Тренинг «Трудное» поведение ребенка как следствие жестокого обращения в семье
Учитывая разнообразие и сложность внутрисемейных, а также других проблем, требующих психосоциальной помощи, в их решении нередко участвуют различные специалисты ведомств системы профилактики (учреждения социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства).
Особое место занимают детско-родительские проблемы, осложнения, связанные с воспитанием детей, в основе которых могут быть самые разнообразные причины: задержка психического развития и нервно-психические заболевания детей; кризисы возрастного развития; индивидуально-психологические особенности детей, не понимаемых родителями; неправильный стиль отношений и закрепившиеся отрицательные стереотипы внутрисемейного общения, а также вероятность жестокого обращения с детьми.
Существует множество моделей помощи детям и предупреждения насилия.
Одни ориентированы на обучение родителей взаимодействию с детьми на определенных этапах их жизни. Другие – на раннее выявление и точную диагностику жестокого обращения с ребенком. Третьи предполагают оказание помощи жертвам насилия и минимизацию риска его повторению в будущей семье пострадавшего; четвертые направлены на укрепление семьи и профилактику возникновения проблем; пятые – на помощь семьям группы риска – малообеспеченным, неполным семьям, молодым родителям и т.п.
Тренинг «Трудное» поведение ребенка как следствие жестокого обращения в семье" является средством повышения педагогической компетентности родителей, а также служит для профилактики социального сиротства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Трудное» поведение ребенка как следствие
жестокого обращения в семье
Цель: повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи: уточнить представления об уровнях жестокого обращения и их последствиях в развитии ребенка;
формировать умение анализировать поведение ребенка в зависимости от опыта травмирующего общения в семье;
понимать возможные реакции ребенка на потери, пережитые в прошлом.
- Знакомство. Упр. «Паутинка»
Участники встают в круг. Ведущий держит клубок ниток, называет свое имя, бросает клубок любому участнику. Затем клубок бросает тот, кто его получил, и т.д. Ведущий: «Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых слов и чувств.»
- Мини-лекция «Уровни жестокого обращения»
Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего потери человеческих жизней вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками.
- Упр. «Ранжирование карточек»
Участникам предлагается прочитать ситуации и расположить их в порядке возрастания сложности.
Карточка «Оля»
К Вам обратилась мама 11-летней Оли с жалобами на поведение дочери. По ее словам, девочка стала «отбиваться от рук», грубит, отказывается помогать, «съехала в учебе». В поисках причины Вы узнаете, что в семье авторитарный папа, имеющий «сложный характер». Со слов мамы, он довольно часто позволяет себе резкие высказывания в адрес дочери.
Карточка «Максим»
10-летний Максим уже год проживает в приемной семье. Наконец-то мальчишке повезло – его взяла под опеку благополучная и доброжелательная семейная пара. Но мальчик уже много повидал в жизни: сначала лишился родителей, т.к. они стали алкоголиками, затем немного жил у старенькой бабушки. Приемные родители обеспокоены строптивостью и несговорчивостью Максима. С этой проблемой они обратились к Вам за консультацией.
Карточка «Светлана»
К Вам обратилась классный руководитель 6-классницы Светланы. Педагога давно волнует образ жизни мамы ее ученицы. Мама девочки, в целом сохранная, периодически увлекается спиртным. При посещении семьи педагог стала свидетелем «веселой вечеринки» в доме Светы. Девочка считает маму своим идеалом.
- Упр. «Утраченные возможности»
Участникам предлагается сесть на стул со связанными ногами или с завязанными глазами. Попробуйте встать, договоритесь с соседом о том, чтобы поменяться метами. Какие чувства испытываете? Почему?
(участники говорят о некомфортности, желании устранить ограничения).
- Мини-лекция «Понятие депривации и ее виды»
Депривация - психическое состояние, возникающее в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей человека.
Виды депривации:
Двигательная
Сенсорная
Социальная
Материнская
Это основные виды депривации, но на самом деле их намного больше. Наверное, сколько существует подавленных и неудовлетворенных потребностей, столько и видов этого состояния
Двигательная депривация является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии.
Сенсорная депривация. Сенсорная депривация в психологии подразумевает лишение человека различных ощущений. Чаще всего она провоцируется искусственно для исследования способностей человека противостоять трудностям. Такие эксперименты проводятся для подготовки профессионалов в сфере авиации, разведчиков, военных специалистов и так далее.
В большинстве случаев подобные опыты проводятся путем погружения человека на глубину в боксе или другом ограниченном устройстве. При проведении в таком состоянии продолжительного времени у человека наблюдается состояние неустойчивости психики: заторможенность, пониженное настроение, апатия, которые через короткое время заменяются раздражительностью и чрезмерной возбудимостью.
Социальная депривация проявляется по-разному. Разновидности групп социума также подвержены этому состоянию. Существуют такие общества или социальные группы, которые сознательно лишают себя общения с окружающим миром. Но это не так страшно, как полная социальная депривация у одной личности. Все члены молодежных организаций, сект и национальных меньшинств, которые отделили себя от общества, по крайней мере общаются между собой. У таких людей нет необратимых последствий для их психики, причиненных социальной депривацией. Чего не скажешь о заключенных долгое время в одиночной камере или людях, испытавших психотические расстройства. Находясь долгое время наедине с самим собой, человек постепенно утрачивает социальные навыки общения и интерес к другим людям. Существуют также случаи, когда человек переставал разговаривать, так как забыл звук своего голоса и значение слов.
Материнская депривация имеет самые тяжелые последствия для ребенка. Данное состояние пагубно влияет на развитие когнитивных процессов головного мозга ребенка. Он растет лишенным чувства уверенности в любви, поддержки и признания. Такой ребенок гораздо реже улыбается и проявляет эмоции, чем его сверстники. Развитие его замедляется, и формируется неудовлетворенность жизнью и собой. Для предотвращения такого состояния психологи определили, что ребенку необходимо, чтобы его обнимали, целовали, гладили и поддерживали (похлопывая по плечу или руке) минимум 8 раз в день.
Такое явления, как депривация, в психологии развития изучается достаточно тщательно, так как последствия такого состояния для незрелой личности могут быть пагубными. Когда взрослый человек испытывает это ощущение, ему дискомфортно, плохо и одиноко. У ребенка оно вызывает эмоции, гораздо интенсивнее перечисленных. Ярко выраженным примером материнской депривации является госпитализм. Это состояние одиночества ребенка по причине его разлуки с матерью. Особенно сильно данный синдром стали замечать после войны в 50-е годы, когда было много сирот. Даже при хорошем уходе и правильном кормлении у детей значительно позже наблюдался комплекс оживления, они поздно начинали ходить, говорить, у них было гораздо больше проблем с развитием физическим и психическим, чем у тех, которые воспитывались в семьях. После такого явления специалисты отметили, что депривация в психологии детей влечет большие изменения психики. Поэтому стали разрабатываться методы ее преодоления.
- Упр. «Мои ценности»
Заполнение бланка.
Мои ценности
Люди
Группы людей
Убеждения/ религия
Места
Дела
Удовольствия
Желания
Прошлое
Объяснить, что заполняется важная для участников информация.
Затем вычеркивается один из пунктов по выбору.
Участникам предлагается представить, что кто-то могущественный вошел в их жизнь и решил, то они должны еще чего-то лишиться в жизни. Обсудить чувства.
Вывод: именно это по сути, происходит с ребенком, которого отрывают от кровной семьи. Он лишается идентичности. Идентичность (тождественный, одинаковый) – осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции, поддержание собственной цельности и субъектности во внешнем мире.
Близкое к понятию «идентичность» является понятие «привязанность».
Привязанность – поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком. Первичная привязанность младенца к матери. При адекватном формировании привязанности к матери ребенок может осуществлять активную исследовательскую деятельность в незнакомой обстановке и не реагировать паникой при приближении незнакомого человека, обращаясь к матери как надежной защите. При невозможности установления привязанности могут развиваться реакции пассивности и возникать психические нарушения (госпитализм).
Наглядным примером установления привязанности может служить упражнение «Паутинка».
- Анализ ранжирования карточек.
Карточка «Максим» - депривация, самая сложная ситуация.
Карточка «Светлана» - работа с идентичностью и привязанностью, пренебрежение нуждами.
Карточка «Оля» - эмоциональное насилие.
- Упр. «Зонт».
Участники встают под большой зонт. Заранее выбранный водящий выходит за дверь, ему дается установка: «Сейчас люди под зонтом будут приглашать тебя к себе. Они плохие, злые. Приложи все усилия, чтобы не попасть к ним.»
Группа получает следующую установку: «Сейчас к вам придет ребенок, переживший сложную жизненную ситуацию. Постарайтесь пригласить его к вам в семью, где царит дружба, доверие, где ему будет обеспечена защита»
Вывод: часто «трудное» поведение ребенка остается не понятым. Для выстраивания верной стратегии поведения родителя необходимо тщательно проанализировать причину такого поведения или реакции. В процессе воспитания нужно проявлять терпение, заботу, выдержку, эмпатию.
- Итог.
Участники кратко рассказывают о том, что для них было самым главным на тренинге.
Вывод: за поведение ребенка всегда ответственны взрослые.