Программа "Тренинг решения конфликтных ситуаций"
На современном этапе своего исторического и социально-психологического развития общество пришло к тому, что повсюду человек вовлекается в конфликты различного происхождения. Вследствие столкновения с конфликтом, он теряет намеченную цель, к которой была направлена его деятельность.
Данная программа представляет собой целевое воздействие, на личность молодежного лидера для преодоления сложности восприятия конфликтной ситуации как таковой и развития навыков поиска конструктивного разрешения сложившегося конфликта. Общее время прохождения программы - 3 часа 10 мин.
Программа предназначена для проведения групповых тренинговых занятий с участниками в возрасте от 17 - 20 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_trening_resheniya_konflikta.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тренинг решения конфликтных ситуаций»
тренинг
адаптировали:
к.псих.н
Т. А. Дегтева
педагог-психолог
Д. М. Капов
Пояснительная записка:
На современном этапе своего исторического и социально-психологического развития общество пришло к тому, что повсюду человек вовлекается в конфликты различного происхождения. Вследствие столкновения с конфликтом, он теряет намеченную цель, к которой была направлена его деятельность.
Данная программа представляет собой целевое воздействие, на личность молодежного лидера для преодоления сложности восприятия конфликтной ситуации как таковой и развития навыков поиска конструктивного разрешения сложившегося конфликта. Общее время прохождения программы - 3 часа 10 мин.
Программа предназначена для проведения групповых тренинговых занятий с участниками в возрасте от 17 - 20 лет.
Цель программы:
Программа направлена на предоставление возможности участникам тренинга получить опыт моделирования, развития и регулирования конфликтной ситуации, с целью формирования умения конструктивного разрешения конфликта.
Задачи программы:
- обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
- помощь участникам в умении не предвзято оценивать конфликтную ситуацию;
- корректировка поведения участников в сторону снижения их конфликтогенности (конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
- сплочение конкретного коллектива (в случае если все участники представляют один коллектив), развитие умений и навыков командного взаимодействия.
Оборудование:
Ватманы – 6 шт., Ручки 10 шт., Маркеры- 4 шт., Нейлон- 10 м., Файлы- 1 уп., Краски- 1 уп., Глянцевая бумага – 1 пачка.
План тренинговой программы
Упражнение | Описание | Время | |||
Часть I | |||||
Введение Приветственное слово тренеров | Теория В общих чертах конфликт это — столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликтные ситуации изучает конфликтология. Если говорить более подробно, то конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. В психологии конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Существуют различные причины конфликтов, например различные явления, факты, ситуации и .т.д., также причины могут быть социально политическими, экономическими, индивидуально-психологическими и т.д. | 5 мин | |||
Упражнение на знакомство «Интервью» | Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга. | 20 мин | |||
Оценка ожиданий участников | Тренер предлагает участникам подумать о том, чего они ждут от занятий и записать это на цветных листиках, которые затем наклеивает на дерево ожиданий, заранее нарисованное на ватмане. | 5 мин | |||
Принятие соглашений группы. | Обсуждение соглашений:
| 5 мин | |||
Упражнение «Соглашение» | Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие: •Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти. •Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. •Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. •Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. •Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика. •Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным. | 20 мин | |||
Упражнение «Печатная машинка» (разминка, с целью выработки навыков сплоченных действий) | Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши | 10 мин |
Упражнение «Ассоциации» | Когда мы говорим слово «Конфликт» у нас возникает определённый ряд ассоциаций, чувств. Давайте сейчас каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово конфликт, какой образ подсказывает воображение? | 10 мин. | ||
часть II | ||||
Слово ведущего | Теория – Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта. - Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т.д. - Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т.п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта. - Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта. - Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами):педагогическими(беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.). Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. | 5 мин | ||
Упражнение «Сглаживание конфликтов» | Группа делится на команды по три человека. | 20 мин |
Упражнение «Шаг» | Вы являлись виновником конфликта. Что вы могли бы сделать для его разрешения. | 10 мин | |
Техники слушания | Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин "очень скучного рассказа". Затем ведущий отзывает в сторону будущих "рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ "очень скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы "слушающие" не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается. Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как "глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения. | 20 мин. | |
«Поиск…» | Из свей команды выбираются 4 человека, среди них распределяются роли: директор банка, владелец сети супермаркетов, владелец косметической компании и директор телекомпании. (данные участники являются серьезными конкурентами) Остальная часть группы делится на команды по 2 человека, их задача заключается в совершении нескольких сделок: - заключить договор сотрудничества; - оформить кредит; - провести совместное мероприятие; - пустить рекламу на телевидении. При этом все эти сделки совершаются со всеми 4 инстанциями. Поскольку они изначально конфликтны между собой, цель команд заключить сделки без конфликта, приводя доводы «За». | 20 мин. | |
Мозговой штурм | Участники тренинга размышляют о причинах, побуждающих людей вступать в открытые конфликты без попыток мирного урегулирования, о последствиях такой формы поведения. | 20 мин | |
Рефлексия занятия | Подведение итогов тренинга | 20 мин |