Программа элективного курса "Человек и профессия"

Пояснительная записка

В связи с тем, что социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем, большое значение приобрела проблема профессионального самоопределения подростков. По данным Федеральной службы занятости России вчерашние школьники, – одна из наиболее уязвимых и одна из самых неконкурентоспособных социальных групп из-за отсутствия достаточного профессионального и социального опыта.

Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Для успешного профессионального самоопределения важны, в первую очередь, индивидуальные качества и их соотношения. А люди характеризуются их способностями, интересами и свойствами личности и на этой основе каждый человек соответствует ряду профессий.

Причина введения информационной работы  заключается в существующих противоречиях образовательного процесса, таких как

- необходимостью учета интересов, склонностей и способностей обучающихся, их профессиональных запросов при выборе профессии и содержанием учебных программ, не предусматривающих рассмотрение субъектного опыта обучающихся;

- необходимостью учета выпускниками потребностей рынка труда и организацией образовательного процесса, не содержащей пространства  для анализа обучающимися рынка труда.

Информационная работа позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Особый акцент в программе сделан на использование основных теоретических положений в практической деятельности (работа обучающихся с диагностическими методиками, участие в деловых и ролевых играх, выполнение упражнений), в конкретных ситуациях (например, трудоустройства), что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Перед современной системой образования стоит проблема проектирования профильного обучения, позволяющего эффективно подготовить обучающихся к профессиональному самоопределению. На этапе предпрофильной подготовки  это заключается в осознанном выборе профиля обучения и пути дальнейшего профессионального образования.

        

Общая характеристика данного курса

Данный курс рекомендован для обучающихся 9х классов. Основной целью является формирование у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

·        помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

·        подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

·        расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

·        обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

·        сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

·        обучить планированию профессиональной карьеры.

За основу взята программа элективного курса  профориентационной направленности  «Человек и профессия» под редакцией Н. Н. Рождественской. Курс рассчитан на 18 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Ø Личностные: характер мотивации и активности учащихся, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь интересов с ценностными ориентациями, интенсивность эмоциональных  переживаний, волевых усилий, внимания.

Ø Метапредметные: способность соотнесения учащимися индивидуальных особенностей и профессиональных требований к профессии, владение основными приемами работы.

Ø Предметные: степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием профессиональной деятельности; степень информированности учащихся об общих и специальных профессионально важных качествах личности в данной профессиональной сфере деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_chelovek_i_professiya.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса

Пояснительная записка

В связи с тем, что социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем, большое значение приобрела проблема профессионального самоопределения подростков. По данным Федеральной службы занятости России вчерашние школьники,  одна из наиболее уязвимых и одна из самых неконкурентоспособных социальных групп из-за отсутствия достаточного профессионального и социального опыта.

Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Для успешного профессионального самоопределения важны, в первую очередь, индивидуальные качества и их соотношения. А люди характеризуются их способностями, интересами и свойствами личности и на этой основе каждый человек соответствует ряду профессий.

Причина введения информационной работы  заключается в существующих противоречиях образовательного процесса, таких как

- необходимостью учета интересов, склонностей и способностей обучающихся, их профессиональных запросов при выборе профессии и содержанием учебных программ, не предусматривающих рассмотрение субъектного опыта обучающихся;

- необходимостью учета выпускниками потребностей рынка труда и организацией образовательного процесса, не содержащей пространства  для анализа обучающимися рынка труда.

Информационная работа позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Особый акцент в программе сделан на использование основных теоретических положений в практической деятельности (работа обучающихся с диагностическими методиками, участие в деловых и ролевых играх, выполнение упражнений), в конкретных ситуациях (например, трудоустройства), что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Перед современной системой образования стоит проблема проектирования профильного обучения, позволяющего эффективно подготовить обучающихся к профессиональному самоопределению. На этапе предпрофильной подготовки  это заключается в осознанном выборе профиля обучения и пути дальнейшего профессионального образования.

        

Общая характеристика данного курса

Данный курс рекомендован для обучающихся 9х классов. Основной целью является формирование у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • обучить планированию профессиональной карьеры.

За основу взята программа элективного курса  профориентационной направленности  «Человек и профессия» под редакцией Н. Н. Рождественской. Курс рассчитан на 18 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

  • Личностные: характер мотивации и активности учащихся, осознание личной и общественной значимости будущей профессии, связь интересов с ценностными ориентациями, интенсивность эмоциональных  переживаний, волевых усилий, внимания.
  • Метапредметные: способность соотнесения учащимися индивидуальных особенностей и профессиональных требований к профессии, владение основными приемами работы.
  • Предметные: степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием профессиональной деятельности; степень информированности учащихся об общих и специальных профессионально важных качествах личности в данной профессиональной сфере деятельности.

Содержание курса

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;
  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
  • перечислять основные разделы программы курса;
  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «память», «внимание»;
  • виды памяти и внимания;
  • качества внимания;
  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
  • виды мышления;
  • формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
  • основные операции мышления;
  • основные качества мышления;
  • определение понятия «способности»;
  • основные виды способностей;
  • особенности интеллектуальной сферы;
  • типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные процессы памяти;
  • перечислять основные виды памяти;
  • указывать отличительные особенности различных видов памяти;
  • определять особенности своей памяти;
  • перечислять основные приемы и методы запоминания;
  • перечислять основные качества и виды внимания;
  • объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
  • определять особенности своего внимания;
  • перечислять типы мышления;
  • определять свой преобладающий тип мышления;
  • называть формы логического мышления и определять их сущность;
  • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
  • определять тип своего интеллекта;

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение.  Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
  • типы нервной системы;
  • типы темперамента;
  • определение понятия «потребности»;
  • виды потребностей;
  • особенности делового общения;
  • определение понятия «конфликт»;
  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;
  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

  • называть типы нервной системы и их различия;
  • определять свой тип нервной системы;
  • выявлять свой ведущий тип темперамента;
  • определять наиболее типичные черты своего характера;
  • выявлять уровень самооценки;
  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
  • указывать основные признаки делового общения;
  • перечислять способы разрешения конфликтов;
  • определять свой уровень конфликтности;
  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
  • подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • выявлять тип своей будущей профессии;
  • выделять подтипы профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • называть ПВК профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

V. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
  • виды профпригодности;

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
  • называть мотивационные факторы выбора профессии;
  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

Учащиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
  • определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

VII. Обобщение

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

  • провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».


Тематическое планирование курса «Человек и профессия»

n/n

Дата

9 «А»

(1, 3 вторник)

Дата

9 «Б»

(2, 4 среда)

Разделы. Наименование тем

Содержание занятия

Количество часов

I

4.09

12.09

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

Личный  профессиональный план

1

II

Познавательные процессы и способности личности

4

2.1

18.09

26.09

Память. Внимание

Память. Процессы памяти. виды памяти. Качества внимания

1

2.2

2.10

16.10

10.10

24.10

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

Виды мышления. Основные операции мышления. Формы мышления. Интеллект.

2

2.3

30.10

7.11

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

Общие и специальные способности.

1

III

Психология личности

4

3.1

13.11

21.11

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

Тип нервной системы. Темперамент. Самооценка.

1

3.2

27.11

5.12

Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

Самоопределение. Мотив. Мотивация. Потребность.

1

3.3

11.12

25.12

19.12

9.01

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

Общение. Конфликт.

2

IV

Мир профессий

4

4.1

15.01

23.01

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация. Характеристика.

1

4.2

29.01

12.02

6.02

20.02

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

Цели труда. Орудия труда. Профессиограмма.

2

4.3

26.02

6.03

Типы профессий. Матрица выбора профессий

Тип профессии. Тип личности.

1

V

Профессиональное самоопределение

3

5.1

12.03

26.03

20.03

3.04

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»

Социальный заказ.

2

5.2

9.04

17.04

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

Мотив. Мотивация.

1

VI

Подготовка к будущей карьере

1

6.1

23.04

1.05

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

Карьера. Должность.

1

VII

Обобщение

1

7.1

7.05

15.05

Построение личного профессионального плана.

Сравнительный анализ ЛПП

1

ИТОГО:

18


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Л. Н. Бобровская, О. Ю. Просихина, Е. А. Сапрыкина «Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия», Москва, «Глобус», 2007 год.
  2. Н. И. Дереклеева «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся», Москва, «ВАКО», 2004 год.
  3. Г. В. Резапкина «Отбор в профильные классы», Москва, «Генезис», 2005 год.
  4. Е. Д. Шваб «Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия», Волгоград, «Учитель», 2007 год.
  5. Л. Шеховцова, О. Шеховцов «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе», Ростов0на-Дону, «Феникс», 2006 год.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
  • обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы.

Планируемые результаты изучения данного курса.

 Результатом реализации данной работы должен стать выпускник, обладающий комплексом компетентностей (социальных, коммуникативных), устойчивой мотивацией на трудовую деятельность, нашедшим новый смысл в учебной деятельности, а значит сделавшим обоснованный выбор профиля обучения и в дальнейшем будущей профессии.

В результате выполнения учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • карьера, виды карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • общение;
  • самооценка;
  • профпригодность;
  • компенсация способностей;
  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план;
  • проектировать свою профессиональную карьеру.