СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет». В данной статье Вы сможете получить необходимую информацию о том, каков он - современный учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
О.Н. Самохвалова
г. Шадринск
В настоящее время каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников. Исходя из этого, можно в общем виде определить цель профессиональной деятельности учителя – создание условий для формирования и развития каждого обучающегося как нравственной, компетентностной личности средствами образовательной деятельности [5, с. 7].
«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет». То есть педагог не только учитель, но и психолог, осуществляющий в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка. Это означает, что новый учитель должен системно и на высоком уровне овладеть принципиально новыми по существу компетенциями, которые позволят ему строить учебную работу с самыми разными категориями детей: а) он должен знать и понимать основы развития в детском возрасте, учитывать в ходе обучения возможности, способности и особенности детского развития; б) он должен знать и понимать, что в именно дошкольном и младшем школьном возрасте особенно интенсивно формируется познавательная активность личности, умение учиться; в) он должен знать и понимать в этой связи психологию развития детей, владеть научно-обоснованными технологиями развивающего обучения.
В условиях внедрения ФГОС меняются роль учителя на уроке, ученик же становится активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.
Таблица 1
Сравнительная характеристика деятельности учителя в закрепившейся традиционной ситуации и условиях введения ФГОС нового поколения:
Позиции | Традиционная деятельность | Деятельность учителя, работающего по ФГОС ООО |
Подготовка к уроку | Жестко структуированный конспект урока. При подготовки к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник; формулирует декларированные обучающие, развивающие, воспитывающие цели и задачи | Сценарный план урока, предоставляющий свободу учителю на 30-60 %. Учитель использует методические рекомендации, учебник, рабочую программу, технологические карты тем уроков, интернет-ресурсы, материалы коллег. Формулировка целей- через деятельность учащихся, активное целеполагание |
Распределение времени на уроке | Основное время урока отводится этапу объяснения и закрепления (80% времени урока- говорения учителя) | Объяснение занимает 20-30 % времени урока, закрепление 5- 10 %;организованная учителем самостоятельная деятельность учащихся 60-70% времени урока |
Деятельность учителя на уроке | Успеть выполнить то,что запланировано на урок | Организовывает деятельность детей: -по поиску и обработке информации -по обобщению способов деятельности -по постановке учебной задачи |
Ещё в конце XIX века П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Современный учитель – это профессионал. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Таким образом, учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Литература
1. Заруцкая Т. П. Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты. - [Электронный ресурс]http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/04/14/rabota_na_konferencii.docx (выход 13.02.2015).
2. Иванов А. Работа школы в условиях введения ФГОС основного образования // Управление школой. 2013. № 1. С. 5.
3. Курганский С. Психологический портрет учителя //Управление школой. 2015. № 1. С. 14.
4. Мастер – класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества /сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2014. – с. 3.
5. Ривкин Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии /Е. Ю. Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2015. – с. 7.
6. Цырлина Т. В. Американский учитель: особенности функционирования. /М.: Центр “Педагогический поиск”, 2009. – с. 41.