Социальная адаптация обучающихся
Рабочая программа по дисциплине «Социальная адаптация обучающихся» (специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство, специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство,
специальность 35.02.03 Технология деревообработки). Содержит паспорт, структуру и содержание,условия реализации, информационное обеспечение обучения, контроль и оценку результатов. Качественным показателем освоения данной дисциплины является ориентация в процессе развития собственной личности, позитивное взаимодействие с окружающим социумом. Обучающийся получит необходимые для понимания себя и других теоретические представления о личности человека, узнает собственные личностные особенности, определит пути позитивного развития собственной личности, осмыслит понятие социума, окружающей социальной реальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_sots_adaptatsiya_obuchayushchihsya_botvinkina.docx | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бийский техникум лесного хозяйства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Социальная адаптация обучающихся»
специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
специальность 35.02.03 Технология деревообработки
г. Бийск
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | стр. 3 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Социальная адаптация обучающихся относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование адаптивной развитой личности в условиях профессионального образования.
Задачи:
- рассмотреть теоретические представления о личности человека, ее взаимодействии с социумом.
- проводить диагностику обучающихся для выявления актуальных проблем.
- обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.
- развивать социальную восприимчивость, доверие, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
- показать методы развития собственной личности.
- развивать у обучающихся собственные позитивные личностные установки.
- формировать в процессе проведения коллективных мероприятий умение эффективно и гармонично взаимодействовать с социумом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в процессе развития собственной личности.
- позитивно взаимодействовать с окружающим социумом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- необходимые для понимания себя и других теоретические представления о личности человека.
- собственные личностные особенности.
- пути позитивного развития собственной личности.
- понятие социума, окружающей социальной реальности.
- коммуникативные навыки, укрепляющие и гармонизирующие социальные связи
- способы гармоничного взаимодействия с окружающей социальной реальностью.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЩИХСЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 32 |
Обязательная, аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | |
Итоговая аттестация – зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Социальная адаптация обучащихся» | |||
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Психология. Социальная психология. | 8 | ||
Тема 1.1. Понятие психология. | Предмет, объект, задачи, методы, отросли психологии. Место психологии в системе наук. Взаимосвязь психологии и современных наук. | 2 | 3 |
Анкетирование | 2 | 3 | |
Тема 1.2 Понятие социальная психология. | Групповой феномен социальной психологии. История социальной психологии. | 2 | 3 |
Анкетирование | 2 | 3 | |
Раздел 2. Адаптация обучающихся к новым учебным условиям |
| 16 | |
Тема 2.1. Взаимодействие с окружающими людьми |
2.1.3 Конфликт и способы его разрешения. Разрешение профессиональных и межличностных конфликтов в процессе организации совместной деятельности. | 4 | 2 |
Тренинг по адаптации обучающихся «Знакомство» Тренинг по адаптации обучающихся «Знакомство» | 4 | 2 | |
Тема 2.2. Общение как социально-психологическое явление |
| 2 | |
Тренинг развитие уровня профессионального общения. Тренинг развитие уровня профессионального общения. Тренинг развитие уровня профессионального общения. | 6 | 3 | |
Раздел 3. Стрессоустойчивость | 8 | ||
Тема 3.1. Психологическая концепция стресса. | 3.1.1 Что такое стресс? Оптимальный уровень стресса 3.1.2 Введение в проблему адаптации. Концепция стресса Ганс Селье. 3.1.3 Тест на выявление стрессоустойчивости «Стресс» | 4 | |
Тема 3.2. Эмоционально поведенческий субсиндром стресса. | Фазы развития стресса. Типы динамики вегетативных функций при стрессе. Представление о физиологических механизмах развития стресса | 4 | 3 |
. Зачет | |||
Максимальная нагрузка | 32 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий и дополнительной литературы.
Основная литература
Учебные пособия:
1. Абрамова О.А. Социально-психологический тренинг в образовательном учреждении - СПб.: Питер, 2012. – 276 с.
2. Сухов А.Н. Социальная психология – М.: Академия, 2007. – 240 с.
Дополнительная литература.
1. Абрамова О.А. Социально-психологический тренинг в школе – Н.: НГПУ, 2012. – 205 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры – М.: Форум, 2010. – 410 с.
3. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия - С-Пб.: Аста, 2008. – 137 с.
4. Битянова М.Р. Социальная психология (учебное пособие) – СПб.: Питер, 2010. – 368с.
5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.
6. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими – М.: Вестник, 2011г,
7. Трошихина Е.Г. Тренинг развития жизненных целей - СПб.: Кнорусс, 2010. – 78 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в процессе развития собственной личности. - позитивно взаимодействовать с окружающим социумом. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - необходимые для понимания себя и других теоретические представления о личности человека. - собственные личностные особенности. - пути позитивного развития собственной личности. - понятие социума, окружающей социальной реальности. - коммуникативные навыки, укрепляющие и гармонизирующие социальные связи - способы гармоничного взаимодействия с окружающей социальной реальностью. | Формы контроля обучения: - практические задания по работе с собственными диагностическими результатами; - подготовка индивидуальных заданий проектного характера. Формы оценки результативности обучения: - традиционная система отметок в баллах за каждое выполненное задание или работу, на основе которых выставляется итоговая отметка Методы контроля направлены на проверку умения обучающихся: - отбирать и оценивать факты, процессы, явления как личностного, так и социального характера; - выполнять задания с представлением собственной личностной позиции; - делать осознанный выбор собственных способов действий; - осуществлять коррекцию сделанных ошибок в развитии собственной личности; - проектировать собственную личностную позицию через взаимодействие с коллективом. Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста личностной активности и навыков гармоничного взаимодействия с социумом. - формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
13 |
Разработчики:
КГБПОУ «Бийский техникум лесного хозяйства» (место работы) | преподаватель (занимаемая должность) | А.Н. Ботвинкина (инициалы, фамилия) |
____________________ (место работы) | ____________________ (занимаемая должность) | _____________________ (инициалы, фамилия) |