программа психологического кружка "Человек среди людей"
Психологические знания нужны подросткам, чтобы компенсировать ограниченность жизненного опыта. Освоение знаний о психологии общения и обретение коммуникативных умений расширяет возможности подростка для эффективного решения проблем, возникающих в его повседневной жизни.
Курс «Человек среди людей» предполагает комплексную и последовательную работу психолога с младшими подростками в малой группе. При такой работе недостаток жизненных умений выявляется и оценивается, подросток может получить помощь в выработке и развитии важнейших навыков межличностного взаимодействия и эмоционального самовыражения без риска возбудить ответные враждебные или защитные чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_5_kl_-chelovek_sredi_lyudey-_na_34_chasa.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
для учащихся 5 класса
«Человек среди людей»
I. Пояснительная записка.
Одной из ведущих задач дополнительного образования является создание условий для свободного развития личности, расширение образовательного пространства для предоставления детям возможности обретения разнообразного социального опыта, формирования необходимых в быстро меняющемся мире социальных навыков, саморазвития и самоопределения.
Именно дополнительное образование предоставляет для этого наиболее широкие возможности. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта.
Актуальность программы.
Психологические знания нужны подросткам, чтобы компенсировать ограниченность жизненного опыта. Освоение знаний о психологии общения и обретение коммуникативных умений расширяет возможности подростка для эффективного решения проблем, возникающих в его повседневной жизни.
Курс «Человек среди людей» предполагает комплексную и последовательную работу психолога с младшими подростками в малой группе. При такой работе недостаток жизненных умений выявляется и оценивается, подросток может получить помощь в выработке и развитии важнейших навыков межличностного взаимодействия и эмоционального самовыражения без риска возбудить ответные враждебные или защитные чувства.
Цель:
Помочь подросткам достичь конструктивности в решении жизненно важных, реально существующих у растущего человека проблем путём развития коммуникативных умений, а также формирования у учащихся мотивации и навыков саморазвития и самовоспитания.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- помогать подростку в овладении психологическими знаниями, способствующими личностному росту;
- содействовать овладению средствами эффективной межличностной коммуникации;
- обучать основным способам саморегуляции и самоорганизации.
Развивающие задачи:
- обучать воспитанников приемам самостоятельной и коллективной работы;
- развивать память, внимание, творческое мышление;
- развивать эмоциональную сферу личности, содействовать снятию внутренней психоэмоциональной напряженности, повышению уверенности в себе, формированию позитивной самооценки;
Воспитательные:
- формировать общую культуру личности, способной адаптироваться в современном обществе;
- формировать способность к рефлексии и самоконтролю;
- воспитывать толерантность и гуманизм.
Отличительные особенности программы.
Методологическим основанием курса является понимание того, что ценности человека, личный взгляд на самого себя влияет на его поведение, стратегию построения отношений с окружающими людьми и эффективность общения с ними.
Для успешной реализации целей курса работа осуществляется по двум направлениям:
- Организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие.
- Организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения (рефлексия используется как механизм усвоения).
Это создаёт условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.
Возраст детей.
В соответствии с возрастными психологическими особенностями и наиболее актуальной для каждого возраста личностной проблематикой курс «Человек среди людей» адресован подросткам 11-12 лет.
Формы и режим занятий.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы и методы занятий: беседа, рассказ преподавателя, сопровождаемый показом видеоматериалов, тренинг, наблюдение, само и взаимодиагностика, проигрывание ситуаций, проработка научно-популярных текстов. В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся, позволяет избежать переутомления, повышает эффективность усвоения материала и содействует формированию необходимых навыков.
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. В общей сложности за год проводится 34 занятия.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы.
Учащийся должен знать:
- Общие принципы построения процесса общения.
- Иметь представление о вербальных и невербальных составляющих процесса общения.
- Правила предупреждения и разрешения конфликтов.
- Правила эффективного общения в семье, коллективе.
Учащийся должен уметь:
- Использовать средства коммуникации и знания правил эффективного общения в деятельности и в построении отношений.
- Устанавливать контакты на вербальном и невербальном уровне.
- Конструктивно вести себя в конфликтной ситуации.
Формы подведения итогов реализации программы.
Отслеживание перечисленных результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии, для чего используются задания по взаимной и самодиагностике, а также беседа.
Формами промежуточного и итогового контроля являются тренинги (с заполнением анкет обратной связи) и тестирование.
Одна из форм подведения итогов программы - разработка учащимися исследовательских и творческих проектов с их последующим представлением на школьном ежегодном «Фестивале проектов».
II. Учебно-тематический план курса «Человек среди людей».
Название темы | Количество часов | ||
теория | практика | общее | |
1. Введение. | 1 | ||
1.1. Вводное занятие. | 1 | ||
2. Общение и общительность. | 5 | ||
2.1. Давайте знакомиться! | 1 | ||
2.2. Что такое общение? | 1 | ||
2.3. Общительный ли я человек? Что значит быть общительным? | 1 | ||
2.5. Мой индивидуальный стиль общения. | 1 | ||
2.6. Можно ли научиться общаться? | 1 | ||
3. Я и другие. | 3 | ||
3.1. Я – это Я. Самооценка и общение. | 1 | ||
3.2. Другие могут быть другими. | 1 | ||
3.3. Что такое «толерантность»? | 1 | ||
4. Конфликты и их разрешение. | 6 | ||
4.1. «Конфликтная личность» - кто это? | 1 | ||
4.2. Стили поведения в конфликте. | 1 | ||
4.3. Основные правила разрешения конфликта. | 1 | ||
4.4. Игровой тренинг конструктивного поведения в конфликте. | 2 | ||
4.5. Когда и как предупреждать конфликты? | 1 | ||
5. Что помогает и что мешает нам общаться. | 9 | ||
5.1. Есть контакт! | 1 | ||
5.2. Дар бесценный – речь. (Вербальная коммуникация.) | 1 | ||
5.3. Понятно без слов. (Невербальная коммуникация.) | 1 | ||
5.4. Установки, стереотипы и предрассудки. | 1 | ||
5.5. Что такое «общий язык»? | 1 | ||
5.6. Пространство общения. | 1 | ||
5.7. Этикет и вежливость. | 1 | ||
5.8. Игровой тренинг коммуникативных навыков. | 2 | ||
6. О роли личности в общении. | 4 | ||
6.1. Темперамент и его проявление в общении. | 1 | ||
6.2. У меня такой характер … (Характер и общение.) | 1 | ||
6.3. Маски и роли. | 1 | ||
6.4. Как стать хорошим собеседником? | 1 | ||
7. Как Вас понять? | 5 | ||
7.1. Потребности, эмоции, чувства. | 1 | ||
7.2. Внешнее выражение эмоций и чувств. | 1 | ||
7.3. Как управлять своими эмоциями и чувствами? | 1 | ||
7.4. Игровой тренинг навыков эмпатии и рефлексии. | 2 | ||
8. Подводя итоги. | 1 | ||
8.1. Чему мы учим друг друга? Заключительное занятие. | 1 | ||
Итого: | 17 | 17 | 34 |
III. Содержание программы.
1. Введение. |
Постановка учебных задач. Обсуждение и принятие групповых правил. |
2. Общение и общительность. |
Представление о процессе общения, общительности, индивидуальном стиле общения. Характеристики эффективного общения. Практика: самоанализ навыков общения, диагностика общительности. |
3. Я и другие. |
Понятие о толерантности. Роль самооценки в общении. Представление о безоценочном принятии в общении. Практика: наблюдение и самонаблюдение, диагностика уровня толерантности. |
4. Конфликты и их разрешение. |
Представление о конфликте, стилях поведения человека в конфликте. Правила успешного разрешения конфликтной ситуации и предупреждения конфликтов. Практика: игровой тренинг конструктивного поведения в конфликте |
5. Что помогает и что мешает нам общаться. |
Представление о вербальной и невербальной коммуникации. Закономерности установления контакта и нахождения общего языка с любым собеседником. Преодоление стереотипов и предрассудков. Значение вежливости и соблюдения правил этикета для успешного общения. Практика: игровой тренинг коммуникативных навыков. |
6. О роли личности в общении. |
Представление о темпераменте и характере, особенностях разных типов темперамента. Практика: освоение некоторых приемов активного слушания, поддержания беседы. Самоанализ социальных ролей. |
7. Как Вас понять? |
Представление о взаимосвязи чувств и эмоций с потребностями человека. Особенности проявления эмоций разными людьми. Знакомство с некоторыми способами регуляции эмоционального состояния. Практика: игровой тренинг навыков эмпатии и рефлексии. |
8. Подводя итоги. |
Самоанализ личностных изменений. Итоговое анкетирование. |
IV. Методическое обеспечение программы.
№ | Раздел Тема | Формы занятий | Методы | Дидактический материал и ТСО | Форма подведения итогов |
1 | Введение. | Вводное занятие. | Беседа. | Доска или фланелеграф | «Устав» группы. |
2 | Общение и общительность. | Семинар, мастерская, практическая работа. | Самодиагностика, беседа, чтение научно-популярных текстов, исследование, проект. | Литература по теме, ПК, диагностические методики | Результаты диагностики |
3 | Я и другие. | Занятие-игра, семинар, конференция, практическая работа. | Наблюдение, самодиагностика, взаимодиагностика, мини-лекция, показ видеоматериалов, проигрывание ситуаций. | ПК, медиапроектор, аксессуары для театрализации | Результаты наблюдения |
4 | Конфликты и их разрешение. | Занятие-игра, семинар, лекция, консультация, круглый стол, практическая работа. | Тренинг, наблюдение, самодиагностика, взаимодиагностика, взаимообучение, игра, мини-лекция, проигрывание ситуаций. | Доска или фланелеграф, диагностические методики | Тренинг, обратная связь |
5 | Что помогает и что мешает нам общаться. | Семинар, лекция, конференция, дискуссия, круглый стол. | Самодиагностика, мини-лекция, тренинг, взаимообучение, беседа. | ПК, диагностические методики | Тренинг, обратная связь |
6 | О роли личности в общении. | Занятие-игра, семинар, мастерская, круглый стол, дискуссия, практическая работа. | Тренинг, наблюдение, самодиагностика, беседа, мини-лекция , игра, чтение научно-популярных текстов, исследование, проект. | Литература по теме, ПК, диагностические методики | Результаты диагностики, проекты |
7 | Как Вас понять? | Занятие-игра, семинар, лекция, конференция, практическая работа. | Самодиагностика, взаимодиагностика, тренинг, взаимообучение, беседа, анализ видеоматериалов, исследование. | Диагностические методики , ПК, медиапроектор | Тренинг, обратная связь |
8 | Подводя итоги. | Круглый стол. | Беседа, самоотчёт. | Анкета. |
Материально - техническое обеспечение программы.
Для занятий необходимо достаточно просторное помещение, в котором есть возможность:
- всем участникам занятия сесть в один круг;
- работать в 2-3 группах, не мешая друг другу;
- свободно передвигаться, выполняя игровые упражнения.
Желательно в помещении иметь 2-3 стола, школьную доску, а также технику для просмотра видеокассет и дисков.
Психопрофилактические возможности работы с родителями.
Взаимодействие с родителями играет важную роль в процессе работы по данной программе, поскольку семья оказывает на формирование личности основополагающее влияние. Работая над развитием личностных качеств, навыков, невозможно не работать с семьёй. Именно от родителей подросток должен в первую очередь получать поддержку, помощь, понимание и одобрение в работе над собой; личностному росту должна содействовать не только работа на занятиях, но и семейная атмосфера. Без плодотворного сотрудничества с родителями этого трудно достичь.
Первые шаги к такому сотрудничеству можно сделать на установочном родительском собрании, групповых консультациях для родителей. В дальнейшем, можно предложить родителям индивидуальные консультации по волнующим их вопросам, либо по результатам диагностики, проводящейся в рамках занятий. Главной целью такой работы является повышение психолого-педагогической грамотности родителей, содействие оптимизации родительско-детских отношений в семьях учащихся.
Самым желанным результатом работы по привлечению родителей к работе по данной программе являлось бы их участие в некоторых занятиях (тренинг, мастерская). Это наиболее сблизило бы детей и родителей, позволило им увидеть друг друга по-новому, почувствовать себя сопричастными к взаимному личностному росту.
V. Список рекомендуемой литературы:
Для преподавателя:
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 2003
- Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб., 2007
- Ефимова Н.С. Психология взаимопонимания.- Питер, 2004
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2005
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2001
- Медведева И., Шишова Т. Дети нашего времени. Размышления детских психологов. М., 2000
- Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Разноцветные белые вороны. М., 2006
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2005
- Пазухина И.А. Давайте поиграем. - 2005
- Петровская Л.А. Тренинг компетентности в общении. М., 2010.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М., 2005.
- Практическая психология для преподавателей/Под ред. М.К.Тутушкиной - М., 2007
- Практическая психология для преподавателя. – М.: Изд. Дом "Филинъ", 2009
- Петровский А. В. Введение в психологию. М., 2005
- Психологические тесты (для деловых людей) / Сост. Н. А. Литвинцева. М., 2014
- Психология личности: Тексты. М., 2012
- Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. Пособие.- М.: Владос, 2012
- Рогов Е.Н. Психология общения.- М.: ВЛАДОС, 2001
- Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии: В 3 т. Т. 2. М., 2009
- Федоренко Л.Г. Психотехника эмоционального соучастия: Методические материалы.- СПб.: КАРО, 2006
- Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2004
- Хрящева Н.Ю. . Психогимнастика в тренинге: 220 упражнений для развития способностей - Санкт-Петербург : Речь, 2000
Для учащихся:
- Горелов Н.И. и др. Умеете ли вы общаться? – М., 2011
- Добрович А. Общение: наука и искусство. – М., 2010
- Козлов Н.И. Психология на каждый день. – М, 2004
- Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. – М., 2007
- Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам; пер. с англ. Т. Новиковой. - Москва: Эксмо, 2011