«Склонность несовершеннолетних к самовольным уходам из дома как одна из проблем современной семьи» Из опыта работы педагога-психолога ГБУ СО «Балаковский центр помощи семье и детям "Семья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uhody_iz_doma.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Склонность несовершеннолетних к самовольным уходам из дома как одна из проблем современной семьи»
Из опыта работы педагога-психолога ГБУ СО «Балаковский центр помощи семье и детям «Семья Наумовой С.В.
Основная цель деятельности центра – профилактика социального неблагополучия, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, адресная социальная поддержка семей категорий СОП и ТЖС.
Среди основных проблем социальной дезадаптации семей и несовершеннолетних можно выделить следующие: склонность к злоупотреблению спиртными напитками, наркотическая зависимость, судимость несовершеннолетних или родителей, жестокое обращение в семье, самоустранение родителей от воспитания детей, нарушенные детско-родительские отношения, девиантные формы поведения несовершеннолетних, уклонение н/л от обучения, самовольные уходы из дома.
В рамках реабилитационно-профилактических мероприятий специалистами центра реализуются целевые программы: «Перекрёсток», «Мы против насилия», «Свободный выбор», «Домашний очаг», «Дети улицы» и др. Также – программы социальной реабилитации семьи в рамках межведомственного взаимодействия.
Одним из важнейших направлений в работе специалистов центра является помощь семьям с детьми, склонным к самовольным уходам из дома. Оказать комплексную помощь таким семьям помогает работа по программе «Дети улицы» и алгоритм психологического сопровождения несовершеннолетних, склонных к уходам из дома.
Социально-психологические факторы ухода детей из семьи
По статистике, основной возраст уходов детей и подростков из семьи - 10-17 лет.
Дети уходят не только из неблагополучных семей. Как показывает практика, около 70 процентов – дети, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях. Они уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста против чрезмерной опеки родителей или, наоборот, пытаясь привлечь их внимание.
Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.
Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьѐзного конфликта с родителями).
Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. Задача родителей в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения.
Ребенок может обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в "никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности.
Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей по-разному:
- - слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
- - подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
- эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения.
На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т.е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.
Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные. Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причѐм это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.
Очень редко встречаются побеги из дома без причин, когда дети под влиянием друзей уходят из дома на один - два дня. Как правило, в дальнейшем такие уходы не повторяются.
По статистике Центра «Семья» за 1 квартал 2015 года прошли реабилитацию 19 несовершеннолетних, из них 5 н/л – снято и 2 н/л – поставлено (за 1 квартал 2014г.- 22семьи, имеющих н/л, склонных к уходам из дома), имеющих такую проблему. По итогам работы за 1 квартал 2015 года на патронаже стоит 16 несовершеннолетних из 16 семей (в них 47 человека, 38 несовершеннолетних), из них 14 н/л из семей категории ТЖС, 2 н/л из категории семей СОП.
Причины ухода детей из дома разнообразны. Все их можно разделить на группы:
- -физиологическое развитие не соответствует возрасту подростка (эмансипация) (9 н/л);
- -индивидуальные особенности несовершеннолетнего, связанные с заболеванием (4 н/л);
- -нарушения эмоционально-волевой сферы несовершеннолетнего (2 н/л);
- -нарушение детско-родительских отношений (отсутствие взаимопонимания, эмоциональной близости между родителями и детьми) (3 н/л);
- -межличностные конфликты в семье (5 н/л);
- -отсутствие должного контроля со стороны родителей (4 н/л);
- -склонность родителей к употреблению спиртных напитков (2 н/л).
Следует отметить, что причин ухода детей из дома, как правило, бывает несколько. Не всегда можно выявить первоначальную причину.
Проблемы уходов детей из семьи актуальны для семей с признаками социального неблагополучия, когда родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей, ведут асоциальный образ жизни. Часто эти факты родителями утаиваются. В деятельности социального педагога на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным.
Таким образом, с родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. В любом случае действия социального педагога, других специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранении воспитательного ресурса.
В процессе реализации программы «Дети улицы» с несовершеннолетними и их родителями проводилась работа по принципу командного подхода. В сложных случаях специалисты привлекали к сотрудничеству другие ведомства в рамках межведомственного взаимодействия (КДН, ПНД и поликлиники, УОиП, ПДН, КО и СОШ, УСПН).
Формированию эмоциональной близости и взаимопонимания, доверительных отношений между родителями и несовершеннолетними способствовали индивидуальные занятия с родителями «Родительская пирамида», детьми «Диаграмма ответственности»; занятия в парах с применением игр, упражнений, терапевтических техник (арт-, песок, сказко- ); социально-психологическое и социально – педагогическое индивидуальное и семейное консультирование родителей и детей; оказание психологической помощи (беседы, поддержка жизненного тонуса); групповые занятия для родителей; групповые занятия для детей и подростков. Для родителей и несовершеннолетних проводятся анимационные мероприятия.
С целью повышения педагогической грамотности родителей с ними проводится консультирование психологом и педагогом: «Как установить границы», «Значение личного примера взрослого в формировании личности ребёнка» и т.д. Проводятся беседы «Ответственность родителей за воспитание детей», «Стили семейного воспитания». Родителям предоставляются тематические буклеты, памятки. Социальные педагоги и педагоги-психологи проводят лектории, всеобучи, выступая на родительских собраниях в СОШ.
Ведётся работа по организации занятости несовершеннолетних. С родителями проводятся педагогические беседы: «Об ответственности за получение образования», «Когда родители в ответе», с подростками – индивидуальные занятия по повышению учебной мотивации «Четыре квадрата», «Мои цели».
Специалисты, работающие с такими подростками и их семьёй, в случае необходимости вносят в программу свои коррективы.
Психологическая помощь рассматривается как сложная многоуровневая система, включающая в себя диагностическую, психокоррекционную, консультативную работу, психологическую поддержку, направленную на защиту интересов ребенка и его семьи.
В качестве ключевых задач определяются:
- преодоление внутрисемейного кризиса;
- изменение родительских установок и позиций;
- расширение сферы социального взаимодействия ребенка;
- формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим.
Педагоги-психологи оказывают несовершеннолетним психологическую помощь через консультирование: «Личная ответственность», «Целеполагание», «Способы регуляции эмоциональных состояний», проведение бесед: «Личная безопасность», «Взаимоотношения с взрослыми и сверстниками». Эти методы работы способствуют изменению отношения к себе, к жизни, изменению поведения. Разрешению личностных проблем н/л способствуют индивидуальные занятия на дому и в полустационаре, а также групповые. Они преследуют следующие цели:
- Обучение эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях
- Формирование навыков уверенного поведения, общения, разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками и взрослыми
- Развитие самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях.
С целью профилактики уходов из дома психологами центра проводились психологические занятия и тренинги на базе СОШ № 5 «Как научиться быть самостоятельным», СОШ №4 «Учимся понимать себя», «Игра-катастрофа», на базе СОШ №2 реализовалась программа «Мастерская общения».
В семьях, где наблюдается отсутствие должного внимания за поведением детей со стороны родителей, проводится консультирование родителей юристом с целью повышения правовой компетентности родителей: «Права и обязанности родителей», «Ответственность родителей за воспитание, содержание, обучение детей, и создание для них безопасных условий». Юрисконсультом проводились тематические занятия с учащимися 9-х классов, с целью повышения правовой грамотности.
В случае необходимости н/л помещается в стационарное отделение центра «Семья», где проходят комплексную реабилитацию.
Результатами реабилитационной и профилактической работы команды специалистов центра «Семья» являются:
Для семьи:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
Для родителей:
- формирование навыков конструктивного поведения;
- осознание родительской роли и обязанностей;
- совершенствование родительской эффективности;
- безусловное принятие ребенка;
Для ребенка:
- готовность к позитивным контактам с взрослыми;
- овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
- формирование позитивного образа семьи;
- решение актуальных проблем развития