысление того, что говорит клиент. (гипотеза) На первом подэтапе второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию Начать задавать клиенту вопросы Изложить свою гипотезу необходимо обсудить две - три конкретные ситуации, которые должны быть: 1) тесно связанными с содержанием основных жалоб клиента; 2) типичными для жизни клиента; 3) желательно, чтобы ситуации были развернутыми, описывающими негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений. На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей.
Этап 3. Оказание воздействия Продолжительность данного этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут. Коррекция установок клиента Коррекция поведения клиента Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполнена, если в сознании клиента будет выстроена следующая цепочка событий : Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и так далее) На этом подэтапе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению , а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант , который для клиента является наиболее подходящим. Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению , наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить.
Этап 4. Завершение консультативной беседы. Продолжительность этапа - 5 - 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы - 45 минут - 1 час 10 минут. Подведение итогов беседы Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами Прощание консультанта с клиентом.
Консультационная беседа – это личностное общение, в котором определяются личностные особенности и проблемы клиента; устанавливается и поддерживается консультационный контакт; оказывается психологическая помощь. Консультативная беседа должна быть осознана и освоена консультантом в качестве специфического инструмента оказания помощи человеку. Для этого необходимо понять специфику консультативной беседы по сравнению с другими видами бесед. Консультативная беседа — это не стихийный процесс, она имеет свои закономерности развития, свою структуру. О чем бы и как бы ни беседовали консультанты со своими клиентами, для представителя любого направления важно построить беседу таким образом, чтобы решить следующие задачи: 1) помочь клиенту осознать свое состояние, понять причины возникших трудностей, «увидеть» картину своей проблемы; 2) способствовать принятию решения преодолевать сложившуюся ситуацию; 3) поддерживать в поиске и реализации путей решения проблемы.
Библиографический список Алешина Ю.Е.Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии). Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с. Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.: под общ. Ред. Ю.М. Забродин. - М.: Эксмо, 2010. - 384 с. Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2000. - 109 с. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. Т.К. Кругловой / Р. Мэй. - М.: Независимая фирма «Класс», 1994. - 144 с.
Спасибо за внимание !