сценарий занятия "Как пережить обиду?"
Сценарий занятия психологического кружка. На занятии используются тренинговые упражнения. В приложении есть бланк обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_obide.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как пережить обиду?
(сценарий занятия)
Место занятия в учебном курсе: данное занятие является частью темы "Понять себя" курса «Я в мире и мир во мне», адресованного подросткам 12-13 лет (6 класс). В соответствии с возрастными психологическими особенностями подростков и наиболее актуальной для данного возраста проблематикой в курсе рассматриваются вопросы самопознания и самовоспитания, определения своего места в мире, построения внутренней системы ценностей личности, развития своих способностей и их применения в деятельности.
Цель: содействие в достижении конструктивности решения жизненно важных, реально существующих у подростков проблем путём развития коммуникативных навыков.
Задачи:
- актуализировать индивидуальный жизненный опыт подростков, побудить их к самоанализу;
- создать условия для осмысления учащимися коммуникативных умений, необходимых для достижения гармонии в межличностных отношениях.
- развивать эмпатию, понимание и принятие эмоций и чувств другого человека;
- формировать умения эмоциональной саморегуляции;
- познакомить учеников с правилами построения «Я-высказывания».
Условия проведения и оборудование:
Занятие может проводиться в условиях обычного школьного кабинета, но желательно, чтобы посадка участников позволяла им всем видеть друг друга и беспрепятственно участвовать в общей беседе. Продолжительность занятия – один урок. Необходимо иметь бланки обратной связи, незаконченных предложений, «Копилки обид», алгоритм построения "Я-высказывания" и «Правила дружелюбия» по числу участников, ручки или карандаши.
План занятия:
- Вступление. Упр. «Импульс поддержки». (5 мин.)
- Игра «Спасатели». (5 мин.)
- Упр. «Закончи фразу». (5 мин.)
- Беседа о «Правилах дружелюбия». (3 мин.)
- Упр. «Дружелюбная претензия». (10 мин.)
- Беседа о мести. (3 мин.)
- Упр. «Копилка обид». (8 мин.)
- Рефлексия. (5 мин.)
- Окончание занятия (1 мин.)
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня я предлагаю вам обсудить важную для каждого из нас тему «Как пережить обиду?» Каждый из нас когда-нибудь испытывал чувство обиды и разочарования. Часто бывает, что вспомнив прошлую обиду мы вновь переживаем гнев, грусть, теряем веру в добро и справедливость. Всё это, конечно, не делает нас счастливее. Что же делать? Как справится с обидой? Как пережить трудный момент? Об этом мы и будем говорить.
- Но сначала давайте сделаем вот что … (Упражнение «Импульс поддержки»).
Вспомните, пожалуйста, ситуацию, когда вы испытывали чувство обиды и разочарования. Это может быть трудно и неприятно, но вы постарайтесь. Восстановите в памяти все детали этого случая, все свои чувства и переживания, как будто вы снова вернулись в то состояние. Хорошо, вижу, что у многих получилось.
Теперь давайте возьмём друг друга за руки так, чтобы все мы оказались соединены в единую замкнутую цепочку. Представьте, что через рукопожатие к каждому приходит «огонёк поддержки». Вы чувствуете, что вас понимают и любят, что вам готовы помочь. Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех. И обида тает, уходит печаль и уныние, становится легче на душе. Мы снова можем радоваться и улыбаться.
- Замечательно! Вы отлично справились. Лучше почувствовали друг друга. Поняли, что обидно бывает каждому, и каждому в трудный момент нужна поддержка.
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Спасатели».
Закройте глаза. Я пройду среди вас и до кого-то дотронусь рукой. Тот, до кого я дотронусь, должен будет издать сигнал бедствия: «Помогите!», «SОS!». Те игроки, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, а остальные, сидящие рядом, с закрытыми глазами образуют «круг защиты».
(Проводится 3-4 раза. Затем можно спросить «потерпевших бедствие», что они чувствовали, когда по сигналу с ними работали «спасатели?)
- Прежде чем мы пойдём дальше, я прошу вас обратить внимание на маленькие листочки на ваших партах и дописать напечатанные на них фразы:
Простить – это …
Когда мне отказывают в моей просьбе, я …
Когда я вынужден отказать кому-нибудь в просьбе, я …
- А теперь скажите, пожалуйста, возможно ли устроить нашу жизнь так, чтобы люди не обижали друг друга нигде и никогда? Что для этого нужно сделать?
(Выслушать высказывания учеников, подытожить их.)
- Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Для того чтобы обидных ситуаций в нашей жизни было как можно меньше, в общении необходимо соблюдать некоторые простые правила. Посмотрите, они перед вами. Давайте их прочитаем!
(Раздать листочки с «Правилами дружелюбия» и прочитать их вслух с учениками)
Правила дружелюбия.
- Говори о другом человеке только тогда, когда тебя об этом попросят.
- Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
- Говори так, чтобы не оскорбить и не обидеть другого человека.
- Не давай оценки.
- Не давай непрошенных советов. Слова: «Я бы на твоём месте …»; «Ты должен …» - под запретом.
- Хорошо, спасибо.
Как вы думаете, реально ли всегда придерживаться этих правил в общении с другими людьми?
Хотели бы вы, чтобы люди именно так вели себя, общаясь с вами?
А сами вы готовы соблюдать эти правила, общаясь с друзьями, родителями, учителями?
(Кратко побеседовать с учениками, прокомментировать их ответы на вопросы.)
- Давайте попробуем применить правила дружелюбия на практике и высказать своё недовольство кем-либо в дружелюбной форме. Кто желает мне помочь?
Итак, ситуация следующая …(описание ситуации). Ваша задача – высказать свои претензии, не оскорбив и не обидев другого человека (в данном случае, вашего «обидчика»). А чтобы вам было проще это сделать, я хочу предложить алгоритм построения высказывания, не содержащего агрессии и попыток давления. (Раздать схемы "Я-высказывания").
(Проигрываются 2-3 ситуации, ведущий комментирует, ученики предлагают свои варианты.)
Схема «Я - высказывания» (ненасильственного способа сообщить о своих чувствах и потребностях).
Главное правило: говорить искренне и от первого лица.
Шаг 1: описать ситуацию, вызвавшую чувства и «активировавшую» потребность
Удачно - «… когда я вижу…», «… когда я слышу…», «… когда я думаю…», «… когда происходит то-то и то-то…»; менее удачно, но приемлемо - «… когда ты говоришь… «… когда ты делаешь…»
Шаг 2: сообщить о своих чувствах
«… я чувствую, что…», «меня охватывает…» и т.п.
Шаг 3: сообщить о своих потребностях
«…я хотел бы увидеть (услышать, почувствовать) …», «…я хотел бы, чтобы ты…».
- Оказывается, это не так уж просто – соблюдать «правила дружелюбия»! Особенно, когда ты чувствуешь себя обиженным. Ведь так хочется отомстить обидчику, ответить ему тем же! Хочется, но надо ли?
- Ответьте мне на такой вопрос: какую цель мы преследуем, когда отвечаем «обидчику»?
(Выслушать ответы.)
- А теперь следующий вопрос: можем ли мы достичь этой цели с помощью мести?
(Выслушать ответы, сделать вывод.)
- Вы совершенно правы. Отвечать агрессией на обиду – значит увеличивать количество обид, наматывать их одну на другую. И распутать потом этот клубок взаимных обид будет очень и очень сложно, а иногда и невозможно!
- Как же не позволить обиде управлять нашими действиями и поведением?
Что делать с обидами? Куда их девать?
Давайте сделаем вот что: возьмите с парты листок, на котором написано «Копилка обид». Нарисуйте на нём свою копилку для обид и разочарований. Поместите в неё все обиды, которые переживали раньше. Можете коротко написать о них, а можете просто обозначить условными значками, понятными только вам.
- Наполнилась копилка? Вот какой груз тащит каждый из нас, шагая по дороге своей жизни! Этот груз мешает нам идти легко, делает путь безрадостным, мешает видеть новое и интересное вокруг!
Что же мы можем сделать с этой копилкой полной обид, для того чтобы эти обиды больше никогда не отравляли нашу жизнь?
(Выслушать предложения, выполнить некоторые из предлагаемых действий, позволяющие в ритуальной форме избавиться от накопленных обид и разочарований.)
- Вот мы и избавились от ненужного хлама старых обид! Почувствуйте, как стало легко и весело!
Давайте договоримся и впредь не копить обиды, сразу говорить о них и прощать друг друга. Ведь теперь каждый из нас умеет правильно высказывать свои претензии. А способность прощать делает нас сильными.
- Наше занятие подошло к концу. Было ли оно интересным, полезным? Дало ли возможность понять что-то важное о себе и других? Я прошу вас сосредоточиться и вспомнить, какие мысли, какие чувства возникали у вас во время нашей работы, и дописать следующие предложения:
1. На сегодняшнем занятии я понял (а), что …
2. Во время занятия я чувствовал (а) …
3. Я хотел (а) бы …
(Раздать, а затем собрать бланки обратной связи)
- Спасибо всем за активную работу! До свидания!
Литература:
- Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2007
- Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н.Ю.Хрящевой. СПб.: Институт Тренинга, 2006
Приложение
Простить – это ...
______________________________________________________________________
Когда мне отказывают в моей просьбе, я ...
______________________________________________________________________
Когда я вынужден отказать кому-нибудь в просьбе, я ...
______________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------Правила дружелюбия.
- Говори о другом человеке только тогда, когда тебя об этом попросят.
- Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
- Говори так, чтобы не оскорбить и не обидеть другого человека.
- Не давай оценки.
- Не давай советов. Слова: «Я бы на твоём месте …»; «Ты должен …» - под запретом.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Схема «Я - высказывания»
(ненасильственного способа сообщить о своих чувствах и потребностях).
Главное правило: говорить искренне и от первого лица.
Шаг 1: описать ситуацию, вызвавшую чувства и «активировавшую» потребность
Удачно - «… когда я вижу…», «… когда я слышу…», «… когда я думаю…», «… когда происходит то-то и то-то…»; менее удачно, но приемлемо - «… когда ты говоришь… «… когда ты делаешь…»
Шаг 2: сообщить о своих чувствах
«… я чувствую, что…», «меня охватывает…» и т.п.
Шаг 3: сообщить о своих потребностях
«я хотел бы увидеть (услышать, почувствовать) …», «я хотел бы, чтобы ты…»
Допишите, пожалуйста, следующие высказывания:
- На сегодняшнем занятии я понял (а), что … ______________________________________________________________________
- Во время занятия я чувствовал (а) … ______________________________________________________________________
- Я хотел (а) бы … ______________________________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Копилка обид».