Проект по профилактике потребления ПАВ
Этот проект может помочь решить проблемы, связанные с потреблением ПАВ, так как именно в ней содержится истинная информация, которая поможет ученику понять насколько сегодняшние взгляды не соответствуют реальному положению вещей относительно табака, алкоголя и других наркотиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Ясный ум" | 29.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
МОУ Школа с. Аксарка
Согласовано: На заседании НМС Пр. НМС № 7 от 20.09.15г. Председатель НМС: В.Б. Смеречук_____________ | «Утверждаю» Директор школы Крейда Е.А.__________ Пр. №____ от__________ МП |
Проект: «Ясный ум»
Составитель:
педагог – психолог
Рыбаков Анатолий Николаевич
с. Аксарка
2015 - 2016 уч. год.
Краткая аннотация проекта
Актуальность: одной из наиболее важных в решении проблем на сегодняшний день в России является проблема наркотизации общества. В настоящее время в нашей стране происходит рост наркомании, об этом свидетельствуют статистические данные министерства здравоохранения России. Но прежде чем объявить эти цифры, необходимо разобраться, что относится к категории наркотик. Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) – это химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. К таким наркотикам относятся героин, кокаин, амфитамин, экстази, ЛСД, в том числе табак, алкоголь и другие. Стоит отметить, что табак и алкоголь являются по сути своей наркотиком номер один, и это утверждает статистика по России:
- Наркомания. Наркотики употребляют 550 тыс. человек, по данным же Управления ООН по наркотикам и преступности наркоманов в нашей стране гораздо больше - около 6 млн. человек, из них: 20% - школьники, 60% - молодые люди от 16 до 30 лет, 20% - люди, старше 30. Каждый год умирает 100 тыс. человек и в основном это молодёжь. Другими словами проблема наркомании в России находится на 3-м месте.
- Табачная наркомания. Курят в нашей стране 43,9 млн. человек (40 % населения), из них девушек 38%, а юношей 62 %. Помимо этого 80 % всего населения страны подвергаются пассивному курению. Умирают от курения от 330 до 550 тыс. человек в год, в это число также входят и несовершеннолетние дети. Проблема табакокурения в России находиться на 2-м месте.
- Алкогольная наркомания. По данным мировой статистики в России на душу населения в год приходиться 15 – 18 литров чистого алкоголя. ВОЗ утверждает, что если в стране люди пьют в год 8 литров алкоголя на душу населения, то происходит вымирание нации. Начиная с 1992 года в России растёт убыль населения на 774,649 человек ежегодно. Это вымирание нации! Сегодня в первый класс приходят дети, и уже 1/3 учеников теоретически знают, что такое алкоголь, и эти знания зачастую ложные. К примеру взрослый может сказать, что это пить нельзя однако когда будешь взрослым, тогда… Либо на праздниках, выпивая, родитель показывает своим примером, что алкоголь – это норма. Ребёнок понимает, что спиртные изделия можно пить и к концу 11 класса (по исследованиям В.П. Кривоногова) уже 99% становятся культурно пьющими, а из этих каждый пятый становится алкоголиком.
Исходя из вышесказанного можно утверждать, что проблема алкоголизации нашей страны находиться на первом месте.
Необходимо упомянуть о том, что проблема потребления ПАВ (а особенно у детей) приводит к уничтожению клеток мозга, вследствие чего страдают психические процессы: мышление, память, восприятие, воображение, представление и т.д. Наркотическое опьянения (будь то лёгкое или тяжёлое) может склонить ребёнка к необдуманным поступкам и в итоге к суициду. Поэтому искореняя проблемы потребления ПАВ (в любой дозе) мы можем спасти ребёнка, который находится на грани между жизнью и смертью. И если это ребёнок в минуту стресса употребить даже малое количество будь, то алкоголя, табака и других наркотиков, то больше вероятности, что будет печальный исход.
Те меры, которые применяет государство по решению проблемы наркомании в том числе табачной и алкогольной, как мы видим недостаточно сильны. Нет правильного систематического подхода. А систематический подход возможен лишь в школе, то есть путём введения предмета по антинаркотическому воспитанию - собриологию (Наука о трезвости), что уже практикуется в Нижегородской области и в Чукотском автономном округе, либо проводить дополнительные занятия на тему «За трезвый образ жизни» в виде факультативов, классных часов или кружков.
Программа «Ясный ум» направлена именно на систематическое проведение профилактических мероприятий и может использоваться как кружок или факультативные занятия в школе, среди 5-8 классов, когда у ребёнка происходит переоценка жизни и мировоззрения.
Проект имеет профилактическое направление.
Цель программы - преодолеть первое или эпизодическое употребление детьми наркотиков в том числе табака и алкоголя и существующие у них мифы, иллюзии, предрассудки и трезвенные предубеждения, связанные с наркотиками в том числе алкоголем и табаком и вследствие чего спасти ребёнка от неосознанных поступков.
Задачи программы:
- обогатить учащихся научными трезвенными знаниями;
- выработать у несовершеннолетних трезвенные убеждения и взгляды;
- сформировать потребность в здоровом образе жизни;
- профилактика суицидального поведения.
Основные принципы реализации проекта:
Принцип научности предполагает объективный анализ закономерностей развития общества и нового социального типа личности, динамики негативных социальных явлений, "питающих" алкогольную потребность, научное управление процессами формирования личности и предупреждения патологии развития.
Принцип системности подразумевает системное взаимодействие на несовершеннолетних по формированию нового трезвого типа личности и предупреждению алкогольной деформации.
Принцип раннего предупреждения вытекает из самой цели программы, обусловливает нацеленность на раннюю профилактику наркотизации и негативных предпосылок развития личности.
Принцип постоянства, суть которого сводится к тому, что работа по преодолению наркомании, в том числе табачной и алкогольной должна вестись не компанейски, с фазами спадов и подъемов, а постоянно, систематически и повседневно.
Принцип гуманизма - признание человека высшей социальной ценностью, целью общественного развития, признание трезвого человека высшим критерием оценки всех сфер общественной жизни.
Принцип развития. Понимание личности как динамическое образование, анализ этапов социализации, индивидуально-исторических форм бытия личности.
Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности: означает ее максимальное соответствие реальной социально-экономической и наркологической ситуации (на территориальном, локальном уровне).
Принцип континуальности: предполагает обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянного развития и усовершенствования процесса профилактической деятельности.
Принцип патриотизма: ориентирован на уважение к отечественному потенциалу и его умножение, опору на собственный опыт, в частности своего предприятия, района, города.
Этапы реализации:
I этап (Освещение проблем связанных с наркотиками, в том числе алкоголем и табаком (детям))
- Организационный. Определить место и время проведения занятий по программе «Ясный ум»;
- Диагностический. Проведение первичной диагностики с целью выявления отношения к наркотикам, в том числе алкоголю и табаку (приложение № 1);
- Основной. Реализация программы;
- Заключительный. Проведение вторичной диагностики с целью выявления отношения к наркотикам, в том числе алкоголю и табаку;
- Аналитический. Анализ полученных данных, сравнение результатов первичной и вторичной диагностики.
II этап (Освещение проблем связанных с наркотиками, в том числе алкоголем и табаком (самими детьми))
- Организационный. Определить место и время проведения занятий по программе «Ясный ум»;
- Основной.
- Создание роликов;
- Освещение информации в СМИ;
- Освещение информации в других классах;
- Выступления на различных собраниях, связанных с профилактикой ПАВ.
- Заключительный. подведение итогов, выводы.
Ожидаемые результаты:
- преодоление первого или эпизодическое употребление детьми наркотиков в том числе табака и алкоголя;
- преодоление иллюзий, предрассудков, мифов и трезвенных предубеждений, связанных с наркотиками в том числе алкоголем и табаком;
- сформированность ценностных ориентаций и социальных норм в отношении здоровья, выработка трезвенных убеждений и взглядов у подростков;
- обогащение научными знаниями несовершеннолетних, касающихся стиля жизни и позитивного отношения к здоровому образу жизни;
- сформированность потребности в здоровом образе жизни и трезвенном взгляде на мир.
- предотвращение суицидальных попыток.
Возраст детей, участвующих в реализации проекта: 12 – 16 лет.
Длительность 1 занятия: 1 час.
Периодичность занятий: от трёх раз в месяц.
Срок реализации: 2 года.
План реализации проекта
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведения |
I часть | ||
Общее понятие о вредных привычках: 1. Что такое привычки; 2. Плохие и хорошие привычки. | сентябрь | |
Общее понятие о табакокурении:
| сентябрь | |
История развития табакокурения. | октябрь | |
Влияние табакокурения на физическое тело человека:
| октябрь | |
Влияние табакокурения на психику человека:
| ноябрь | |
Пропаганда табакокурения вместо пропаганды ЗОЖ:
| ноябрь | |
Истории, рассказы, притчи связанные с табакокурения:
| декабрь | |
Общее понятие о спиртных изделиях:
| декабрь | |
История употребления спиртных изделий. | январь | |
Теории, рассматривающие употребление спиртных изделий:
| январь | |
Влияние алкоголя на физическое тело человека:
| февраль | |
Влияние алкоголя на психику человека:
| февраль | |
Пропаганда спиртного вместо пропаганды трезвости:
| февраль | |
Истории, рассказы, притчи связанные с употреблением спиртных изделий:
| март | |
Ценность жизни | март | |
Общее понятие о наркомании и токсикомании:
| март | |
История развития наркомании и токсикомании. | март | |
Стресс и депрессии. Как с ними справится. | апрель | |
Влияние наркомании на человека:
| апрель | |
Влияние токсикомании на человека:
| апрель | |
Жизнь внутри общества – счастливая жизнь | Май | |
Борьба в разных странах с алкоголем, табакокурением, наркоманией и токсикоманией. | май | |
Итоговое, обобщающее занятие | май | |
II часть | ||
Создание роликов, статей и планов выступлений соответствует теме и времени проведения занятий в 1 части |
Список литературы
- Жданов В. Г. Трезвость - наше оружие. - М.: ЦС ВДОБТ, 1987.
- Кривоногов В.П., Трофимов О.И. Трезвость – наше оружие. – Абакан: ВДОБТ, 1989.
- Кривоногов В.П. Фундаментальные основы собриологии. /Основы собриологии, профилактики, социально педагогики и алкологии. Выпуск 16. – Севастополь: МАТр, 2007.
- Маюров А.Н. Антиалкогольное воспитание школьников. / Основы социальной педагогики. Курс лекций. Под общей ред. д. п. н. проф. В. А. Попова - Владимир: ВГПУ, 1995.
- Маюров А.Н. Модели решения проблем наркотизма. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 10. – Н. Новгород-Севастополь: МАФР, 2001.
Приложение
Приложение №1
Анкета на выявление отношения к наркотикам, в том числе к алкоголю и табаку.
- Как Вы относитесь к алкоголю (пиву, вину, шампанскому, водке)
а) положительно
б) отрицательно
в) нейтрально
г) свой вариант_______________________________________________
- Вы хоть раз употребляли алкоголь (пиво, вино, шампанское, водку)?
а) да
б) нет
в) свой вариант___________________
- Вы знаете какой вред наносит алкоголь организму человека в результате его употребления?
а) не знаю;
б) знаю (Напишите ________________________________________________
_________________________________________________________________);
в) свой вариант____________________________________________________
- Будете ли вы в будущем употреблять алкоголь (пиво, вино, шампанское, водку)
а) да
б) нет
в) свой вариант__________________
- Хотели бы вы, чтобы с вами проводили занятия на тему «Как не стать алкоголиком» или «Как оставаться трезвым человеком всю жизнь»
а) да (сколько раз в неделю)
б) нет
в) свой вариант____________
- Как Вы относитесь к курению
а) положительно
б) отрицательно
в) нейтрально
г) свой вариант_______________________________________________
- Вы хоть раз курили?
а) да
б) нет
в) свой вариант___________________
- Вы знаете какой вред наносит курение (табак, сигарета) организму человека?
а) не знаю;
б) знаю (Напишите ________________________________________________
_________________________________________________________________);
в) свой вариант____________________________________________________
- Будете ли вы в будущем курить?
а) да
б) нет
в) свой вариант__________________
- Хотели бы вы, чтобы с вами проводили занятия на тему «Как не стать курильщиком» или «Как оставаться трезвым человеком всю жизнь»
а) да (сколько раз в неделю___)
б) нет
в) свой вариант____________
- Как Вы относитесь к наркомании
а) положительно
б) отрицательно
в) нейтрально
г) свой вариант_______________________________________________
- Вы хоть раз употребляли наркотик?
а) да
б) нет
в) свой вариант___________________
- Вы знаете какой вред наносят наркотики организму человека в результате его употребления?
а) не знаю;
б) знаю (Напишите ________________________________________________
_________________________________________________________________);
в) свой вариант____________________________________________________
- Будете ли вы в будущем употреблять наркотики?
а) да
б) нет
в) свой вариант__________________
- Хотели бы вы, чтобы с вами проводили занятия на тему «Как не стать наркоманом» или «Как оставаться трезвым человеком всю жизнь»
а) да (сколько раз в неделю___)
б) нет
в) свой вариант____________