"Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_5_klass.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Трудности адаптации пятиклассников в школе»

Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.

Методы: лекция.

Ход собрания.

Приветствие.

Добрый вечер, уважаемые родители! Зовут меня Голубовская Н.А., я работаю в школе педагогом –психологом и если у Вас возникают вопросы в области развития и воспитания Ваших детей, то я всегда рада Вам помочь.

Итак, тема нашей сегодняшней встречи «Трудности адаптации пятиклассников в школе».

Вот уже два месяца как наши дети являются учениками среднего звена.

Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, на новый этап возрастного развития, младшего подросткового возраста.

Исходя из мнения ведущих физиологов, подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.

Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. 

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности;

С психологической стороны, в подростковом возрасте происходит распад предыдущей системы взглядов и ценностей, а именно родительской, и происходит  формирование новой собственной. Другими словами раньше вы решали, что для ребенка хорошо и что плохо, а теперь он сам хочет понять, что для него хорошо и что плохо. Именно этот период в жизни детей связан с обретением чувства взрослости – нового личностного образования младших подростков. А характеризуется он наличием конфликта между повышенной потребностью в зависимости от взрослых и стремление к самостоятельности. Другими словами ребенок хочет получить свободу от родительского контроля и в то же время боится ее т.к. не умеет ею распоряжаться. Трудность заключается в том, что подросток с одной стороны сопротивляется проявлениям заботы и ласки, а с другой – проявляет желание, чтобы его баловали. Таким образом, ребенок перестает быть, послушным и вежливым как был раньше. Так же подростки стремятся доказать окружающим свою взрослость в социально неприемлемых формах поведения в том случае когда сталкиваются с непониманием и не желанием родителей и вообще взрослых что-то менять в отношениях с ними. К таким формам поведения относятся: употребление ненормативной лексики в присутствии и в общении с взрослыми, демонстративное противостояние мнению взрослого и т.д.

Следующим очень важным новообразованием в подростковом возрасте является смена ведущей деятельности, если в младшем школьном возрасте это учеба, то в подростковом возрасте, это общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равно партнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы.

Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:

Новые условия, создающие трудности адаптации

- кабинетная система;

- большое количество учителей- предметников;

- появляются новые виды домашних заданий;

- увеличивается количество изучаемых предметов, объем и темп работы на уроке отличаются от начальной школы;

- сложность адаптации к учителям.

Трудности в учебе связаны с необходимостью:

- Вспомнить ранее усвоенный материал, воспроизвести и изложить его.

- Запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются.

- Спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты.

Таким образом, социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды, который включает в себя принятие ребенком социальной роли «ученика».

Результаты диагностики учащихся в период адаптации

А сейчас мы хотели бы вас ознакомить с результатами диагностики, которая проводилась в октябре месяце 2015 года с учащимися 5 классов, целью, которой было, выявить насколько хорошо учащиеся 5 классов адаптировались к новым условиям обучения.

Хочется отметить, правильно поступают родители которые, помогая, в выполнении домашнего задания, обращаются к ребенку с такими вопросами:

- Что ты думаешь предпринять?

- Что нужно вспомнить для того, чтобы это сделать?

- Какими еще средствами и способами можно выполнить данное задание?

- Как проверить или доказать правильность полученных результатов?

Чем же вы родители можете помочь вашему ребенку

Я рекомендую:

- Осуществлять неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.

- Поддерживать тесную связь с учителями - предметниками и классным руководителем.

- Являться союзниками школы.

- Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей.

- Помогать классному руководителю во внеклассных делах.

Родителям на заметку

- Важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими.

- Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые бы отвечали актуальным потребностям (например, закончить четверть без троек)

- Научите ребенка составлять план своих действий. После этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению.

- Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся.

- Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам. Дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые

В заключение моего выступления, мне хотелось бы прочитать Вам одну притчу, который называется «Мудрец».

Притча Мудрец

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!

Благодарим всех за внимание.